Конспект НОД по грамоте с детьми старшего дошкольного возраста «Буква "Я"»
Конспект НОД по грамоте с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: Буква «Я». Чтение слогов, слов, предложений.
Цель: Познакомить с гласной буквой «Я» и ее условным обозначением - красный квадрат.
Учить писать букву «Я».
Учить читать слоги: МА - МЯ, ЛА - ЛЯ, НА - НЯ, РА - РЯ.
Учить читать слова и предложения.
Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Содержание НОД:
1. Знакомимся с буквой «Я» и читаем слоги.
Задание: Буква «Я» написана в левом уголке.
Послушайте стихотворение И. Блюмкина.
Дядя Яша, тра-ля-ля,
Стал похож на букву Я.
Он ужасно растолстел,
Потому, что много ел.
Задание детям:
Раскрасить в тетради букву «Я» в слоговом домике.
Прочитать слоги в слоговых домиках (ЛА – ЛЯ, МА – МЯ, НА – НЯ, РА – РЯ).
Одинаково ли произносятся согласные в слогах? (Нет, в слогах МА, ЛА, НА, РА согласные произносятся твердо, а в слогах МЯ, ЛЯ, НЯ, РЯ - мягко)
Звучание согласной зависит от того, какая гласная написана после нее: если « А», то согласная звучит твердо, если «Я» – то мягко. Мягкие согласные в схеме слова будем обозначать зеленым квадратом.
Задания детям:
Прочитать слова: Мал, Мял.
Закрасить в прямоугольнике квадраты условными обозначениями (мал – синий квадрат, красный квадрат, синий квадрат; мял – зеленый квадрат, красный квадрат, синий квадрат). Уточнить, почему так записали (в слове мал первый звук – М, потому что после него написана буква «А»; в слове мял – МЬ, потому что после него написана буква «Я».)
Дети работают в тетрадях.
2. Игра «Загадки и отгадки».
Отгадать загадки. Найти отгадки и написать букву, с которой начинаются слова – отгадки.
Бегает среди камней-
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах! –
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица.)
Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу,
Может превратиться. (Яйцо.)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко.)
Дети пишут в тетрадях.
Какую букву написали под каждой картинкой? (Я)
3. Физкультминутка.
Дети выполняют движения под текст стихотворения.
4. Игровое упражнение «Как зовут девочку».
Задания детям:
Определить, какая буква пишется первой в названии нарисованных картинок, и написать ее под каждой из них. Прочитать имя девочки (Яна).
Дети работают в тетрадях.