12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дарья Подымова263
Россия, Московская обл., Жуковский


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 им. Ю.А.Гарнаева

с углубленным изучением отдельных предметов

г. Жуковского Московской области



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ школы № 5

___________Бубнова А.В.

«____» ___________2019 г.
















Рабочая программа по кружку

«Часовой погоды»

Срок реализации: 2 года









Составитель: Подымова Д.В.

учитель географии

высшей квалификационной категории















Пояснительная записка


Что послужило основанием для создания программы «Часовой погоды» и организации работы на метеоплощадке? Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. В школьном возрасте на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Экологическое воспитание невозможно без достаточно развитого у детей интереса к природе, а одним из условий, необходимых для развития такого интереса, является предметно-развивающая среда. Она призвана обеспечить ребенку возможность развиваться в деятельности, в том числе самостоятельной. Самостоятельная деятельность детей позволяет решить самую главную потребность детей — в удовлетворении любопытства. Однако при ознакомлении детей с природой предметно-развивающая среда часто недостаточно организована, поэтому не выполняет своих функций. Так, дети не всегда практически могут убедиться в полученных знаниях или экспериментально найти подтверждение своих гипотез.

Нормативное основание Программы:

Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ ( ред. от 31.12.2014г., с изм. От 02.05.2015г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в 31.03.2015г.);

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010г. №1897;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.№1897»;

Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения общему образованию (протокол от 08 апреля 2015гг.№1|15);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.

Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960.

Программа может реализовываться как в рамках естественнонаучного направления, так и в рамках общеинтеллектуального направления. В Программе учтены требования примерных программ развития УУД, воспитания и социализации, а также коррекционной работы. В основе реализации программы согласно Стандарту ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

По учебному плану школы отводится 35 часов для изучения. С учетом календаря праздничных дат, расписанием учебных занятий школы, годового учебного графика программа будет пройдена за 34 ч. (1ч. использован из резерва).








Краткое описание программы


В данной программе приводятся основные правила организации метеорологических наблюдений: начиная с организации школьной метеоплощадки и кончая определением метеопоказателей основных сред: воздуха, почвы, облачности, осадков. Приводятся также правила организации наблюдений за атмосферными явлениями, состоянием погоды, ее местными признаками и предсказанием.

Основным методом исследования, применяемым в метеорологии, является наблюдение. Метеорологические наблюдения заключаются в количественном определении значений метеорологических элементов и оценке качественных характеристик атмосферных явлений. В рамках данной программы дополнительного образования школьников метеорологические наблюдения занимают особое место. В отличие от большинства других исследовательских заданий, метеорологические наблюдения рассчитаны на длительный период времени и не могут быть выполнены в течение одного - двух дней.

Основные метеорологические элементы, т.е. характеристики физического состояния атмосферы, следующие: атмосферное давление, температура воздуха, облачность, атмосферные осадки, снежный покров, направление и скорость ветра, видимость. Также отмечают атмосферные явления: грозы, туманы, метели, пыльные бури и т. д. Длительные наблюдения за метеорологическими элементами и атмосферными явлениями проводят с помощью специальных приборов на метеорологических площадках.

Тем не менее, объекты метеорологических наблюдений, т.е. климат и погода, являются одним из компонентов и определяющих факторов ландшафта и имеет непосредственное отношение к предмету «ландшафтоведение» и должен изучаться вместе с другими объектами данного предмета.

Цель:

Образовательная: сформировать понятие погода, её элементах, причинах, влияющих на погоду.

Развивающая: научить устанавливать причинно - следственные связи между элементами погоды. Продолжать формирование географического мышления.

Воспитательная: продолжить формирование у учащихся межличностного общения, воспитание сотрудничества, способствовать развитию кругозора.

Задачи:

-научить применять знания на практике при изучении природы Земли и человека;

-проводить различные эксперименты под руководством учителя и самостоятельно;

-сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных природных ситуациях;

-сформировать навыки поиска, обработки и представление информации;

-развивать у учащихся познавательные умения и навыки; творческие и коммуникативные способности;

-интегрировать знания из различных областей наук;

-сформировать умение критически мыслить.

Данный курс является актуальным и необходимым для изучения, так как позволяет подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем

Вариативная программа «Часовой погоды» рассчитана на 2 учебных года. Занятия проводятся с детьми 10-12 лет (4-6 класс); 13-15 лет (7-8класс) периодичностью 1 раз в неделю, соответственно 35 занятий в течение 1 учебного года. Продолжительность занятия не должна превышать 45 минут. Занятия проводятся в форме экскурсий, бесед, путешествий по экологической тропе, дидактической игры, занятий на метеоплощадке, в экологической лаборатории, ручного труда по изготовлению приборов-помощников и т.д. Кроме этого проводятся ежедневные наблюдения за изменением погоды и фиксация показаний приборов, расположенных на метеоплощадке.

Еженедельно дети проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:

Определяют температуру воздуха.

Измеряют количество осадков с помощью осадкомера.

Снимают показания барометра.

С помощью анемометра и вертушек дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в дневник наблюдений за погодой.

Выставляют показания на стенде-календаре.

Делают прогноз погоды. Сообщают этот прогноз погоды педагогам.

В конце каждого месяца под руководством педагога обучающиеся делают анализ погоды, отображая в диаграмме количество ясных, пасмурных, ветреных дней, количество осадков и т.д.


Результаты освоения курса

Личностные результаты обучения:

овладение системой географических знаний, умений и навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли;

осознание единства географического пространства как единой среды обитания населяющих ее людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Метапредметные результаты обучения заключаются в формировании и развитии:

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

умения организовать свою деятельность;

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

умения работать в коллективе, представлять себя, вести дискуссию и др.;

умение ориентироваться в окружающем мире. Предметными результатами освоения программы по географии являются:

понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;

умение работать с различными источниками географической информации;

умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Предметные результаты:

интерес к познанию мира природы;

потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

осознание места и роли человека в биосфере;

освоение знаний о погоде, её элементах, причинах её изменения;

развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес;

преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем). Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях




Содержание рабочей программы


1 год обучения


Наши первые открытия

Формирование представлений о профессии гидрометеоролога. Знакомство со свойствами воздуха, воды. Знакомство с методами исследований, способами определения направления и скорости ветра. Знакомство со свойствами снега, камней, песка и глины, методами исследований. Формирование представлений об электричестве, звуке, свете и тени. Знакомство с природными барометрами- растениями и животными, предсказывающими погоду. Уточнение знаний детей о профессии гидрометеоролога. Знакомство со свойствами воздуха, воды, практическими способами их доказательств. Знакомство с народными приметами , по которым можно определить погоду. Формирование навыков проведения экспериментов для изучения свойств воды. Совершенствование умения устанавливать причинно-следственные связи. Изучение различий в процессах замерзания различных жидкостей на морозе. Расширение знаний о народных приметах и явлениях природы, по которым можно определить погоду. Расширение представлений о электричестве, звуке, свете и тени. Расширение знаний о возникновении тени, рассмотрение зависимости тени от взаиморасположения источника света и предмета


Приборы-помощники

Формирование представлений о метеорологическом оборудовании. Знакомство с приборами помощниками - вертушкой, дождемером, термометром. Обучение умению наблюдать, различать, называть сезонные изменения в природе осенью. Формирование умения вести календарь наблюдений за погодой, анализировать изменения в погоде в течение недели, месяца. Знакомство с народные приметы, по которым можно определить погоду. Ожидаемые результаты: знает свойства воздуха быть невидимым, не иметь формы, объема, свойства воды изменять цвет, переходить из одного агрегатного состояния в другое ( замерзание), умеет определять силу и направление ветра, количество осадков, температуру воздуха, умеет наблюдать и называть сезонные изменения в природе осенью, знает народные приметы, по которым можно определить погоду. Знакомство с приборами помощниками — снегомер, барометр, компас, солнечные часы. Расширение представлений о устройстве и работе приборов-помощников: вертушка, дождемер, термометр, флюгер, ветряной рукав. Знакомство с прибором для определения скорости ветра анемометром. Уточнение представлений о термометре. Знакомство с водным и почвенным термометрами. Знакомство с устройством компаса и обучение умению работы с ним. Формирование навыков определять время суток по солнечным часам.


Школьная метеоплощадка

Формирование навыков определения направления и скорости ветра, наблюдения за облаками. Обучение умению наблюдать, различать, называть сезонные изменения в природе зимой. Закрепление умения вести календарь наблюдений за погодой, анализировать изменения в погоде в течение недели, месяца. Ожидаемые результаты: знает свойства снега, камней, песка и глины, методы исследований, умеет определять силу и направление ветра, количество осадков, температуру воздуха, умеет наблюдать, называть сезонные изменения в природе зимой, знает некоторые растения, по которым можно определить погоду, умеет заносить показания приборов помощников в календарь погоды. Формирование умения вести календарь наблюдений за погодой. Учить проводить анализ погоды за месяц. Закрепление навыков измерения количества осадков при помощи дождемера. Развитие умений наблюдать, различать, называть сезонные изменения в природе осенью. Формирование умения вести календарь наблюдений за погодой, анализировать изменения в погоде в течение недели, месяца Ожидаемые результаты: умеет вести календарь наблюдений за погодой знает несколько народных примет, по которым можно определить погоду знает принцип работы приборов-помощников: вертушка, дождемер, термометр, флюгер, ветряной рукав. Умеет измерять количества осадков при помощи дождемера, самостоятельно проводит эксперименты для изучения свойств воды. Умеет наблюдать, различать, называть сезонные изменения в природе осенью. Совершенствование навыков определения толщины снежного покрова. Расширение представлений о свойствах снега, камней, песка и глины, о методах исследований. Расширение знаний о видах облаков, формирование навыков определения погоды по состоянию неба. Совершенствование умений наблюдать , различать, называть сезонные изменения в природе зимой . Совершенствование умения вести календарь наблюдений за погодой, анализировать изменения в погоде в течение недели, месяца, составлять книгу погоды. Ожидаемые результаты:

умеет определять толщину снежного покрова; знает различия в процессах замерзания различных жидкостей на морозе; называет 3-4 народные приметы и явления природы, по которым можно определить погоду; умеет наблюдать, различать, называть сезонные изменения в природе, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы умеет фиксировать результаты наблюдений при помощи условных обозначений в календарях погоды; умеет определять время суток по солнечным часам. умеет определять погоду по состоянию неба; имеет представление об электричестве, звуке, свете и тени. о свойствах снега, камней, песка и глины, о методах исследований выполняет элементарные правила поведения в природе.



Проектная деятельность

Проект начинается с обсуждения с обучающимися вопросов по теме проекта. Преподаватель предлагает буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы, и содержащий проблемные вопросы, на которые обучающиеся будут искать ответы. Обучающиеся обсуждают проблематику проекта - формирование погоды и наблюдение за ней. Обсуждаются критерии эффективного взаимодействия внутри групп. Учащиеся делятся на 4 группы по 5-6 человек, обдумывают план проведения исследований, выбирают исследовательские методы, формы представления результатов. Обсуждаются критерии оценивания работы групп, план работы по проекту. Преподаватель рекомендует список ресурсов по теме проекта. Обсуждаются вопросы необходимости соблюдения авторских прав. Обучающиеся проводят исследования, уточняются критерии оценивания работ групп, проводится их корректировка. Для организации работы внутри группы, учащиеся заполняют листы планирования работы в группе, выполняют самооценивание своей работы. При этом они руководствуются бланками по оцениванию самостоятельной деятельности. Преподаватель консультирует группы. Заполняется таблица «З-И-У», в дальнейшем идет продолжение её заполнения. Продолжается работа в группах. Ведётся журнал наблюдений для осмысления материала учащиеся вступают в непосредственный контакт с информацией (читают, делают заметки, записывают тезисы, ведут практические наблюдения). Продолжают заполнять таблицу «З-И-У». Обучающиеся оформляют результаты исследований, готовятся к итоговой конференции. На конференцию приглашаются обучающиеся 4-7 классов. Учащиеся защищают свои работы, пытаются ответить на основополагающий вопрос. Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах, ребята заполнению анкеты «Чему мы научились в этом проекте».


2 год обучения


1. Метеорология как наука

Атмосфера, погода, климат. Метеорологии в системе наук, в том числе наук о Земле, практическое их значение. Методы метеорологии; наблюдение и эксперимент, статистический анализ, физико-математическое моделирование, роль ЭВМ. Метеорологическая сеть, метеорологическая служба, Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Всемирная служба погоды; наземная и космическая система наблюдений, глобальная система связи, глобальная система обработки данных. Международные климатические и метеорологические программы. Народнохозяйственное значение климатологии метеорологии. Основные этапы истории климатологии и метеорологии. Атмосферное давление, единицы измерения. Температура воздуха, температурные шкалы. Строение атмосферы: основные слои атмосферы и их особенности. Тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера и пограничные слои между ними. Ионосфера и экзосфера. Распределение озона в атмосфере. Жидкие и твердые примеси в атмосферном воздухе. Дымка облака, туманы. Равнодействующие ветра. Преобладающие направления. Ветер и турбулентность. Порывистость ветра. Воздушные массы и фронты. Географическая классификация воздушных масс. Тепловое и лучистое равновесие Земли. Спектральный состав солнечной радиации. Солнечная постоянная. Солнечная активность и ее влияние на погоду и климат Земли. Отражение радиации и альбедо. Поглощенная радиация. Излучение земной поверхности, встречное излучение, эффективное излучение. Радиационный баланс земной поверхности. «Парниковый» эффект. Уходящая радиация. Планетарное альбедо Земли.

Распределение солнечной радиации на границе атмосферы. Глобальные климатические карты распределения прямой, рассеянной и суммарной радиации, эффективного излучения и радиационного баланса земной поверхности. Барическое поле, изобарические поверхности, изобары. Карты барической топографии. Зональность в распределении давления. Глобальные климатические поля давления у земной поверхности в январе и июле. Распределение давления в высоких слоях атмосферы. Особенности аэроклиматологии глобального поля давления. Температура воздуха – важнейший элемент погоды и климата. Причины изменения температуры воздуха. Механизмы теплообмена между атмосферой и подстилающей поверхностью. Тепловой баланс подстилающей поверхности. Различия в тепловом режиме почвы и водоемов. Температуры полушарий и Земли в целом. Распределение температуры с высотой в тропосфере и стратосфере. Конвекция, ускорение конвекции. Стратификация атмосферы как фактор, определяющий конвекцию. Стратификация воздушных масс. Инверсии температуры, их типы. Тепловой баланс земной поверхности и тепловой баланс системы Земля-атмосфера. Тепловой баланс широтных зон и атмосферная циркуляция. Испарение и насыщение. Испарение и испаряемость. Транспирация, суммарное испарение. Скорость испарения. Климатические особенности распределения испаряемости и испарения. Характеристики влажности воздуха. Суточный и годовой ход влажности воздуха. Климатология характеристик влажности воздуха. Облака. Микроструктура и водность облаков. Международная классификация облаков. Описание основных родов облаков. Генетические типы: облака восходящего скольжения, слоистые облака, облака конвекции, волнообразные, орографические облака. Облачность, ее суточный и годовой ход, климатология облачности. Глобальное поле облачности по данным метеорологических спутников. Продолжительность солнечного сияния. Масштабы атмосферных движений. Квазигеострофичность течений общей циркуляции. Зональность в распределении давления и ветра. Меридиональные составляющие общей циркуляции. Географическое распределение давления. Центры действия атмосферы и их роль в формировании погоды и климата. Аэроклиматология распределение давления в свободной атмосфере. Средняя величина давления для земного шара и полушарий. Преобладающие направления ветра.

Климат и погода в тропиках. Циркуляция в тропиках. Пассаты, погода пассатов. Антипассаты. О муссонах вообще. Тропические муссоны. Климатология пассатов и муссонов. Внутритропическая зона конвергенции (ВЗК). Тропические циклоны, их возникновение и перемещение, климатология тропических циклонов, погода в тропическом циклоне.

Внетропическая циркуляция. Внетропические циклоны. Возникновение и эволюция циклонов, перемещение внетропических циклонов, погода в циклоне. Антициклоны. Роль серии циклонов в междуширотном обмене воздуха. Типы атмосферной циркуляции во внетропических широтах и их роль в формировании погоды и климата. Внетропические муссоны. Климатологические фронты. Местные ветры. Бризы. Горно-долинные ветры. Ледниковые ветры. Фен. Бора. Шквалы. Маломасштабные вихри.



2. Климатология как наука

Климатообразующие процессы. Климатическая система. Глобальный и локальный климаты. Теплооборот, влагооборот, атмосферная циркуляция как климатообразующие процессы. Географические факторы климата. Влияние географической широты на климат. Изменения климата с высотой, высотная климатическая зональность. Влияние распределения суши и моря на климат. Континентальность климата. Аридность климата. Орография и климат. Океанические течения и климат. Влияние растительного покрова на климат. Влияние снежного и ледового покрова на климат. Теории климата. Микроклимат как явление приземного слоя атмосферы. Методы исследования микроклимата. Влияние рельефа, растительности, водоемов, зданий на микроклимат. Непреднамеренные воздействия человека на климат. Изменения подстилающей поверхности (сведение лесов, распахивание полей, орошение и обводнение, осушение, лесоразведение и пр.) и их последствия для климата. Техногенное увеличение концентрации углекислого газа и аэрозолей и его последствия. Техногенное производство тепла. Климат большого города. Оценка глобальных эффектов антропогенных воздействий на климат. Потепление климата в конце XX в. Возможные причины. Классификация климатов. Принципы классификации климатов. Классификация климатов по В.Кеппену. Классификация климатов суши по Л.С.Бергу.Генетическая классификация климатов Б.П.Алисова. Экваториальный климат. Климат тропических муссонов (субэкваториальный).Тропические климаты. Субтропические климаты. Климаты умеренных широт. Субполярный климат (субарктический и субантарктический климаты). Климат Арктики. Климат Антарктиды. Возможные причины изменений климата. Методы исследования и восстановления климатов прошлого. Изменения климата в докембрии. Изменения климата в фанерозое. Изменения климата в плейстоцене. Изменения климата в голоцене. Изменения климата в историческое время. Изменения климата в период инструментальных наблюдений. Антропогенные изменения климата. Современное глобальное потепление. Состояние климата ближайшего будущего (50-100 лет).


3. ГИС для прогноза погоды

Понятие ГИС. Их структура. Классификация ГИС: по назначению, по проблематической ориентации, по территориальному охвату, по способу организации географических данных. Функциональные требования к ГИС: автоматизированное картографирование, пространственный анализ, управление данными. Применение ГИС в научных исследованиях. Общие представления о гидрометеорологической информационной системе: специфика о гидрометеорологической информационной системы. Гидрометеорологическая информационная система. Основные компоненты. Приложения. Телекоммуникация. Основные принципы работы.


4. Проектная деятельность

Проект начинается с обсуждения с обучающимися вопросов по теме проекта. Преподаватель предлагает буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы, и содержащий проблемные вопросы, на которые обучающиеся будут искать ответы. Обучающиеся обсуждают проблематику проекта - формирование погоды и наблюдение за ней. Обсуждаются критерии эффективного взаимодействия внутри групп. Учащиеся делятся на 4 группы по 5-6 человек, обдумывают план проведения исследований, выбирают исследовательские методы, формы представления результатов. Обсуждаются критерии оценивания работы групп, план работы по проекту. Преподаватель рекомендует список ресурсов по теме проекта. Обсуждаются вопросы необходимости соблюдения авторских прав. Обучающиеся проводят исследования, уточняются критерии оценивания работ групп, проводится их корректировка. Для организации работы внутри группы, учащиеся заполняют листы планирования работы в группе, выполняют самооценивание своей работы. При этом они руководствуются бланками по оцениванию самостоятельной деятельности. Преподаватель консультирует группы. Заполняется таблица «З-И-У», в дальнейшем идет продолжение её заполнения. Продолжается работа в группах. Ведётся журнал наблюдений для осмысления материала учащиеся вступают в непосредственный контакт с информацией (читают, делают заметки, записывают тезисы, ведут практические наблюдения). Продолжают заполнять таблицу «З-И-У». Обучающиеся оформляют результаты исследований, готовятся к итоговой конференции. На конференцию приглашаются обучающиеся 4-7 классов. Учащиеся защищают свои работы, пытаются ответить на основополагающий вопрос. Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах, ребята заполнению анкеты «Чему мы научились в этом проекте».







Технологии:

-уровневая дифференциация;

-проблемное обучение;

-моделирующая деятельность;

-поисковая деятельность;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии.


Уровни освоения программы «Часовой погоды»

3 балла – высокий уровень

ребенок обнаруживает постоянный интерес к темам раздела;

использует в собственной деятельности полученные знания, умения, навыки;

проявляет самостоятельность, инициативу и творчество;

имеет системные знания по всем темам раздела.

2 балла – средний уровень

ребенок проявляет устойчивый интерес к темам раздела;

общается со сверстниками по поводу воспринятого материала;

имеет системные знания по некоторым темам раздела.

1 балл – низкий уровень

ребенок проявляет интерес к темам раздела;

при активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого материала;

затрудняется в точном ответе на вопросы взрослого.





































Тематическое планирование


1 год обучения


темы

Название темы

Количество часов

1

Наши первые открытия

8

2

Приборы-помощники

12

3

Школьная метеоплощадка

5

4.

Проектная деятельность

10


ИТОГО

35


Календарно-тематическое планирование


1 год обучения 35 часов


урока

Тема

Характеристика основных видов учебной деятельности

Сроки прохождения темы

Скорректированные сроки прохождения темы


1. Наши первые открытия



1.

Что такое  погода?

Знакомить с погодными явлениями. Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»



2.

Народные приметы

Знакомить с приметами,  которые могут предсказать погоду.



3.

Лунный календарь

Беседа с использованием «Календаря природы»,

«Лунного календаря»



4.

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца.



5-6.

Планетарий

Беседа-путешествие в «Планетарий»



7.

Что такое компас?

Формировать представление  о частях света, познакомить с компасом. Экскурсия в парк



8.

Откуда дует ветер?

Работа на метеоплощадке. Обучать детей работе с компасом




2. Приборы-помощники



9-10.

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром. Занятие в экологической лаборатории



11-12.

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить с анемометром, со способом определения скорости ветра. Занятие на метеоплощадке



13-14.

Для чего нужен барометр?

Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним. Занятие на метеоплощадке



15-16.

Как измеряют осадки?

Познакомить с прибором осадкомер, учить работе с ним. Занятие на

метеоплощадке



17-18.

Метеорологические приборы

Формировать представление о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений.



19-20

Мы – юные метеорологи

Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке. Занятие на

метеоплощадке




3. Школьная метеоплощадка




21.

Кто дает прогноз погоды жуковчанам?

Познакомить детей с настоящей метеостанцией.



22

Метеостанция

Экскурсия на городскую метеорологическую станцию



23.

Мы синоптики

Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений



24-25

Работа на метеоплощадке

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать  навыки использования этих приборов. Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений.




4. Проектная деятельность



26.

Что такое проект?

Познакомить детей с проектной деятельностью и вариантом итоговой работы – исследовательским проектом



27-28.

Формы и виды проектов

Представление форм и видов итоговой работы - научно-исследовательский: карта, дневник, брошюра и т.д. Выбор формы проекта



29.

Как подготовить проект

Знакомство с основными правилами подготовки и оформления проекта.



30.

Критерии выполнения работы

Разработка критериев оценки совей деятельности.



31-32.

Групповая работа

Выполнение проекта в группах.



33.

Итоговая работа

Исследовательская деятельность,

сбор информации и подготовка к созданию проекта.



34-35.

Представление итоговой работы. Конференция

Представление проекта и его презентаций. Выступление с сообщениями. Обсуждение, примеры из жизни. 




Итого: 35 часов





Тематическое планирование


2 год обучения


темы

Название темы

Количество часов

1

Метеорология как наука

9

2

Климатология как наука

8

3

ГИС для прогноза погоды

10

4

Проектная деятельность

8


ИТОГО

35


Календарно-тематическое планирование


2 год обучения 35 часов


урока

Тема

Характеристика основных видов учебной деятельности

Сроки прохождения темы

Скорректированные сроки прохождения темы


1. Метеорология как наука



1.

Воздух и атмосфера


Знакомство со структурой метеорологической сети, объемом и сроками метеорологических наблюдений.



2.

Солнечный свет и вращение Земли

Понятие об истинном и среднем солнечном, поясном и декретном, летнем и зимнем времени. Решение задач на перевод зимнего и летнего декретного и поясного времени в среднее солнечное и обратно.



3.

Радиация в атмосфере

Знакомство с приборами для измерения продолжительности солнечного сияния, прямой, рассеянной и суммарной солнечной радиации и радиационного баланса земной поверхности.



4.

Барическое поле и ветер

Знакомство с основными типами барометров, барографами и обработкой наблюдений. Определение высоты здания с помощью барометра-анероида.



5.

Тепловой режим в атмосфере

Знакомство с основными типами термометров и методикой наблюдений. Измерение температуры термометром.



6.

Вола в атмосфере

Знакомство с приборами и методами измерения влажности воздуха и психрометрическими таблицами. Определение влажности воздуха по волосному гигрометру. Знакомство с гигрографом.



7.

Атмосферные осадки.

Знакомство с основными приборами для измерения осадков. Измерение количества осадков по огсадкомеру..



8.

Снежный покров.

Ознакомление с методикой наблюдений над снежным покровом.



9.

Атмосферная циркуляция

Знакомство с атмосферной циркуляцией, воздушными массами.




2. Климатология как наука



10.

Климатообразование

Понятие о климатообразующих процессах. Факторы климатообразования. Атмосферная циркуляция как важнейший фактор климатообразования.



11.

Климаты Земли

Знакомство с основными климатами Земли и их характерными особенностями



12.

Крупномасштабные изменения климата

Знакомство с основными причинами изменения климата. Озоновый слой.



13.

Опасные природные явления в атмосфере

Знакомство с ураганами, циклонами и т.д. Правила поведения в опасных ситуациях, связанных с ними



14.

Макро- и микроклимат

Составление графиков годового хода основных метеорологических элементов для двух пунктов и анализ построенных графиков.



15.

Климатические справочники и атласы.

Знакомство с основными наблюдательскими книжками, месячными таблицами, ежегодниками, климатическими справочниками, картами и атласами.



16.

Глобальные и локальные экологические проблемы в атмосфере

Знакомство с глобальными и локальными экологическими проблемы в атмосфере: парниковый эффект, истощение озонового слоя, загрязнение воздушного бассейна.



17.

Решение глобальных проблем в атмосфере

Предложения по решению глобальных проблем в атмосфере.




3. ГИС для прогноза погоды



18.

Знакомство с ГИС

Эвристическая беседа, практическая работа



19-20.

Топографические знаки

Формировать представление о различиях в топографических знаках и их значениях



21

Дешифрирование аэрофотоснимков

Рассказ, практическая работа с аэрофотоснимками



22-23.

Карты погоды

Исследовательская деятельность: работа с данными, полученными в ходе наблюдений (дневник наблюдений за погодой)



24.

Программные средства для получения данных о погоде

Знакомство с компьютерными программами, используемых в метеорологии



25-27

Создание карт в компьютерных программах

Выполнение практической работы в компьютерной программе на выбор




4. Проектная деятельность



28.

Составление прогноза погоды по картам

Исследовательская деятельность,

сбор информации и подготовка к созданию карты



29-30.

Приземная карта погоды

Разновидности приземных карт погоды



31-32

Техника составления приземной карты погоды

Работа с картами: проведение изобар, выделение центров циклонов и антициклонов



33

Анализ и приемы работы с приземной картой погоды

Анализ явлений погоды и атмосферных фронтов по карте.



34-35.

Представление итоговой работы. Конференция

Представление проекта и его презентаций. Выступление с сообщениями. Обсуждение, примеры из жизни. 




Итого: 35 часов






























ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Список литературы для учителя:

1.Андреев А.О., Дульковская М.В., Головина Е.Г. Облака: происхождение, классификация, распознавание. СПб, Изд. РГГМУ, 2007

2. Баринова И.И, Плешаков А,А, Сонин Н,И. Начальный курс географии 5 класс – М.: Дрофа, 2014;

3.Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии: 6 -10 кл.: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. Просвещение, 2000.

4.Сорокина В.Н., Суркова В.Н. и др. Руководство к лабораторным занятиям по метеорологии и климатологии. Изд. МГУ, 2011

5.Хромов С.П., Петросянц М.А. Метеорология и климатология. 6-е изд. перераб. и доп.. Изд.МГУ, 2004 г.

6.Хромов С.П., Петросянц М.А. Метеорология и климатология. 7-е изд. перераб. и доп. Изд.МГУ, 2010 г.

7. Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. 2003 г.


Список литературы для учащихся:

1.  Атлас. География, начальный курс. 5 класс.

2. Демина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах.- МИРОС, М., 1994.

3. Дронов В. П., Савельева Л. Е., Котляр О. Г. и др. География. Россия: природа, население, хозяйство. Атлас. 8-9 классы

3. Электронное приложение к учебнику. География. Планета Земля. 5-6 классы. А.А. Лобжанидзе (1 DVD)


Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)

«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – Режим доступа: http://www.rusolymp.ru

5. Всемирная география http://wgeo.ru/

6. Интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm

7. GEO и география (клуб путешествий, экспедиций) http://www.geografia.ru

6. Экологическое образование детей и изучение природы России. http://www.ecosystema.ru

7.Геоинформационная система «Метео» (ГИС) Метео Научно-производственного центра (НПЦ) «Мэп Мейкер».




Техническое обеспечение учебного процесса

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Интерактивная доска

4. Метеорологические приборы



«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания №

Руководитель__________.

«____» _____________ 2018 г.











«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по УВР____________ Буланова Н.Н.

«____» _____________ 2018 г.


16


Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.