Календарно-тематический план для детей ЗПР «Богатырская неделя Ильи Муромца»
Группа: группа компенсирующей направленности для детей ЗПР
Тема: «Богатырская неделя Ильи Муромца»
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
Задачи:
- Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
- Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
- Обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Итоговое мероприятие: создание мини-книжки о богатырях.
Ответственный за проведение итогового мероприятия: воспитатели.
День недели |
Режим |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) |
Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами |
||||||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
||||||||
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||
Понедельник – 06.02.17г. |
1 пол.дня |
Утренняя гимнастика .№24 Л. Пензулаева с.110 Назначение дежурных по столовой, по группе, по занятиям. Рассматривание книг о Руси и русских богатырях в центре книги. Беседы: «Древняя Русь» «Былина», «Как предки защищали Русь от врагов?» Дать представления об укладе жизни древних славян, сформировать знания о силе и славе богатырской Руси, о ее народных героях. |
И/у на развитие слухового внимания «Четвертый лишний» |
Рассматривание картины В.М.Васнецова «Три богатыря». Развитие у детей интереса к былинной живописи, ее героям, вызвать любовь и гордость за наших предков –защитников Родины.
|
Выставка книг, открыток, картин о Древней Руси, о богатырях. Рассматривание карт Киевского государства, России. |
Индивидуальное консультирование по запросам. Привлечь родителей к сбору информации вместе с детьми, в том числе и в Интернете поданной теме.
|
||||
Н.О.Д. 1пол.дня |
Познание. Ознакомление с окружающим миром. «Богатыри-защитники земли русской». Формирование знаний о величии Руси, о силе и славе богатырей. |
|||||||||
Художественное творчество. Лепка « Кольчуга для богатыря ». Учить детей работать коллективно. Учить создавать образ богатыря в лепке. Развитие мелкой моторики. |
||||||||||
2 пол.дня |
Коррекционный час. |
|||||||||
Физическое развитие. По плану физкультурного руководителя. П.и. «Поймай хвост дракона» с ленточками, «Змейка» с веревкой. |
||||||||||
Прогулка: |
Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки. Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц Что такое след? Сюжетные игры по выбору детей. Трудовые поручения. Экспериментирование со снегом.( изменение формы Индивидуальная работа по развитию движений: Игровое упражнение: “ Не сбей флажок.“ Цель: Продолжать ходить змейкой между предметами, не сбивая их. |
|||||||||
2 пол.дня |
Оздоровительная гимнастика после сна,№7. Закаливание№8. Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры Совместный труд детей - ремонт книжек. |
Д.и. «Богатыри» -разрезные картинки. |
Беседа: «Про русских богатырей-Илья Муромец, ДобрынюНикитичаи Алешу Поповича». Воспитывать чувство годости за богатырскую силу, уважения к воинам, желание им подражать. |
Подготовка к с/р игре «Богатыри». Просмотр мультфильмов про богатырей. Предложить детям настольно-печатные игры. |
||||||
Прогулка. |
Исследовательская работа: Из какого снега можно лепить? попробуйте слепить ком снега. Почему снежинки тают у нас на ладошках? .Подвижная игра: “Ворона – воробей.“Цель: Учить внимательно слушать команду, развивать внимание, продолжать учить ориентироваться в пространстве. |
День недели |
Режим |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) |
Взаимодействие с родителями/ |
||||||||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
||||||||||
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||||
Вторник – 07.02.17г |
1 пол.дня |
Утренняя гимнастика. .№15Л. Пензулаева с.105 Назначение дежурных по столовой, по группе, по занятиям Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал». Формирование умения детей внимательно слушать текст былины, понимать содержание, отвечать на вопросы. |
Создать условия для заучивания пословиц. |
Отгадывание загадок, чтение поговорок и пословиц. Формировать умение детей понимать смысл пословиц и поговорок. |
Рассматривание репродукций художника В.М. Васнецова в книжном уголке. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
|
Оформление папки –передвижки «Русские богатыри» |
||||||
Н.О.Д. 1 пол.дня |
Познание.ФЭМП Занятие № 5 п/с продолжать знакомить с часами, развивать умение ориентироваться на листе бумаги; закреплять представление о многоугольнике И. А. Помораева с.111 |
|||||||||||
Речевое развитие.«Как наши предки защищали Русь от врагов.». |
||||||||||||
2 пол.дня |
Худ-эстетич развитие.По плану музыкального руководителя. Разучивание песни «Любим Армию свою». |
|||||||||||
Коррекционный час. |
||||||||||||
Прогулка: |
Почему происходит смена дня и ночи? (наблюдение утром, в полдень, вечером) Цель: Дать представление о том, как происходит смена дня и ночи. рудовая деятельность Сгребать снег в определенное место для постройки ледяных фигур (коллективный труд). Подвижные игры.«Кто самый меткий?»Цель: упражнять детей в метании, развивать глазомер. |
|||||||||||
2 пол.дня |
Оздоровительная гимнастика после сна №4 Закаливание №5 Чтение русских былин и сказок «Илья Муомец и Соловей –Разбойник». Продолжать формирование умения детей внимательно слушать текст былины, понимать содержание, отвечать на вопросы. |
Повторить с детьми построение в 2 колонны. |
Инсценировка былины «Как Илья Муромец богатырем стал». Подготовка атрибутов к игре. |
Предложить детям д.и. «Собери богатыря в дорогу». Рассматривание иллюстраций оружия богатырей , кольчуги, шлемов. Предложить детям развивающие игры Никитина. |
||||||||
Прогулка. |
П/и «С кочки на кочку» Цель: Упражнять детей в прыжках с продвижением вперед. Трудовая деятельность: Изготовление вертушек для наблюдения за ветром. |
День недели |
Режим |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) |
Взаимодействие с родителями/ |
|||||||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||||||||
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||
Среда 08.02.17г |
1 пол.дня |
Утренняя гимнастика. .№22 Л. Пензулаева с.110 Назначение дежурных по столовой, по группе, по занятиям Чтение русских былин и сказок «Как Илья поссорился с князем Владимиром» Продолжать формирование умения детей внимательно слушать текст былины, понимать содержание, отвечать на вопросы. |
Закреплять состав числа 7 из двух меньших чисел |
Загадки про богатырей. Игровое упражнение:» «Да или нет». |
Слушание П.И.Чайковского «Марш деревянных солдатиков»., А.Пахмутовой «Богатырская сила» Е.Стрельниковой «Русь былинная». |
Совместное изготовление атрибутов к играм и к празднику 23 Февраля. |
|||||
Н.О.Д. 1 пол.дня |
Речевое развитие(Развитие речи) . «Мир русских былин в картине В.М. Васнецова «Богатыри» Рассказ по картине. Формирование умения у детей сопереживанию художественному образу.+ умений высказываний. Использовать образные слова и выражения. Н.А.Курочкина «знакомим со сказочно-былинной живописью» с.11. |
||||||||||
Художественное творчество (Рисование) « Богатыри русской земли». Учить рисовать русских богатырей в доспехах. Учить передавать несложные движения человека, учить изображать характер особенностей костюма, шлем, кольчуга. Закреплять умения равномерно закрашивать рисунок в одном направлении. |
|||||||||||
2 пол.дня |
Физическое развитие.По плану физкультурного руководителя. Перетягивание каната. Петушиные бои. |
||||||||||
Коррекционный час. |
|||||||||||
Прогулка: |
Наблюдение за легковым транспортом. Цель: Закрепить знания детей об автомобилях, различать их по назначению. Выяснить влияние автомобилей на окружающую среду Ситуативный разговор «Что такое хорошо, а что такое плохо». Беседа: Какой общественный транспорт вы знаете? Как называется место, где останавливаются автобусы? (остановка) . П/и «День – ночь». |
||||||||||
2 пол.дня |
Гимнастика пробуждения № 7 Закаливание№8. Просмотр презентации «Богатыри земли русской». Воспитывание в детях гордость за своих предков. |
Заучивание потешек про богатырей. |
«Что значит быть сильным, смелым или трусливым, что такое подлость, предательство» |
Строительные игры. «Строим крепость». Предоставить детям возможность выбора в процессе игры. Предложить детям развивающие игры.( палочки Кюизенера, альбомы для заданий). |
|||||||
Прогулка. |
Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Салки» Цель: Действовать по сигналу, закреплять умение двигаться приставным шагом в разные стороны. Трудовая деятельность: Уборка снега на участке малышей. Цель: формирование взаимопомощи. |
День недели |
Режим |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) |
Взаимодействие с родителями/ |
|||||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||||||
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
Четверг- 09.02.17г |
1 пол.дня |
Утренняя гимнастика. .№15 Л. Пензулаева с.105 Назначение дежурных по столовой, по группе, по занятиям Беседа: «Подвиги русских богатырей». Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории русского народа; |
Д/игра «Угадай предмет» на развитие речи детей |
Напоминание о правилах безопасности во время раздачи еды во время дежурства |
Пополнить игровой уголок для игр в солдат, богатырей. Предложить детям развивающую игру «Математический планшет». |
Оформление выставки рисунков «Мой папа - богатырь» |
|||
Н.О.Д. 1пол.дня |
Соц-коммун-е развитие. Театрализация. Инсценировка былины «Илья Муромец». Предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения. Закрепление поговорок и пословиц. |
||||||||
Худ-эстетич развитие .По плану музыкального руководителя. |
|||||||||
2 пол.дня |
Коррекционный час. |
||||||||
Прогулка: |
Наблюдение за хвойными деревьями (ель, сосна, пихта Цель: закрепить знания детей о деревьях. Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Индивидуальная работа по развитию движений .Цель: Совершенствовать приемы метания в горизонтальную цель .Развивать Трудовая деятельность Сгребать снег в определенное место для постройки ледяных фигур (коллективный труд). |
||||||||
2 пол.дня |
Оздоровительная гимнастика после сна№7 Закаливание№8 Чтение русской былины «Добрыня и и Змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Приобщать детей к культуре чтения, беседовать с детьми об услышанном. |
Развивать согласованность в работе глаза и руки, готовить руку к письму. |
Беседа о том, как надо обращаться со столовыми приборами |
Предложить детям игры пазлы «Строим дом», «Три богатыря» |
|||||
Прогулка. |
Трудовая деятельность: уборка участка от снега. Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе. Индивидуальная работа по развитию движений. Закрепление навыков ходьбы на лыжах. Самостоятельные игры с выносным материалом. Подвижная игра: «Раз, два, три – беги!» Цель: развивать быстроту бега, ловкость, внимание. |
День недели |
Режим |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) |
Взаимодействие с родителями/ |
||||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
||||||
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
Пятница 10.02.17г Пятница-10.02.17г 20.02.15 |
1 пол.дня |
Утренняя гимнастика. «Мы теперь богатыри» Назначение дежурных по столовой, по группе, по занятиям Беседа: «Богатыри земли русской». |
Описание репродукций картин о богатырях |
Ситуативный разговор о правилах хорошего тона. |
Рисование по трафаретам. «Богатырский конь». Предложить детям развивающию игру «Математический планшет». (выкладывание снаряжения богатыря). |
Изготовление книжек-малышек о богатырях. |
||
Н.О.Д. 1 пол.дня |
Познание.Познавательно-исследовательская деятельность «Богатыри земли русской». Цель: через познавательно-исследовательскую деятельность развивать в детях умение решать проблемные задачи. |
|||||||
Художественное творчество. Аппликация «Богатырский щит». |
||||||||
2 пол.дня |
Коррекционный час. |
|||||||
Прогулка: |
Наблюдение за живыми объектами(птицами). Беседа: - В какое время суток птицы чаще прилетают к кормушкам? Какой корм нравиться больше? Трудовое поручение(кормление птиц). П.и. «Кот и мыши». |
|||||||
2 пол.дня |
Оздоровительная гимнастика после сна%7 Закаливание№8 |
Д/игры «Что лишнее», «Найди соседей». |
Напоминание о том, как правильно одеваться после дневного сна. |
С/р игра «Завтрак богатыря». Рисование по трафаретам. «Богатырский конь» |
||||
Прогулка. |
Накопление и обогащение двигательного опыта детей. П.и. «Перебежки». Беседа за сезонными изменениями (гололедицей). Ситуативная беседа. |
|||||||
Организация образовательной деятельности
Содержание |
Цели |
Совместная деятельность |
Самостоятельная деятельность |
Индивидуальная |
Работа с родителями |
Пятница 10.02.17г. Тема: «Богатырская неделя Ильи Муромца» 7.00 -8.15. Организация утреннего приема. Прием (подъем), утренний туалет. |
|||||
Прием детей в группе. Нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. |
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми Развивать интерес к языку былин и сказаний о русских богатырях. |
Беседа на тему «Богатыри земли русской». Развивать интерес к языку былин и сказаний р русских богатырях. Обратить внимание детей , что в те далекие времена былины слагали и рассказывали сказатели. Продолжать развивать представления детей о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитичне и Алеше Поповиче. Это особые люди, которые по памяти рассказывали былины нараспев, подыгрывая себе на гуслях. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал о героях –богатырях, об их подвигах, о победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов защищали свою землю проявляли свою храбрость, смекалку. Вот так из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. (Показать и рассматривание иллюстрации сказителя ). |
Индивидуальная работа с детьми: Создать условия для закрепления истории русского народа.(Папка-передвижка «Богатыри русской земли»); Создать условия для составления рассказов по сюжетным картинкам. Предложить детям для самостоятельной работы настольно-печатные игры, дидактические игры: пазлы, разрезные картинки «Богатырь», лото, домино, мозайки, палочки Кюизенера, счетные палочки, математический планшет. |
Оказание помощи в правильном составлении предложений отработке речевых навыков |
|
8.15- 8.30. Утренняя гимнастика |
|||||
Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта. Комплекс упражнений. Утренняя гимнастика" Мы теперь богатыри" Дружно встанем раз-два-три- Дети шагают на месте Мы теперь богатыри! Руки согнуты в локтях, показывают силу. Мы ладонь к глазам представим, Руку правую подносят козырьком к глазам Ноги крепкие расставим, Ноги в стороны Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво. Поворот вправо И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево Наклонились влево- вправо Руки на поясе, наклон влево-вправо Получается на славу! |
Совершенствование физических качеств, формирование правильной осанки, умение осознанно выполнять движения. |
Разучивание стихотворения о зарядке «Мы теперь богатыри» |
Формирование умения осознанно выполнять движения под текст. Контролируют свои движения . |
Напоминание о соблюдении правил безопасности во время выполнения физических упражнений |
|
8.30-8.55 Подготовка к завтраку. Завтрак |
|||||
Самообслуживание. Завтрак. |
Продолжать правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, обращаться с просьбой, благодарить, выполнять обязанности дежурсных. |
Гигиенические процедуры, выполнение обязанностей дежурных по столовой, сервировать стол, приводить в порядок после еды. |
Самостоятельно моют руки перед едой, владеют простейшими навыками поведения во время еды |
Индивидуальные напоминания о правильном поведении во время еды |
|
8.55-9.00 Игры. Самостоятельная деятельность детей. |
|||||
Отгадывание загадок. -Храбрый и смелый – отважный смельчак. Рода поповского наш весельчак. Самый младой из троих богатырь, Русь защищал, врагов он разил. ( Алёша Попович) -Долго могучая сила в нём зрела, а пробудилась от горя она. Встал богатырь за Отчизну и смело бился – себя не щадя и врага. (Илья Муромец) -Доброе имя носил богатырь. Врагов не жалел, Отчизну любил. Вместе с Муромцем служил, супостатов сокрушил. (Добрыня Никитич) |
|||||
9.00 -9.25. НОД. «Познание» |
|||||
Поисково-исследовательская деятельность «Богатыри земли русской» |
Через познавательно-исследовательскую деятельность развивать в детях умение решать проблемные задачи. - Расширить знания о понятие «былина», как жанре народного творчества. - Закрепить знания названий элементов костюма и оружия русского богатыря, формировать грамматический строй речи. - Развивать представление о времени, умении ориентироваться в прошлом и настоящем. - Развивать умения работать в группах и решать сообща проблемные задачи. - Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям. - Воспитывать интерес к истории России. |
См. Приложение№1 |
|||
9.35-10.00. НОД. «Художественно-эстетическое развитие» |
|||||
Аппликация из крупы. «Богатырский щит» |
Учить детей работать с природным материалом. Развиваем навыки приема приклеивания круп на бумажную основу. |
Рассматривание карточек оружия богатырей(меч, булава, кистень и т.п.). |
Расширяем и обогащаем сферу познания у детей. Развиваем творчество, фантазию, самостоятельность
|
||
10.35.12-15. Игры. Подготовка к прогулке. Прогулка. Возвращение с прогулки. |
|||||
Двигательная активность. П.и.»Затейники» |
Совершенствование и развитие игрового замысла, воспитывать умения соблюдать правила игры со сверстниками |
Подвижная игра с элементами бега. |
Может контролировать свои движения и управлять ими |
Напоминание правил безопасности во время игры |
|
Наблюдение за живыми объектами(птицами). Трудовое поручение(кормление птиц). П.и. «Кот и мыши». |
Закреплять умения быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдая порядок в своем шкафу. Продолжать формировать представления о жизни и повадках зимующих птиц. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми привычки играть сообща, Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. |
Наблюдение за птицами. Беседа: - В какое время суток птицы чаще прилетают к кормушкам? Какой корм нравиться больше? Кормление птиц. |
Самостоятельно одевается и раздевается, соблюдает порядок в своем шкафу, проявляет желание играть в п.и., к различным видам детской деятельности, умеет делиться впечатлениями с педагогами и со сверстниками. |
Напоминание о правилах поведения во время прогулки |
Напомнить родителям о корме для птиц зимой. |
12.15 -15.00. Организация питания и сна. |
|||||
КГН. Самообслуживание. Подготовка к обеду. |
Формирование привычки мыть руки перед обедом, учить правильно пользоваться столовыми приборами. |
Напоминание о соблюдении правил поведения во время еды, важности говорить «спасибо» после еды |
|||
Чтение былины «Илья Муромец и соловей разбойник». |
Продолжать формирование умения у детей внимательно слушать текст былин. Понимать содержание, отвечать на вопросы. |
Ситуативная беседа о трудной службе богатырей. |
Рассматривание иллюстраций в книгах про богатырей. |
Помощь воспитателя в отработке речевых навыков. |
|
15.00 -15.40. Подъем и полдник. |
|||||
Постепенный подъем. Гимнастика после сна и закаливание. Комплекс упражнений № Подготовка к полднику. Полдник. |
Формирование представления о двигательной активности, знакомство с правилами закаливания, приучать убирать постель после сна, расширять представления о рационаольном питании и пользе закаливающих процедур. |
Ситуативная беседа о пользе для здоровье соблюдения режима дня. |
Соблюдение режима дня, есть представления о пользе закаливания, о рациональном питании. |
Помощь при выполнении упражнений |
|
15.40-16.05. Коррекционная работа См. приложение №3 |
|||||
16.05-16.45. Игры, самостоятельная деятельность |
|||||
Центр сюжетно-ролевой игры: «Завтрак богатыря».
Центр строительства. «Строим село».
Центр рисования. Рисование «Богатырский конь». |
Совершенствовать игровые замыслы у детей, уметь распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий. Создать условия для развития общения между детьми в игре. Следить за громкостью речи детей, правильным звукопроизношением. Формировать умение обводить картонные шаблоны, штриховать в одном направлении, не заходя за контур. |
Создавать условия для активизации в речи детей существительных-названий русской посуды, продуктов питания и мебели.
Материалы: мелкий настольный конструктор, деревянный конструктор и крупный деревянный конструктор.
Материалы: Карандаши, фломастеры, восковые мелки, шаблоны.
|
Договариваются с партнерами, как играть. |
Оказание помощи в налаживании контактов при взаимодействии со сверстниками |
Привлечь родителей к пошиву костюмов для игры. |
16.45- 18.00. Подготовка к прогулке, прогулка. |
|||||
Накопление и обогащение двигательного опыта детей. П.и. «Перебежки». Беседа за сезонными изменениями (гололедицей). Ситуативная беседа. |
Совершенствование игрового замысла и умения детей. Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. |
П.и. с элементами бега. Беседа о правилах безопасного поведения при гололеде. |
Умеют контролировать свои движения и управлять ими. Рассматривание картинок с изображением гололедицы. |
Напоминание правил безопасности во время игры |
Напоминание об осторожности родителям о выходе зимой на лед с детьми. |
18.00 – 18.20. Возвращение с прогулки. Игры, самостоятельная деятельность |
|||||
18.20-18.45. Подготовка к ужину, ужин. |
|||||
18.45-20.20. Спокойные игры детей. |
|||||
20.20-21.00. Подготовка ко сну, гигиенические процедуры, укладывание. |
|||||
21.00.-07.00. Ночной сон. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
НОД по поисково-исследовательской деятельности «Богатыри земли русской»
Конспект непосредственно образовательной деятельности:«Богатыри земли русской»
Цель: через познавательно-исследовательскую деятельность развивать в детях умение решать проблемные задачи.
Образовательные задачи:
- Расширить знания о понятие «былина», как жанре народного творчества.
- Закрепить знания названий элементов костюма и оружия русского богатыря, формировать грамматический строй речи.
Развивающие задачи:
- Развивать представление о времени, умении ориентироваться в прошлом и настоящем.
- Развивать умения работать в группах и решать сообща проблемные задачи.
Воспитательные задачи:
- Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России,
желание подражать богатырям.
- Воспитывать интерес к истории России.
Предварительная работа:
1. рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри»;
2. чтение отрывков из былин «Илья Муромец и соловей разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
Словарь: кольчуга, былина, дружина, сказитель, нараспев, булава, колчан, снаряжение, богатырь, слагать.
Оборудование: магнитофон, диск с записью песни «Богатырская сила», сундучок, свиток, картинки с изображением одежды, металлический, деревянный, резиновый, пластмассовый шары, емкость с водой.
Ход совместной деятельности:Организационный момент:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Мотивационно – ориентировочный этап:
- Ребята, сегодня утром у нас в группе я обнаружила вот этот волшебный сундучок. Давайте откроем его и посмотрим, что же там? (Дети открываю сундучок, достают письмо, читают)
«Ай да люди добрые!
Ай да люди мудрые!
Вести наши слушайте,
Вести невеселые.
Пролетал над Киевом
Змей Горыныч огненный
И унес Забавушку,
Княжеску племянницу.
Князь наш просит помощи
И совета умного.
Некому помочь ему
Силой богатырскою:
Далеко все воины,
Заняты в сражениях.
Кто из вас отважится
Вызволить Забавушку?» (Сказители)
- О чем сказители просят нас в письме? (о помощи.)
- Что случилось с Забавушкой?
- Как мы с вами поступим? (пойдем выручать Забавушку)
Поисковый этап.
- Ребята, а кто такие сказители? (это люди, которые слагали былины о богатырях, и жили в далекой старине)
- Что такое былина? Былина произошла от слова быль, было. Это рассказы о том, что было в давние времена.
- Как сказитель рассказывал Былину? Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев о героях богатырях, об их подвигах. Передавалась былина в русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В которых, отражалась жизнь русского нapoдa.
Много песен, сказаний и былин сказывал народ о делах и победах богатырей, о том, как было, о том как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли мужество, храбрость, силу, отвагу, смекалку, доброту.
- Ребята, а кто такие богатыри, и почему о них слагали былины?
- А чем богатыри отличались от других людей?
- Ну что ребята, смогли бы мы помочь, показать свою силу и смекалку?
Практический этап.
- Тогда нам нужно собираться в путь. Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, как выглядел русский богатырь? Где мы можем это увидеть? (в книгах, на картинах, кино и т. д.)
- Ребята, мы посмотрели, как выглядели русские богатыри, теперь давайте выберем одежду для богатырей.
Дидактическая игра «Одень богатыря» (из набора одежды нужно выбрать богатырскую).
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял, Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём мы, и смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
- А что еще нужно богатырю, чтобы он смог защитить свою Родину?
Дидактическая игра с клубочком «Оружие богатыря» (Дети называют виды оружия богатыря)
- Какое должно быть оружие, чтобы одолеть врага (крепкое, прочное?
- Отгадайте загадку «Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
- А какой он меч? (Тяжелый)
- А почему, как вы думаете? (он из металла)
- А из чего делали в старину оружие? (дерево, металл)
- А какое оружие было самое прочное? (ответы детей)
- А давайте проверим, кто из вас прав? У нас есть шарики, посмотрите, чем они отличаются? (цветом, размером, весом)
- А как мы можем проверить их на прочность и тяжесть?
Эксперимент по определению тяжести материалов.
(Дети взвешивают шарики, опускают в ванночку с водой)
- Что случилось с шариками? Какой самый тяжелый?
- Молодцы! Какой мы вывод можем с вами сделать? Какой самый прочный материал? А еще какой материал использовали для изготовления богатырского оружия? (дерево).
- Итак, ребята, одежду богатырскую мы с вами выбрали, определили какой материал самый прочный и из чего делали в старину оружие. Теперь нам нужно отправляться дальше.
- Давайте вспомним в былинах, что предстояло выбрать русскому богатырю?
(Дорогу)
- Правильно, ему предстояло выбрать дорогу. Вот и на нашем пути стоит камень, а на нём написано:
Пойдёшь направо - Деньги и слава, Пойдёшь налево - друзей потеряешь. Двинешься прямо - ждет опасность и богатырская слава.
- Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Хождение по канату под музыкальное сопровождение «Богатырская сила».
- А вот и логово Змея Горыныча. Посмотрите тут какое- то послание для нас (читают послание).
Ох, и надоело мне
Кости мять в сражениях,
Все бока отбитые,
Крылья переломаны.
Мерялся довольно я
С силой богатырскою,
Будь тогда, по-вашему,
Отпущу Забавушку,
Княжеску племянницу!
Змей Горыныч
- А как вы думаете, ребята, почему Змей Горыныч сбежал? Почему согласился отпустить Забаву?
Символическим ключом открывается дверь и освобождается ЗАБАВА.
Рефлексивно – оценочный этап.
- Ну вот, ребята и подошло к концу наше путешествие. Что нам помогло в путешествии?
- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
- Что нового вы узнали?
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация из крупы. "Богатырский щит":
Материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка, различна крупа.
Воспитатель предлагает изготовить щит для богатыря и выложить рисунок из различной крупы. Закрепление обводить шаблон, работать с клеем и с кисточкой. Убирать рабочее место за собой.
Развитие аккуратности, внимания, мелкой моторики в продуктивной деятельности.
Приложение №2
Пословицы |
Загадки |
Кто смел, тот на коня сел. Смелость города берёт. Богатыри ни с мечом, ни с калачом не шутят. Храбрый побеждает, а трус погибает. Не родом богатырь славен, а подвигом. Один в поле не воин. Один за всех и все за одного. Кто впереди идет – того страх не берет! Сам погибай, а товарища выручай. Тяжело в учении – легко в бою. Где смелость, там и победа. Военному делу учиться всегда пригодится. За правое дело стой смело. Только того бьют, кто боится. Умелый боец везде молодец! Победа в воздухе не вьется, а руками достается. Смекалка на войне помогает вдвойне. Воюют не числом, а умением. С родной земли умри, но не сходи. Своя земля и в горсти мила. Родная сторона мать, а чужая – мачеха. |
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга) Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем) Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч) Чтобы грудь защищать от ударов врага уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(щит) Доброе имя носил богатырь – Врагов не жалел, Отчизну любил. Вместе с Муромцем служил, Супостатов сокрушил. (Добрыня Никитич)
Храбрый и смелый – отважный смельчак. Рода поповского наш весельчак. Самый младой из троих богатырь, Русь защищал, врагов он разил. ( Алёша Попович)
Долго могучая сила в нём зрела, А пробудилась от горя она. Встал богатырь за Отчизну И смело бился – себя не щадя и врага. (Илья Муромец)
Свист соловьиный, Взор орлиный. Не зверь, не охотник, А … (Соловей- разбойник)
Из-за сопок и полей Показался некий зверь. В ноздри он дышал огнем, Ночью стало словно днем. Он украл Забаву, Потащил в дубраву. (Змей Горыныч)
Эта старушка не любит детей. Часто пугают ей малышей. У бабушки есть костяная нога, Зовут же старуху...(Баба Яга) |
Игра «Русские Богатыри». Нивка, нивка (Дети идут по кругу, взявшись за руки, Яровая жинка, Уроди пшеничку, Горох да чечевичку (Делают взмахи руками снизу вверх) . На поле копнами (руки вверх, На столе пирогами (Лепят пироги) . Нивка золотая (Идут по кругу, Добра, медовая, Принеси нам хлеба Стебелек до неба (руки вверх) Матушка рожь, Встань стеной сплошь (Взявшись за руки, поднимают вверх) Стебель в оглоблю Колос в дугу (Наклоны вправо-влево) Встань, рожь большая, Вот такая (Руки вверх) Расти, копна золотая, - Вот такая. (Присели, медленно встать, поднимая вверх) |
Игра «Да - нет» На Руси богатыри есть, им всегда хвала и честь? (Да) Илья Муромец герой, он был самый молодой? (Нет) Соловья он победи, из автомата подстрелил? (Нет) Алёша Попович тоже герой он сильный, смелый, молодой? (Да) Он в Киеве граде дружинником был и Карабаса победил (Нет) На танках боролись богатыри с врагом? (Нет) Они воевали с щитом и мечом? (Да) Гордимся мы нашими богатырями, Хотим ли мы быть такими же сами (Да) Игра – упражнение «Богатыри» |
Стихи для разучивания: Богатырь, он вот каков: Он силён, он здоров, Он из лука стрелял, Метко палицу бросал, На границе стоял, Зорко зорко наблюдал! Русь-матушку защищал. Силён, как вольный ветер. Могуч как ураган. Он защищает землю От злобных басурман. Он силой, удалью богат. Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей, И стариков, и матерей! |
Стихи Натальи Кончаловской: Воином быть совсем не просто, И я, друзья, скажу вам так, Что быть отважным, сильным, ловким, Поверьте, это не пустяк!
Ничего нет лучше, краше Милой Родины твоей! Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом – Слава им, борцам суровым! Слава нашей стороне! Слава русской старине! |
Приложение №3
Коррекционный час
Коррекционный час представляет собой подгрупповую работу с детьми - обязательный, ежедневно повторяющийся комплекс упражнений и заданий, предлагаемый учителем-логопедом согласно календарного и перспективного планирования.
Подгрупповая работа включает в себя игры, упражнения и задания, способствующие развитию артикуляционной и мелкой моторики, дыхательной функции, развитию всех компонентов импрессивной и экспрессивной речи (грамматического строя речи, фонетических и фонематических представлений, диалогической речи, речевого общения в целом), а также неречевых психических функций (слухового, речеслухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти и т.д.)
Ежедневный комплекс - артикуляционная и дыхательная гимнастика, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и совершенствование всех компонентов речевой системы, подвижные игры и упражнения.
1. Артикуляционная гимнастика.
Упражнение “Улыбка” - “Трубочка”
Упражнение “Заборчик”
Упражнение “Лопаточка”
2. Пальчиковая гимнастика.
«Бойцы-молодцы»
Пальцы эти-все бойцы
(растопырить пальцы на обеих руках)
Удалые молодцы
(Сжать пальцы в кулак.
Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а остальные пальцы крепко прижимать к столу)
Два-больших и крепких малых. И солдат в боях бывалых
(приподнять два больших пальца)
Два гвардейца-храбреца
(приподнять указательные пальцы)
Два – сметливых храбреца
(приподнять средние пальцы)
Два – героя безымянных. Но в работе очень рьяных
(приподнять безымянные пальцы)
Два мизинца – коротышки
(приподнять мизинцы)
Очень славные мальчишки!
(хлопнуть ладонями по столу)
3. Дыхательная гимнастика.
Цель: дифференцировать ротовой и носовой вдох – выдох.
Дети стоят в кругу. По инструкции воспитателя дети делают глубокий вдох ртом и плавный полный выдох носом. При выполнении упражнения воспитатель следит, чтобы плечи при вдохе не поднимались, щёки не надувались, а при выдохе плечи не опускались, спина не сутулилась.
4.Речевая подвижная игра «Стойкий солдатик»
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри – не упади.
(дети стоят на правой ноге)
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
(стоят на левой ноге)
Раз, два - дружно в ногу.
Три, четыре – тверже шаг.
(шагают)
Речевая игра «Поймай – назови».
Дети встают в круг, воспитатель с мячом в руках стоит в центре круга. Ребенок, которому воспитатель бросит мяч, должен поймать его, назвать слово, характеризующие Богатырей, и вернуть (бросить) мяч воспитателю и т.д.