Статья на тему «Важность функции контроля в процессе обучения»
Лазаренко Любовь Ивановна
преподаватель-методист ГПОУ «Шахтерский техникум
кино и телевидения имени А.А. Ханжонкова», г. Шахтерск
ВАЖНОСТЬ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Готовность человека и его желание учиться – один из ключевых факторов успеха образовательного процесса. Механическое побуждение к обучению не может дать высокого позитивного результата. Мотивация обучения, интерес к познавательной деятельности определяют интенсивность внимания, качество запоминания, понимание прочитанного материала, результат мыслительной деятельности.
Использование компьютерных технологий в образовании привело к усовершенствованию методов и технологий образовательного процесса. Новые методы разработки учебного материала, основанные на применении современных устройств: компьютерная техника, проекторы, визуальные материалы, повышают эффективность его использования и дают возможность выбора оптимального набора технологий для организации обучения. Таким образом повышается результативность обучения, а многие рутинные процессы контроля знаний подвергаются автоматизации, что делает современную систему образования более гибкой и способной быстро реагировать на любые изменения в современном образовании [1].
Уход от традиционного урока через использование в обучении современных технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшения качества обучения. Важность использования компьютерных технологий в процессе образования определяется тем, что с их помощью можно эффективно реализовать разносторонние возможности: помогает сделать процесс обучения более целесообразным; позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению; усиливается мотивация и уровень самообразования; позволяет привлечь обучающихся к различным источникам информации.
Одним из главных значений в образовательном процессе имеет контроль знаний и качества полученных умений и навыков. Важность функции контроля в процессе обучения не ограничивается лишь только простой оценкой знания, но и помогает управлять учебным процессом со стороны его оценки и корректировки.
В педагогике выделяют несколько видов контроля знаний:
- традиционный, наиболее часто используемая форма в современном образовательном процессе в виде самостоятельных, курсовых и контрольных работ;
- контроль с использованием не компьютерных средств, где преподаватель использует специальные бланки с тестовыми вопросами;
- контроль с использованием компьютера. Удобство такого вида контроля обеспечивается за счет возможности быстрого анализа правильности ответов и хранения результатов о работе студентов;
- удаленный контроль. Главной особенностью которого является относительная свобода в выборе подходящего времени и места для прохождения тестирования [3].
Как правило, тестирование является одним из популярных инструментов оценки уровня образования с использованием ИКТ. Основной задачей компьютерного тестирования является выявление несоответствия знания обучающихся определенному образовательному стандарту. Уровни владения материалом, проверяемый педагогическим тестированием дает возможность:
- применения полученных знаний при решении стандартных задач;
- способность к анализу нестандартных проблем;
- знание основных понятий и определений по изученной теме;
- умение обобщать изученный материал и находить связь с уже имеющимися данными.
При создании программ для проверки знаний с помощью компьютерных технологий необходимо определить ряд особенностей, которыми должен обладать комплекс тестирования:
- универсальность, которая позволяет преподавателю с легкостью создавать разнообразные тестовые задания без обращения к услугам специалистов;
- модульность, которая обеспечивается наличием в системе определенных взаимосвязанных блоков для создания тестовых заданий;
- централизованность, все данные, которые обеспечивают работу программы хранятся централизованно на удаленном сервере;
- защищенность, функция системы необходимая для предотвращения доступа обучающихся к верным ответам теста;
- адаптивность, программа должна иметь возможность использоваться в условиях различных моделей диагностики знаний;
- возможность автоматической обработки результатов [1].
На настоящий момент существует много тестирующих программ, которые содержат уже готовые вопросы для контроля. Однако их использование не всегда актуально, поскольку такие комплексы, очень часто, не учитывают специфику конкретного предмета, содержание образовательных программ и специализацию обучающихся.
С этой точки зрения, предпочтение отдается программам, которые позволяют конструировать свои собственные тесты. Существует большое количество таких конструкторов. Предлагаю для рассмотрения обзор некоторых из них, которые автор использует в своей работе.
Система программ My Test – состоит из программы тестирования обучающихся, редактора тестов и журнала результатов. Программа имеет интуитивно понятный интерфейс, благодаря которому можно с легкостью пользоваться не только опытным пользователям, но и начинающим педагогам. Программа легка и удобна в пользовании. Эта программа позволяет создавать семь различных типов заданий: выбор одного варианта ответа; нескольких вариантов ответа; установления правильного порядка следования каких-либо фактов. C помощью программы My Test возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных организациях как с целью выявить уровень знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающимися целями. Предприятия и организации с помощью этой программы могут осуществлять аттестацию и сертификацию своих сотрудников [5].
Данная программа активно используется самим автором в образовательном процессе, поэтому ее использование основано на активном опыте, а не абстрактном размышлении. Вы можете совершенно бесплатно скачать и опробовать My Test в действии.
Следующая предлагаемая для обзора программа – Tester служит для создания контрольных тестов различного уровня сложности. Программа достаточно проста в использовании. Эта программа включает в себя редактор тестовых заданий, саму программу для проведения контроля и просмотр результатов. Количество вопросов в Tester не ограничено, хотя количество вариантов одного задания не должно превышать шести. Тип задания только один – выбор одного варианта ответа. Здесь дана возможность сопровождать вопросы изображениями и комментариями. По завершению тестирования автоматически открывается окно результатов [4].
Для создания тестов также могут быть использованы программы PowerPoint и Flash редактор. В этих программах предусмотрены заранее подготовленные шаблоны, которые помогут преподавателю создать учебные тесты различного уровня сложности.
При подготовке тестов в программе PowerPoint имеется возможность добавлять в них различные мультимедийные файлы, а также оформлять тест в любой приятной для восприятия форме.
Использование Flash редактора позволяет добавлять в тестовые задания анимацию, что значительно расширяет восприятие информации [4].
Применение в работе компьютерных программ дает возможность избежать нежелательного списывания и подсказок, повысить объективность в оценке результата, усилить мотивацию и интерес обучающихся.
Развитие информационных и компьютерных технологий не стоит на месте, в связи с этим, для современного образовательного процесса становятся доступны многие функции, не использовавшиеся ранее. С другой стороны, при создании образовательных ресурсов с использованием компьютера необходимо ориентироваться на ряд требований, в том числе использование определенных модулей, для контроля знаний, применение которых обеспечит высокое качество работы при их выполнении.
1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие / И.Г. Захарова. – Москва: «Академия», 2003. – 102 с.
2. Информационно – коммуникативные технологии // интернет портал. – URL: http://www.ict.edu.ru/
3. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А.Н. Майоров. – Москва: «Академия», 2000. – 352 с.
4. Система программ для создания и проведения компьютерного тестирования // интернет портал. – URL: http://mytest.klyaksa.net/
5. Тестовый контроль учебной деятельности / под ред. Т.А. Романова. – Москва: УМЦ СПО МСХ РФ, 2000. – 98 с.