Урок обучения грамоте в 1 классе на тему «Буква Х»

4
0
Материал опубликован 22 January 2022 в группе

Урок обучения грамоте 1 класс

УМК «Школа России»

Тема: Знакомство со звуками [х] и [х] и буквой Хх.

(Деревня)

Цель:

Познакомить учеников с новыми звуками [х] и [х], научить распознавать их в словах; познакомить с новой буквой Хх, научить читать слова и предложения с ней;

продолжить развитие фонематического слуха и связной речи, продолжить формирование навыка чтения, работу по развитию мышления и расширению кругозора;

продолжить воспитание положительного отношения к обучению.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран;

Презентация про деревню;

Карточки - схемы звуков;

Карточки с текстом для читающих;

Азбука;

Тетрадь для печатания

Письменные принадлежности.

Оформление доски:

t1642852595aa.gif

t1642852595ab.gif

1


t1642852595ac.gift1642852595ad.gif

2

3


t1642852595ae.gif

4



t1642852595af.gif

5



t1642852595ag.gif

6,7





1. Число. Классная работа.

2. Печатная буква Хх (пока закрыта белым листом)

3. Прописная буква Хх (пока закрыта белым листом)

4. Иерархия изученного

5. Схема предложения (после выполнения задания будет убрана с доски)

6. Звуковая схема слова (после составления будет убрана с доски)

7. Звуковая схема слова



Предметные УУД:

- совершенствование знаний о звуках [х] и [х’] и букве Хх;

- углубление знаний обучающихся об изученных звуках и буквах;

- совершенствование умения выделять исходные звуки в словах;

- обучение чтению слогов, слов и предложений с новой буквой Хх;


Метапредметные УУД:

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе того, что уже известно и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя..

Познавательные: дифференцировать обозначающие близкие по

  акустико-артикуляционным признакам согласные звуки.

Личностные:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку;

- мотивация учебной деятельности.




ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Цель: проверить готовность класса к уроку, сконцентрировать внимание учащихся.

- Здравствуйте, ребята!

- Вы слышали?

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

- Ребята, пожалуйста, проверьте, всё ли у вас готово к уроку: пенал с простым и цветными карандашами, тетрадь для печатания и, конечно, азбука.

- А сейчас сядут те ребята, чьи имена начинаются с гласного звука. Теперь те ученики, чьи имена начинаются с согласного твердого звука, а последними сядут те, у кого в начале имени – согласный мягкий звук.

II. Актуализация знаний

Цель: проверка и систематизация знаний, развитие логической и доказательной речи.

(На доске (цифра 4) детям предлагается восстановить иерархию изученного РЕЧЬ- РЕЧЬ СОСТОИТ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ- ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ СЛОВ- СЛОВА ИЗ СЛОГОВ- В СЛОВАХ ЕСТЬ УДАРЕНИЕ- СЛОВА СОСТОЯТ ИЗ ЗВУКОВ)

- Ребята, предлагаю вам посмотреть на доску и восстановить пропуски

- Верно, молодцы! Вы блестяще справились с этим заданием.

- А сможете ли вы отгадать мою загадку?

(Дети отвечают: «Да!»)

(Попросить читающего ребенка прочитать со слайда вслух загадку)


В школе целый год учился-

Так устал я, притомился.

В отпуск мне пора бы, кошка,-

Отдохнуть хочу немножко.

Кошка промурлыкала:

-Отпуск твой… (Каникулы)


-Вы справились с этим заданием. Расскажите, как вы проводите каникулы, для этого составьте предложение по схеме на доске. (схема на доске цифра 5) (Предложение состоит из 5 слов)

(Выслушивание предложений)

-Мне было очень интересно послушать как вы здорово проводите каникулы. Кто пойдет к доске и покажет, как мы научились составлять звуковые схемы? (Ученик выходит к доске, схема 6). Остальные ребята работают в своих тетрадях для печатания.

-Составим звуковую модель слова «КАНИКУЛЫ»

- Сколько слогов в слове КАНИКУЛЫ? Докажите. (Ученики: «В слове «каникулы» 4 слога, так как подбородок касается руки 4 раза»)

- Произнесите слово по слогам. (Ученики: «Ка – ни – ку-лы»)

- Произнесите 1-ый слог. Из каких звуков он состоит? (Ученики: «Первый слог «ка» состоит из твёрдого согласного звука [к] и гласного звука [а]»)

- Произнесите 2-ой слог. Из каких звуков он состоит? (Ученики: «Второй слог «ни». Он состоит из мягкого согласного звука [н’] и гласного звука [и]»)

- Произнесите 3-ий слог. Из каких звуков он состоит?

(Ученики: «Третий слог «ку». Он состоит из твёрдого согласного звука [к] и гласного звука [у]»)

- Произнесите 4-ый слог. Из каких звуков он состоит?

(Ученики: «Четвертый слог «лы». Он состоит из твёрдого согласного звука [л] и гласного звука [ы]»)


- На какой слог падает ударение? Произнесем с ударением!

(Ученики: «Ударение падает на второй слог: канИкулы!»)

- Ребята, посмотрите внимательно на доску и проверьте у вас получилось так же? (Ответ детей: «Да») Тогда, вы большие молодцы!



III. Знакомство с новым звуком


Цель: познакомить детей с новыми звуками и научить различать их в речи.

1)- Ребята, вот (имя ребенка) сказала, что на каникулах была в деревне, а кто-нибудь еще бывал в деревне? (Выслушиваются ответы) Что ж сегодня я предлагаю отправиться всем в путешествие в деревню, но для начала вспомним, что мы можем увидеть в деревне? (Выслушиваются ответы) Давайте обратим внимание на слайд и назовем то, что мы еще не упоминали.

(На слайде изображены: хлеб, петух, охотник и хлев)

(С последней картинкой возникает затруднение)

-Ребята, это хлев, крытый загон для крупных домашних животных.

-Что общего у этих слов?

(Если нет правильного ответа, задается другой вопрос: «Какой звук общий у этих слов?»)

(Ученики: «звук [х])

- Какой это звук - гласный или согласный? Почему?

(Ученики: «Согласный, потому что при произношении звука встречается преграда в виде зубов и языка»)

- Твердый или мягкий? (Ученики : « твёрдый »)

- Звонкий или глухой? Докажите! (Ученики: «глухой». Для доказательства того, каким является звук, предлагаем приложить кончики пальцев к гортани).

- Ребята, теперь обобщим наши наблюдения. Кто сможет сказать, с каким новым звуком мы познакомились? Какой он? ([х] – согласный, твердый, глухой).

- Давайте посмотрим на слайд, правильно ли мы охарактеризовали звук?

- Молодцы! Всё абсолютно верно.


2) – Ребята, посмотрите на доску, на ней появилась звуковая схема слова, но один звук потерялся, и чтобы его найти нужно отгадать загадку:

Они носом в землю постучат,

Взмахнут крылами, закричат.

Кричат они даже сонные,

Крикуны неугомонные.

Кто же это? (Петухи)


(Схема появится на доске цифра 7)


t1642852595ah.gif


t1642852595ai.gift1642852595aj.gift1642852595ak.gift1642852595al.gift1642852595ak.gift1642852595am.gift1642852595ak.gift1642852595ai.gif


- Какой же это звук? (Ученики: «Это звук [х’]»)

- Итак, давайте охарактеризуем новый для нас звук [х’].

- Какой это звук - гласный или согласный? Почему?

(Ученики: «согласный», так как при произношении звук встречают преграду в виде зубов и языка»)

- Твердый или мягкий? (Ученики: «Звук мягкий»)

- Звонкий или глухой? Докажите! (Ученики: «Звук глухой». Для доказательства предложить приложить пальцы к гортани.)

3) - А сейчас мы с вами поиграем: мы должны взять в дорогу до деревни только те предметы, в которых есть звук [х]. Я буду называть их, а вы хлопайте, когда услышите нужные. Приготовились?

(Сапоги, рюкзак, хурма, слива, орехи, черепаха, хризантема, ручка, чеснок, духи).

- Отлично! Мы вспомнили, что можно увидеть в деревне и уже собрали сумки для путешествия, но самое главное упустили, название деревни, куда отправляемся.



IV. Знакомство с буквой


Цель: познакомить детей с печатной и письменной буквой Хх, научить читать слоги, слова и предложения с ней.


- Что ж, ребята, для того, чтобы узнать название деревни и отправиться в дорогу недостаточно изучить только звуки, нужно познакомиться и с Буквой, которая их обозначает.

- Для начала давайте повторим, с какими звуками мы сегодня познакомились?

(Ученики «Сегодня на уроке мы познакомились с согласным твердым звуком [х] и согласным мягким звуком [х’]».)

Звуки [х] и [х’] на письме обозначаются буквой Хх (ха).

(на доске параллельно прикрепить карточку с изображением печатной и прописной буквой Хх)

-Ребята, а почему я показываю четыре буквы?

- Давайте сравним печатные буквы. Есть ли различия?

- Сравните письменные буквы. А здесь есть различия?

- А теперь давайте сравним печатные и письменные буквы. Какие наблюдения вы сделали?

(Ученики: Печатные используем для чтения, а письменные – на письме.)

-Ребята, а на что похожа эта буква? Что-нибудь вам напоминает?

(Выслушать ответы детей)

- Вы все большие молодцы!


-Ребята, чтобы узнать название деревни нам необходимо поселить новую букву в ленту памяти. Справимся? («Да»)

- В какой части ленты букв она будет жить? А почему?

(Ученики: «В той части, где живут буквы согласных звуков».)

- На каком этаже находится её домик? Докажите почему.

(Ученики: «На нижнем, так как там живут буквы глухих звуков».)

- Можем ли мы подобрать этому звуку звонкую пару?

(Ученики: Нет, значит мы селим ее в отдельный квадрат.)

-Давайте посмотрим на слайд, получилось ли нас заселить букву? («Да»)

-Теперь все вместе прочитаем название деревни («Хлеб-но-е»)

- Вот мы и справились с заданием, теперь предлагаю вам встать с мест и отправиться в путешествие.


Физ. минутка.

- Встаньте из-за парт.

- Я буду говорить слова, а вы будете повторять все движения за мной.

«Поезд»

Мы в вагончиках сидим

(ноги согнуты в коленях, руки перед грудью)

Мы сидим, мы сидим,

И в окошечки глядим

(повороты головы влево, вправо)

Едет, едет паровоз-

(распрямляются и изображают движение поезда)

Чух-чух-чух-чух

Ребятишек он везет

(дети машут друг другу)

А колесики стучат- так-так-так-так!

(хлопают ладошками по коленям)

Подъезжает паровоз-

Ребятишек он привез!

(потянулись вверх)


- Молодцы, ребята!


V. Чтение

Цель: продолжить формирование навыка чтения.

- Ребята, давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня познакомились?

- В Чём их отличие?

- А какой буквой они обозначаются?

- Молодцы!


1 этап (чтение слогов)

-Ребята, вот мы и прибыли в Хлебное! Чтобы узнать кто живет в этой деревне нам надо разгадать зашифрованную таблицу.

- Вы готовы, ребята?

(Ученики: «Да!»)

(На слайде появляется таблица)

- В таблице пропущены слоги, я буду указывать на клетку, а ваша задача прочитать этот слог.



Таблица:



а

у

о

е

и

с


су



си

х



хо

хе



- А теперь задание на внимательность: прочитайте только те слоги, в которых согласный звук произносится твёрдо (или только мягко).

- В каких словах могут встретиться такие слоги?

(Выслушать 3-4 варианта детей)

- Прекрасно! Молодцы!


2 этап (чтение слов)


(Слайд: Слова: петух, пастух, охотник, пахарь .)


-Сейчас мы узнаем кто же живет в деревне. Прочитаем слова по цепочке по слогам, а потом все вместе с ударением.

-А теперь прочитайте слова, начинающиеся с мягкого согласного звука.

-Вы справились с заданием.

-Придумайте, пожалуйста предложение с любым из названных слов.

(Выслушать придуманные предложения)

-Какие интересные предложения получились, вы все большие молодцы!


3 этап (чтение текста)


- А теперь мы с вами немного почитаем.

- Сейчас ребята _______ (имена читающих детей) прочитают текст, который нам дали в деревне, потом они расскажут нам о чём прочитали и проверят, как мы их слушали. _______ (имена детей) зададут нам несколько вопросов.

- А мы с остальными ребятами открываем азбуку на с. 39 и находим текст после выделенных слов.

t1642852595an.png


- Сначала текст по цепочке прочитает первый ряд. Остальные ребята следят за чтением.

- Теперь по цепочке читает второй ряд.

- А теперь – третий. Не забывайте: все вместе следим за чтением!

- Давайте придумаем заголовок к тексту.

(Выслушать версии и определиться)

- Теперь ответим на вопросы:

1) Какое время года в тексте?

2) Какие машины выходят на поля? Прочитайте.

3) Как вы понимаете смысл пословицы «Хлеб всему голова?»

-А теперь весть текст прочитает _____________(слабо читающий ученик).

-А теперь я прошу выйти к доске ребят, которые читали текст «Откуда берется хлеб?»

- Давайте послушаем, как они научились его читать (каждый читает по одному абзацу).

- Приготовьтесь ответить на их вопросы.

- Вот и подошло к концу наше путешествие, подведем же итоги.


VI. Итог урока

С какими звуками мы сегодня познакомились?

Какой буквой они обозначаются?

Где находится домик буквы Х в ленте памяти?

Какое задание вам больше всего понравилось на уроке?

А при выполнении какого задания испытывали трудность?

Какие новые факты вы узнали на уроке и обязательно поделитесь ими с родителями ?

Кто считает, что он сегодня хорошо поработал на уроке?

- Вы все отлично поработали сегодня на уроке! И вы заслужили «Звездочки».


Приложение:


Рассказ "Откуда берется хлеб?"(для хорошо читающих детей)

Путь хлеба начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева семян. Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки. Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами.

Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе-сентябре, а убирают в июне-июле, они дают большой урожай. На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.

Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. А потом на машинах везут зерно на элеватор. Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. А пекари пекут хлеб. Замешивается тесто в специальных емкостях – дежках. Затем разделывают на отдельные кусочки, а потом направляют в печь. Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в магазины. В магазинах люди покупают хлеб и хлебобулочные изделия.


Вопросы:

-Какие бывают злаки?

-Когда созревает хлеб?

-Как называются машины, которые убирают хлеб?

-Какие хлебобулочные изделия вы знаете?



Каждый урок обучения грамоте выдаются детям «Звездочки» для похвалы.

t1642852595ao.gift1642852595ao.gift1642852595ao.gift1642852595ao.gif


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.