12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Морсина Вера Евгеньевна70

Учитель: Морсина В.Е.

УМК: Планета знаний.

План-конспект урока по литературному чтению (4 класс) по теме: 
Урок-обобщения: Борис Полевой. «Последний день Матвея Кузьмина».

Предмет: литературное чтение

Класс: 4.

Тип урока: закрепление знаний.

Содержательная цель урока: Способствовать формированию умения определять и анализировать композицию произведения, умения определять характер и поступки героев.  


Задачи:  

   - Создавать условия воспитанию патриотизма, гордости за свою родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам.      

- способствовать формированию представления учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых красоты человека, умения различать подлинную героику от ложной;

-создавать условия развитию чувства восхищения и гордости подвигами людей во время Великой Отечественной войны, проявивших мужество и героизм во имя Родины;

-способствовать развитию чувства долга и ответственности перед родиной;

-способствовать формированию стремления воспитывать в себе волю,целеустремлённость, нравственную красоту.                  

Задача урока (для учителя): создать условия для расширения и углубления представления учащихся о герое произведения с целью формирования чувства долга и ответственности перед родиной;

1) Продолжить работу над текстом произведения Б. Полевского « Последний день Матвея Кузьмина».   

2)Способствоватьрасширению кругозора знаний.    

3)Создавать условиясовершенствования выразительности чтения, монологической речи.         

4) Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.       

5) Способствовать развитию творческих способностей, применяя дифференцированный  подход в обучении.

6) Способствовать активизации работы учащихся на уроке

путём создания проблемной ситуации.

2. Способствовать развитию умения учащихся

самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;

работать в парах; в группах;

сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;

систематизировать материал.

Задачи урока (для учащихся):

 - учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;

 - учиться ставить учебные задачи;

 - учиться организации работы в парах и в группах;

 - систематизировать знания о героях войны;

 - учиться контролировать и оценивать себя.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике и в классе;

- наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;

- находить, анализировать, сравнивать, характеризовать;

- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).

Личностные результаты:

- уметь организовывать своё рабочее место; проявлять

вежливость по отношению к окружающим;

- уметь оценивать собственную учебную деятельность:

свои достижения;

Регулятивные результаты:

- уметь самостоятельно организовывать своё рабочее место;

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности;

Коммуникативные результаты:

- уметь вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное);

- уметь высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

- уметь выражать свои мысли, использовать критерии для обоснования суждений;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, группе;

- понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

- подробно воспроизводить содержание текста с опорой

на план.

 Подготовительная работа   

1. Подготовить материал, повествующий о подвигах, героических поступках людей в различные исторические периоды.

2. Подобрать музыку и кадры из кинофильмов («Офицеры»,«Аты-баты, шли солдаты»,«Александр Невский», «Гусарская баллада» и документальных фильмов для просмотра.

3. Подготовить презентацию, сопровождающую урок.

Оборудование:

Портрет Б. Полевого.     

Портреты героев.  

Книга Памяти.   

Книга для чтения.  

Муз.оформление.  

Выставка книг о ВОВ.  

Дидактический материал.   

Тема урока.   

Эпиграф к уроку.    

Ход урока

1.Организационный момент.

           - настрой на продуктивную работу,

           Я думаю этот урок принесет вам радость общения друг с другом. Желаю успехов и удач.

 2. Мотивация (самоопределение) к  учебной деятельности.

-Сегодня урок обобщения знаний. Работать будем  по  плану:

1)    Орг. момент.                                                                  1 мин.   

2)   Вступительнаябеседа.  Определение   темы урока .                                          3 мин.    

3)    Сообщение темы и цели урока.                                1 мин.    

4)    Проверка домашнего задания.  

                               10 мин.    

5)    Работа с текстом произведения.                               20 мин.      

а) Словарная работа. Работа в группах.      

б)  Аналитическая беседа.      

6)Физкультминутка.                                                     1 мин.   

в) Сравнение героев и аналитическая беседа.    

7) Итог урока.                                                                2 мин.    

     Рекомендация книг для внекл. чтения. 

 8)   Рфлексия.   1 мин.  

9) Домашнее задание.                                               1 мин.  

 



-Оценивать работу будете сами: белый квадрат – я справился с заданием самостоятельно, оранжевый -  мне нужна подсказка,  синий – я затрудняюсь выполнить задание, мне нужна помощь.

2. Определение темы урока.

- Рассмотрите картины, помещённые на доске. Что у них общего? (на них изображена война, это ВОВ).

- Как вы думаете, с какой целью эти картины помещены на доске? (мы изучаем тему «Прошла по Земле война»).

-О какой войне мы говорили на прошлом уроке?

(О Великой Отечественной войне)

-Дайте определение слову война. Где мы найдём объяснение этому слову? (В словаре Ожегова).

(Война- это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.)

(Вывод)

- Что пришлось пережить нашим людям и нашей стране? (Много горя, а именно...)

(На доске эпиграф).                  

« Слава вам храбрые, слава бесстрашные!   

   Вечную славу поет вам народ.     

   Доблестно жившие, смерть победившие.   

   Память о вас никогда  не умрет!»

( Сначала эпиграф читает учитель, потом все вместе).  

- О подвиге какого героя напоминают нам эти строки?

- На каком произведении мы с вами остановились? (Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»).

- На протяжении всей истории нашей Родины, что ценил наш народ?

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Из поколения в поколение передавались легенды, предания о народных героях. История сохранила славные подвиги героев, отдавших жизнь за Родину.

3. Сообщение темы и цели урока. 

- Сегодня на уроке мы будем учиться определять и анализировать характер и поступки героев.     

4. Проверка домашнего задания.

- Кто является главным героем рассказа Б. Полевого?

(Матвей Кузьмин.)

- Расскажите о главном герое Матвее Кузьмине по плану:

1. Жизнь Матвея до прихода немцев

2. Согласие Матвея помочь немцам

3. Путь через лес

4. Гибель и похороны Матвея Кузьмина

5. Какова главная мысль этого рассказа? (да, не страшна смерть человеку, который выполнил свой долг перед Родиной).

По сюжету.

- Где и когда происходят события?

- С чего всё началось?

- Как развивались действия?

- Какое событие главное?

- Чем закончилось?

- Какой эпизод при чтении вас больше всего взволновал? Почему?


5. Работа с текстом произведения.  

1.Подготовка к восприятию нового материала. Работа в группах.

- Произнесите слово ВОЙНА медленно с чувством.

- А сейчас ребята поработают в группах и ответят на вопросы, которые лежат у них на столах.

Вопрос для 1-ой группы:

- Какие смысловые ассоциации у вас возникли? (смерть, разруха, горе, голод, слёзы, плач).

Вопрос для 2-ой группы:

- Подберите к слову ВОЙНА эпитеты? Какая она? (жестокая, бессердечная, страшная кровавая, зверская).

Вопрос для 3-ей группы:

- Какие чувства у вас вызывает война? (тревожные, беспокойные, печальные, горькие).

Вопрос для 4-ой группы:

- Что вы знаете о ВОВ? (начало 22 июня 1941 года – окончание 9 мая 1945 года).

Слово учителя:

Да ребята, 70 лет над нашей Родиной синее, мирное небо. И солнце доброе, радостное, не застланное дымом. Время сгладило и затянуло раны минувшей войны. Но человечество никогда не забудет ратный подвиг советских воинов и новые поколения будут восхищаться их героизмом. Подвиг народа бессмертный!

2. Словарная работа. Работа в группах.

1-ая группа находит верное определение слову подвиг, выбирая из трёх вариантов.

Подвиг - это поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил для преодоления необычайных трудностей.

2-ая группа находит верное определение слову герой, выбирая из трёх вариантов.

Герой- это человек, который берёт на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, жертвует своими интересами ради интересов других людей или общества в целом.

3-тья группа находит верное определение слову мужество, выбирая из трёх вариантов.

Мужество- присутствие духа в момент опасности.

4 –тая группа находит какие качества присущи мужественным людям.

(Мужественным людям присущи такие качества как смелость, стойкость, выдержка.)

Демонстрируются слайды презентации.

Кадр 1. Мужество (одна из семи человеческих добродетелей) - это:

- духовная крепость;

- доблесть;

- храбрость;

- отвага;

- спокойная смелость в бою и опасностях;

- терпение и постоянство;

- стойкость в беде и борьбе.

Кадр 2. Мужество -это:

- способность смело идти навстречу опасности;

- убеждённость в необходимости подобных действий.

Кадр 3. Тесно связаны со словом "мужество" слова:

- патриотизм - преданность своему Отечеству, любовь к своей Родине;

- героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

В народе воспевались отвага, мужество, героизм тех, кто не щадил своей жизни, отстаивая свою землю.

Высшее проявление красоты человека выражается в заботе о процветании Родины, в готовности в любую минуту встать на её защиту. Любить Родину - значит гордиться её достижениями, быть полезным своему народу, бороться со всем, что мешает нам жить. История нашей Родины знает много беспримерных подвигов. Вот некоторые из них.

Кадр 4. Портреты гусар (М.Ю. Лермонтов, И.С. Дорохов, Д.В. Давыдов, Я.П. Кульнев.)

3. Сравнение героев и аналитическаябеседа.      

-Прочитайте описание зимнего утра.  

( Дети читают).    

- Объясните, почему Матвей Кузьмин торжествующе улыбался в последнее утро своей жизни? Понимал ли он, что погибнет?  

( Ответы детей).    

6. Физкультминутка.

- Ребята, а сейчас давайте немножко отдохнем.  

( Зарядка для глаз).     

- Ребята, а как вы озаглавили 4 часть рассказа?

- Ребята, чем является 4 заключительная часть в рассказе?  

( Ответ детей).    

У.- Давайте прочитаем 4 часть цепочкой. Постарайтесь читать выразительно.  

- Читая, подумайте, какие чувства вы испытываете?  

( Дети читают цепочкой, со слов « Матвей Кузьмин взмахнул…»)

Включается музыка.   

Небольшая пауза.  

- А теперь давайте хором прочитаем развязку. Со слов « А в овраге уже возникло…   

( Читаем хором).   

- Последний абзац читает ученик.   

У.- Поделитесь мыслями и чувствами, которые у вас возникли при чтении этого отрывка.   

( Жалко Матвея, но в то же время мы горды за него).   

- Какие строчки доказывают, что он любил свою Родину? Прочитайте.

- В каких словах раскрывается ненависть Матвея Кузьмина к врагам? Прочитайте.    

У.-Почему мы называем поступок старого колхозника подвигом?   

( Ответ детей).    

- Чей подвиг он повторил?  

( Подвиг Ивана Сусанина).   

- С кем из героев в прочитанных ранее произведениях, его можно сравнить?  

 - А кто помог Матвею Кузьмину выполнить этот план?  

( Его приемный внучок Вася).  

У.- А как вы думаете, почему Вася смог выполнить задуманное дело?  

Какими качествами он обладал? Чему он научился от деда?  

( Ответы детей).    

- Да, ребята, Вася был смелым мальчиком, любящим свою родину, своего деда. И таких смелых юных героев в ВОВ было очень много.    

Ребята читают особенно понравившиеся фрагменты рассказа.

Затем определяют основную мысль рассказа Б. Полевого.

Варианты ответов:

«Человек, любящий свою родину, не боится врага»;

«Не может стать предателем человек, который любит свою землю»;

«Не страшна смерть человеку, который выполнил свой долг».

После этого приступаем к заданию № 7. Учащиеся, выполнявшие задание № 7а (сравнение Ивана Сусанина и Матвея Кузьмина), вначале сообщают план, по которому проведут это сравнение.

1. Вариант плана: 1-ая группа

1. Время, в которое жили герои.

2. Их происхождение и возраст.

3. Поступок, совершенный ими, и его причины.

4. Поведение в конце пути.

2. Вариант плана: 2-ая группа (По форме «Синквейн») Памятка на столе.


t1654065067aa.jpg

t1654065067ab.png

3-тья группа готовит «Синквейн» о внуке.

4-ая группа готовит «Синквейн» на немецкого офицера.

7. Итог урока.

- Война унесла много жизней детей, стариков, женщин, мужчин, искалечила много судеб. Эти люди будут жить в нашей памяти вечно. За мирную жизнь Россия заплатила дорогую цену.

- А помнит ли народ своих героев?

(Да. Матвей Кузьмин не выдуманный персонаж, а живой человек, который совершил подвиг. Посмертно он удостоен звания «Герой Советского Союза»).  

19000 жителей Кулебакского района участвовало в ВОВ, 5400 человек не вернулись домой.  

- Листая эту книгу, (показываю Книгу Памяти) вспоминая погибших, мы делаем доброе дело: пока мы помним их - их память будет жива. 

Вечная слава героям!   

Помните! Через века, через года - помните! 

О тех, кто уже не придет никогда,  

Пожалуйста, помните!  

Не плачьте! В горле сдержите стоны!  

Памяти павших будьте достойны! 

Вечно достойны! 

  8.  Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Со всеми поставленными  задачами вы справились?

-  Поднимите руку у кого все  белые. Значит

-Поднимите руку у кого есть оранжевые, составьте памятку – алгоритм.

Поднимите руку у кого есть синие, не стыдно спросить,  когда  не знаешь, стыдно ничего не делать.

 -  При работе над этой же темой, какие задачи вы еще можете поставить перед собой? (Узнать о других юных героях).

- Я тоже приготовила для вас портреты юных героев, которые не пожалели своих жизней ради мира, ради нас с вами. Посмотрите – вот они: 

Валя Зенкина - принимала активное участие в битве в г. Бресте, попала в плен, бежала и продолжила воевать в партизанском отряде. Валю Зенкину наградили орденом Красной звезды.

Саша Кондратьев - помогал маме укрывать бойцов, ухаживал за ранеными, собирал оружие и подкладывал мины под дома, где жили немцы. Саша расстрелял немецкий « самолет-мессершмитт». В г. Луге, Ленинградской обл. в честь Саши установлен памятник. 

 Аркадий Каманин,  Вася КоробкоВалерий Волков и многие другие.   Кто желает получше узнать об этих и других героях - участниках ВОВ, вы можете подойти в перемену к выставке и почитать о них, а еще ребята я предлагаю вам книги о героях ВОВ, которые вы можете взять у нас в библиотеке.

9. Домашнее задание.

- Дома, ребята  

1гр.                                                         2гр

Первая группа: ребята рассказывают или читают истории о подвигах людей во время Великой Отечественной войны.

Вторая группа: собирают рассказы родных и знакомых об этом периоде нашей истории сообщают их.

У.-Спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке.    






































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.