Человек и вещи. Урок-исследование в 10-11 классах по рассказу - Рамиль Халиков «Желтое платье»

5
0
Материал опубликован 22 May 2022

Человек и вещи


Урок-исследование по рассказу Рамиля Халикова
«Желтое платье» в 10-11 классах


Урок-исследование предполагает погружение в текст художественного произведения, воспитывает читательский вкус, формирует умение вступать в диалог с писателем.


Разработан по материалам издания: Белокурова С. И., Друговейко С. В. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной литературы: учебно-методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001.

Материал урока рассчитан на 2 часа.
Цели урока

Расширить читательский кругозор, в процессе исследования активизировать мыслительные способности старшеклассников, формировать умение анализировать художественное произведение в рамках авторской позиции .

Развитие творческих способностей учащихся.

Развитие коммуникативных умений и навыков ( умение строить диалог, высказывать и доказывать собственную точку зрения, уважительно относиться к чужой точке зрения).


Оборудование:

- портрет писателя;

- выставка книг писателей малого жанра;

- литературоведческий, толковый, этимологический словари, словарь синонимов

- текст рассказа Р. Халикова "Желтое платье"

- памятки для работы в группах



Ход урока

Первый этап урока «Вызов». Выдвижение гипотезы


На доске написаны слова « человек --------- вещи»

Вопросы учащимся:

- Как вы думаете, какая связь существует между этими словами?

( Возможные ответы учащихся: человек- раб вещей; вещь- символ памяти о прошлом человека; вещь- средство характеристики человека; вещь- отражение внутреннего духовного и нравственного мира человека…)
- В названии рассказа Рамиля Халикова, с содержанием которого вы познакомились дома, присутствует желтый цвет. Какие ассоциации у вас вызывает этот цвет? ( Желтый- болезнь, горе, несчастье, измена, янтарь, тепло, счастье…) –

- Предположите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
( Все гипотезы детей фиксируются на доске. По ходу урока каждый ученик получает получит возможность соотнести свою гипотезу с содержанием урока, уточнить, переосмыслить, углубить.)


Второй этап урока. Исследовательская работа по группам


Учащимся предлагается разделиться на группы по желанию ( биографы, читатели, лингвисты, литературоведы, художники) Каждой группе дается задание для исследования.
Биографы

Распределите роли: организатор, помощник организатора, хранитель времени.

Пользуясь предложенной литературой, Интернетом, подготовьте биографическую справку о Рамиле Халикове.

Познакомьте с биографией писателя одноклассников

КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Халиков ( Бессермен) Рамиль Бакирович родился в 1969 году в Киргизии. Закончил школу, техническое училище, учился в Москвев Историко-архивном институте и закончил Литературный институт имени Горького (отделение прозы, 1995). Член Союза писателей России с 1996 года. Лауреат премии им. Платонова (1994). В настоящее время живет в Москве.

Литературная деятельность

Литературная деятельность Рамиля Халикова началась в ВоронежеЮ Был одним из основателей литературной группы "Зинзивер". Позднее переехал в Москву. Под псевдонимом Рамиль Бесерман публиковался в газете " Московский комсомолец" (1993), журналах " Новый мир" ( Москва,1995), " Толстый журнал" (1996) и других изданиях. Отрывок из романа " Остаток ночи" был издан в 2002 г. в сборнике прозы "Пролог" ( изд. "Вагриус"). Полностью роман был издан в 2003 г. издательством АСТ ( под названием " Сторож").



Читатели

Распределите роли в группе: организатор, помощник организатора, хранитель времени.

Вспомните сюжет рассказа Р. Халикова «Желтое платье». Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие мысли, чувства вызвал?

Как вы поняли содержание рассказа? О чем он? Что находится в центре внимания автора?

Как поняли финал рассказа? На какие размышления наталкивает содержание рассказа? (заставляет задуматься об ослабевающих духовных и нравственных связях между людьми, о дефиците добрых, сердечных, искренних отношений)

Соотнесите ваши размышления, выводы с гипотезой урока. Нашла ли она подтверждение? Познакомьте со своей точкой зрения товарищей.



Лингвисты


Распределите роли в группе: организатор, помощник организатора, хранитель времени.

Сравните словарные статьи слова «желтый» в различных словарях, найдите ключевое слово, необходимое для понимания смысла названия рассказа.

(Этимологический. Желтый. Общеславянское. Образовано с помощью суффикса –т- от корня «gil» ( жьл), который находим –с иным гортанным- в зеленый, золото. Сохранение старой бессуффиксной основы наблюдается, вероятно, в диал. желуница- «желтуха», все желтое.

Словарь синонимов. Желтый (имеющий окраску желтка, золота, лимона и.т.д.) – золотой, лимонный, канареечный, шафрановый, янтарный, соломенный, яичный.

Ключевое слово в словарных статьях - золотой. Для героя желтое платье – самое дорогое в жизни как воплощение образа любимого человека.

Проследите за изменением семантики желтого цвета в рассказе.

( Желтое платье- конкретный реальный цвет; « светит теплое желтое солнце».., желтый- теплый, полный жизни, животворящий; « у каждой женщины должно быть желтое платье».., желтый- символ женственности, красоты, тепла, мягкости, уюта; платье в свертке « как живое и даже слегка дышит» - олицетворение самой жизни»; в конце рассказа- символ нерасторжимой связи с женой, символ верности, любви;. Исчезновение желтого цвета в рассказе- потеря связи с миром, любовью, жизнью.)



Литературоведы


Распределите роли в группе: организатор, помощник организатора, хранитель времени.

Познакомьтесь с содержанием предложенной вам статьи. Определите жанр произведения, точки соприкосновения с новеллами И.Бунина и рассказами А.П.Чехова.

Из истории жанра

Современный рассказ, за плечами которого более чем двухтысячелетняя история развития,- гибкая и многообразная "малая" форма прозы. Теоретики и критики выделяют две основные формы (виды)- собственно рассказ, " эпически спокойное повествование с ограниченным числом персонажей", нередко имеющее вид документального сообщения, сближающегося с очерком, и новеллу - краткое повествование с острой фабулой, в центре которого размытые метаморфозы, превращения, судьба человека и неожиданная развязка.

Реалистичность, поэтичность при внутренней остроте социального содержания - качества русского рассказа, идущие от "Записок охотника И.С.Тургенева. С творчеством Н. Лескова в рассказ пришла тонкая языковая стилизация, лежащая в основе сказа - такого принципа повествования, в котором писатель стремится передать непосредственное впечатление. Реформу "малого " жанра осуществил А.П.Чехов, усиливший психологизм прозы, внешнюю отстраненность автора, и И.Бунин.

В начале ХХ века рассказ был одним из господствующих жанров. Основной мотив модернистского ощущения - отчуждение - преодолевался в сфере искусства, открывая новые пути изображения мира и человека (Л.Андреев, Ф.Сологуб, А.Ремизов).

После революции расцветают романтические и героические произведения (И.Бабель, Б.Лавренев, Б.Пильняк, М.Шолохов). Новые черты приобретают также сатирические и юмористические рассказы (М.Зощенко, М.Булгаков, И.Ильф и Е.Петров, В.Катаев), их объединяет экспрессивность, резкость, контрастность характеристик героев.

В середине ХХ века отличительной особенностью рассказа становится интерес к осмыслению вечных тайн бытия, смысла человеческой жизни. В это время обновляется традиционная новелла, где решающую роль играла событийная структура и психологический драматизм (В.Распутин, В.Шукшин и др.). Характерно обращение к притче, мифу, житию (Ф.Абрамов, С.Воронин, Ю.Казаков, Ю.Нагибин, В.Маканин и др.). Житийный рассказ представляет сюжет-судьбу (В.Астафьев, Е.Носов и др.)

В активе современной "малой" прозы и небольшая повесть, и притча, и лирическая миниатюра, и сказание, и сказки, и легенды (Л. Улицкая, Л. Петрушевская и др.). Но рассказ - самый массовый жанр прозы, в которой есть блестящие удачи. Ю. Нагибин считал, что именно рассказу - этому "летучему, динамическому жанру" - положено быть впереди.

В конце XX - начале XXI века рассказ чутко отражает динамику общественных переживаний, показывает роль, которую играла русская литература в прогнозировании будущего.

Одной из удач, несомненно, стал рассказ Рамиля Халикова "Желтое платье", который развивает традиции русского, бунинского рассказа. В его повествовании, говоря словами А. Твардовского, нет строгой "оконтуренности сюжетом". Сюжет образуется нанизыванием отдельных сценок, являющихся свободно льющимся потоком ассоциативных воспоминаний героя, его внутренним "монологом", раскрывающим движение его мысли и чувства. Это по сути новеллистический, романтический принцип, хотя и лишен острого "внешнего" конфликта: острота его - внутренняя, в смене не только настроений, но и глубинного постижения основ жизни человека, его "вечных" проблем - рождения, смерти, ухода из жизни. Рассказ Р. Халикова "Желтое платье " философский, хотя в нем нет философских абстракций, вся его мысль и переливы чувств, и метафорический подтекст как бы непосредственно вытекают из жизненного явления и характера.

Какими приемами пользуется автор для раскрытия внутреннего состояния героя? Какова авторская позиция и способы ее выражения? (Ведущая роль художественной детали (солнечный луч, проникающий в шкаф и освещающий платье, которое как будто молодело под этим самым лучом»; луч из пропасти воспоминаний старика, дата 12 мая, день покупки платья; желтое здание прачечной, такого же цвета, как платье жены; исчезновение желтой стены прачечной как крушение тайной, но важной детали его бытия, воспоминание деталей прошлого -бережное отношение к платью как возможность отстранения от мысли о смерти жены..), прием воображаемого диалога с женой как попытка удержаться в привычном для него мире, который начинает рушиться («…нашу прачечную закрыли», образ жены, понимающей неизбежность происходящего- « когда-нибудь это должно было случиться-) , сон как прием возвращения к прошлому; образы трех приемщиц и их роль в определении авторской позиции ( 1-я внимательная, понимающая, насколько дорога старому человеку эта вещь, 2-я равнодушная, не замечающая волнения старика ( не случайно появляется деталь: она была подслеповата.., никогда не осматривала вещей), 3-я была молодая, раздражительная, несносная ,оказывающая одолжение старику), сопоставление времени чистки платья с ритуалом; использование метафор ( « еще одна дверь, ведущая в прошлое», « бессмысленные уголки прошлого), метонимии – молодцеватые пиджаки в шкафу как напоминание о прошлом, большая смысловая нагрузка на внутренний монолог.

Автор называет стену «прочной деталью быта». Как развивается в рассказе тема « быта и бытия»? ( Стена – прочный фундамент жизни, продолжение памяти, молодости, любви, красоты, надежности; исчезает стена – исчезает смысл человеческого существования, т.е. бытия.)

Предложите свое объяснение смысла названия рассказа. ( Смысл названия многозначен: это и конкретная вещь, когда-то купленная героем для любимой женщины, и и символ любви , красоты, символ бытия.)

Соотнесите свои выводы с гипотезой урока.



Художники


Распределите роли в группе: организатор, помощник организатора, хранитель времени.

Определите, о чем рассказ. Какова тональность повествования?

Почему рассказ называется « Желтое платье»?

Представьте, что вам предложили нарисовать иллюстрации к данному рассказу. Что и почему вы нарисовали бы? Создайте словесную (карандашную или другую) иллюстрацию, подготовьтесь к ее защите.

Соотнесите6 свой замысел с гипотезой урока.

После окончания исследования группы озвучивают свои наблюдения.
Уточняется тема и цели урока.
По окончании исследования представитель от каждой группы знакомит одноклассников с результатами своей работы. По ходу обсуждения уточняется гипотеза, тема и цели урока.


Третий этап. Рефлексия



Учитель подводит итог:

ваши исследования художественного текста помогли увидеть в Рамиле Халикове тонкого стилиста, глубокого психолога, мастера художественного слова. Предметный мир, представленный в рассказе, одухотворен писателем. Вещи для его героя не самоцель, а воплощение бытия в духовном плане. Это светлая память о любимом человеке. Поэтому и название рассказа не случайно. "Желтое платье" Желтое - значит золотое, то есть необыкновенно дорогая сердцу вещь.

Проза Р. Халикова убеждает, что по глубине отражения жизни, бытия, мысли человека за жанром рассказа - будущее.
Попробуйте теперь группой написать аннотацию к рассказу.
Урок заканчивается чтением аннотаций.


Домашнее задание
Читателям предлагается написать отзыв о рассказе, литературоведам – рецензию, художникам - продолжить серию иллюстраций.
Любой ученик имеет право сменить роль.


Литература


1. Белокурова С. И., Друговейко С. В. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной литературы: учебно-методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001. –512с.

2. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М,Н, Современная русская литература: 1950 - 2003
3. Малый жанр в новейшей русской прозе. Опыт рецензирования, 19-11 кл., Мнемозима, Ы. 2006.
4. Немзер А. Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. М.,2000



ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЙТЫ


1) Интернет-журнал молодых писателей России "Пролог" (www.ijp.ru/show/about.php) .
2) Вавилон. Современная русская литература (www.vavilon.ru) .
3) Пролог. Молодая литература России: сборник прозы, поэзии, критики, драматургии (www.vagrius.ru/books/na/prologoi.shtml) .
4) Современная русская литература с Вячеславом Курицыным (www.guelman.ru/slava) .

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.