Буклет "Развитие связной речи у обучающихся с ОВЗ"
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Игровые упражнения для развития связной речи у обучающихся с ОВЗ
Составила :
Учитель-логопед Кукушкина О.В
Игра: «Где начало рассказа?»
Учим детей передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
Игра: «Последовательность картинок»
Учим детей соблюдать последовательность хода действия.
В ыкладывает серию картинок и составляет рассказ по восстановленной серии картинок.
Игра: «Чего на свете не бывает?»
Учим детей находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы. Рассмотрев картинки-нелепицы, ребёнок, не просто перечисляет неправильные места, но и доказывает, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
Игра: «А я-бы!»
Развиваем у детей творческое воображение и способность свободного рассказывания с помощью сказки.
После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.
Игра: «Нарисуй картину словами»
Учим детей развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.
Обращаемся к детям и просим их представить с закрытыми глазами то, о чем мы им читаем. Потом дети рассказывают, какая картина у них получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть эту картину.
Использование мнемотехники
Мнемотаблицы и схемы-модели заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа:
1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2.Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 .После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Разрезав мнемотаблицу — можно играть в следующие игры:
-восстанавливать последовательность картинок по памяти;
-смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
-определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
-найти лишнюю картинку;
-найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
-”распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
-игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
«Рассказы с картинками»
В помощь-различные альбомы-рассказы с картинками для развития речи.
«Театрализованная игра»
Формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь.
игры в кукольный театр
игры-драматизации игры-представления (спектакли)