12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анискина Ольга Николаевна44
3

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка про книжку»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №110»

 

 

 

 

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста 

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Сказка про книжку»

(история создания книги).

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Анискина Ольга Николаевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Череповец

         2021- 2022 учебный год

Группа: Старшая группа

Цель: Повышение интереса к книге, формирование представлений о том, как она преобразовывалась под влиянием творчества человека, о значении книги в жизни человека, развитие познавательных и творческих способностей детей.

Задачи: 

1. Познакомить с различными видами книг, историей возникновения и изменениями книги, которые происходили с течением времени.

2. Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, закреплять умение согласовывать слова в предложении, задавать вопросы, ввести в активный словарь детей слова: печатный станок, папирус, пергамент, береста, типография.

3. Воспитывать у детей бережное отношение к книге. 

Предварительная работа: Экскурсия в библиотеку, рассматривание и чтение книг, беседы о бережном отношении к книгам, изготовление книжек – малышек, рисование любимого сказочного героя, просмотр видеоролика «Типография», беседа о процессе создания книги. 

Материал и оборудование: «Сундучок сюрпризов», выставка книг, старинная книга, береста, папирус, пергамент, глина, портреты Н. Носова, Ш. Перро, А. Л. Барто, А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, знаменитых иллюстраторов, презентация «Сказка про книжку», ноутбук, мультимедиа – проектор. 

План занятия:

Воспитатель вносит «Сундучок сюрпризов». Дети обращают на него внимание, задают вопросы о его содержимом. Воспитатель просит детей отгадать, что в нём. Проводит дидактическую игру «Да – нет – ка».

Дети: Задают вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Предполагаемые вопросы: Этот предмет круглой формы? (нет). Прямоугольной формы? (да).

Он твёрдый? (да). 

Этот предмет тонкий? (нет). 

Он толстый? (да). 

Это игрушка? (нет).

Этот предмет сделан из железа? (нет). 

Этот предмет бумажный? (да). 

На нём можно писать или рисовать? (нет). 

Его можно читать? (да). Это книга? (да). 

Воспитатель достаёт из сундучка красочную книгу сказок. Спрашивает, для чего нужны книги?

Дети: Рассуждают, высказывают свои мнения.

Воспитатель: Обобщает высказывания детей: Через книги люди передают свои знания из поколения в поколения, друг другу. А кто делает книги и как?

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Из какой сказки герой?». Молодцы, справились, значит справитесь и со следующей игрой «Собери пазлы» (дети делятся на две команды – команда девочек собирает картинку к сказке «Золушка», команда мальчиков «Приключения Незнайки». Игра проходит под аудиозапись «Песни о книгах – Читайте). По окончании игры дети называют название книги, автора (находят и показывают его портрет на доске), главных героев.

 Молодцы, ребята!

Воспитатель: Показывает детям очень старую книгу, предлагает её рассмотреть, сравнить с современной книгой, предлагает детям послушать и посмотреть «Сказку про книжку».

Дети проходят за столы, на которых разложен материал – папирус, пергамент, береста, зубочистки, влажные глиняные «дощечки» - воспитатель обращает внимание детей на материал и говорит, что он сегодня нам понадобиться в работе.

Воспитатель включает презентацию «Сказка про книжку» (история создания книги). Весь рассказ воспитатель сопровождает показом слайдов. 

Слайд 1. – Давным – давно люди не умели ни читать, ни писать. Единственным средством сохранения и передачи информации о событиях и людях была человеческая память, но она не совершенна, а людям хотелось, чтобы их знания дошли до потомков. 

Слайд 2. – Люди изобрели ручное письмо. Человек изображал в рисунке какие – либо действия. Автор без труда мог рассказать о том, что нарисовал, но вот беда, не всё можно было передать в таком рисунке. Один может по - своему, другой иначе. Постепенно люди искали новые способы передачи мысли. Человек уже придумал буквы, умел писать. Он записывал то, что хотел запомнить. На чём же он писал? Воспитатель предлагает подумать и ответить на этот вопрос детям. 

Слайд 3. – В разных странах писали на том материале, который находился вокруг, например, на глиняных дощечках. На влажной глиняной дощечке писали влажной палочкой. 

Слайд 4. – После этого дощечка обжигалась. Каждая плитка была размером с большую тетрадь. Книга состояла из десяти таких дощечек и хранилась в деревянных ящиках. 

Воспитатель предлагает детям попробовать зубочисткой написать букву или нарисовать предмет на глиняной дощечке, которая лежит у них на столе. После выполнения, воспитатель задаёт вопросы детям: Удобно ли писать на таких дощечках? Какие трудности возникли при работе? Как вы думаете, удобно ли было читать глиняные книги и почему? (предполагаемые ответы детей – Писать не удобно, глина пачкается, рисунок не получился такой, как я хотел. Такие книги читать не удобно, они большие и тяжёлые, непрочные, их можно легко разбить и так далее).

Слайд 5. – Пробовали люди писать и на бересте. Что такое береста, кто знает? (это наружная часть берёзовой коры). Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Однако и такой способ письма был неудобен. 

Воспитатель предлагает попробовать нарисовать предмет или написать букву бересте зубочисткой и ответить на вопрос – почему этот способ письма был неудобен? (Рука быстро устаёт, береста может намокнуть или сгореть).

Слайд 6. – Писали люди и на папирусе. Это болотное растение, похожее на камыш. Стебли его гладкие, их разрезали вдоль и укладывали рядами, затем спрессовывали. Получался материал, похожий на бумагу, только тоньше.

Слайд 7. – Большие тексты писали заостренными палочками чернилами или краской на длинных полосах папируса. Их длина иногда достигала 4 метров, затем сворачивали в свитки. 

Слайд 8. – После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре. К сожалению, папирус не очень прочный, ему нужен только сухой воздух.

Воспитатель предлагает детям свернуть лист папируса в свиток и ответить на вопрос: Какие трудности возникли при сворачивании свитка? (он тонкий, быстро мнётся и рвётся). Поэтому человек искал новый материал для письма.

Слайд 9. – Им стал пергамент. Пергамент – это обработанная кожа из шкур животных , он был прочнее. С пергамента можно смыть текст, написанный растворимыми в воде чернилами и написать новый. На пергаменте можно писать с обеих сторон. Сначала пергамент, так же как папирус сворачивали в свиток, потом стали сворачивать лист пополам и получилась тетрадь. Несколько тетрадей соединяли между собой и получался большой, тяжеловесный том, переплетённый в прочный переплёт – из двух досок, обтянутых кожей. Для защиты переплёта от царапин на нём укреплялись медные бляшки. Из пергамента впервые стали делать книги, очень похожие на наши. Писали их от руки несколько лет, они были очень дорогие.

Воспитатель предлагает сложить лист пергамента несколько раз и соединить в общую тетрадь, сделать выводы – удобны ли были такие тетради и книги и почему? (они очень толстые, не удобно перелистывать страницы)

Слайд 10. – Помогла человеку бумага. Изобрели её в Китае. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали в секрете от других народов, и только через века все узнали, как делать это чудо. И тогда появились первые книги из бумаги. Сначала их писали пером от руки, обычно писал человек, у которого был красивый почерк. Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли: рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками. 

Слайд 11. – А чтобы книг было много, человек придумал печатный станок. Его изобретателем стал Иоганн Гутенберг (фото).

Слайд 12. – Благодаря печатному станку ускорилась работа по изготовлению книг.

Слайд 13. – Современные печатные станки и книги. Но эта уже совсем другая история….

Воспитатель: Что нового и интересного сегодня узнали? Какие трудности испытывали и в чём? Что бы вы ещё хотели узнать нового про книги? Предлагает детям забрать домой материал, с которым работали и рассказать родителям про историю создания книги. 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.