12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лосихина Светлана Ивановна146
Россия, Москва, Москва

Технологическая карта урока

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»

УМК: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012 год

Класс: 4-й класс

Тип урока: изучение нового материала.

Тема

Честь и достоинство

Цель

Помочь детям осознать и прочувствовать такие традиционные духовно-нравственные ценности как честь и достоинство

Идея урока:

«Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф. М. Достоевский)

Задачи

Образовательные: Учить объяснять, что такое честь и достоинство и зачем они необходимы людям.

Развивающие: Учить правильно делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных

ситуаций и отвечать за него.

Воспитательные: Создавать условия для обучения умению договариваться с людьми, предотвращая или

преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

УУД

Личностные УУД

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

- Формирование этических чувств, доброжелательности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

-Формирование умений объяснять, что означают слова добро и зло, различать понятия мораль,

нравственность, этика (познавательные УУД);

-Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

-Формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);

-Формирование форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Освоение знаний по теме «Граница между добром и злом»

Ключевые вопросы для детей: На чём основаны правила поведения? Откуда они берутся?

Регулятивные УУД: формирование форм рефлексии

Коммуникативные УУД: формирование умений работать в группах

Познавательные УУД: формирование умений объяснять, что означают слова добро и зло, различать

понятия мораль, нравственность, этика , формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые

высказывания.

Планируемые результаты

Предметные: формирование понятий честь и достоинство , умения анализировать и объяснять понятия

«честь» и «достоинство», устанавливать взаимосвязь этих понятий в жизни.

Личностные: учиться уважать людей, быть человеком чести, вести себя достойно.

Основные понятия

Честь, достоинство

Межпредметные

связи

Литературное чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания.

Технология

Проблемного обучения, групповая работа, критического мышления на основе анализа литературных текстов

Оборудование

Иллюстрация с изображением весов, портреты сказочных персонажей для актуализации знаний,

карточки с определениями изучаемых слов для словаря, карточки с текстами для работы в группах, интерактивная доска ,проектор, компьютер, презентация на тему «Честь и достоинство».

 

Дидактическая

структура

урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для

учащихся,

выполнение

которых приведёт

к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Приветствие

Подготовка

учащихся к уроку.

Сказки:

авторские и

народные.

Волшебные,

бытовые и о

животных.

Добрые и злые.

Раскладывают

картинки героев

под словами

добро и зло

Приветствие

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Размышлять и рассуждать

И друг другу помогать.

-Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок этики?

- С каким настроением вы его начинаете?

«Просигнализируйте», пожалуйста.

Диагностика и коррекция эмоционального состояния учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Вы знаете много сказок? Какие

они бывают?

Какие поступки совершают

герои этих сказок?

У нас есть весы на доске.

Распределите героев сказок по большему количеству тех или

иных поступков: злых или

добрых.

Распределение

картинок с героями

сказок на 2 группы:

добро и зло.

Групповая работа с

карточками.

Повторение

понятий: виды

сказок

Демонстрация

умений

разграничивать

добрые и злые

поступки.

Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Регулятивные :

Карточки-«настроение» в виде разных смайликов (рефлексия своих чувств).

Познавательные :

формирование

умений объяснять,

что означают слова

добро и зло,

Коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проверка

домашнего

задания

Дают

определение .

Мораль.

Обязанности,

которые

необходимо

выполнить вне

зависимости от

своих желаний.

- Вы легко определили поступки известных героев – добрые и злые. А что такое добро? А зло?

Как называются правила,

объясняющие, какие поступки

считаются добрыми, а какие злыми?

Что такое долг?

- Объясните, как связаны друг с другом значения слов добро и зло, мораль и нравственность.

1)А. Барто «Любочка».

2)Л. Толстой «Два товарища»

3)Л. Толстой « Старый дед и внучек»

(-Делать добро значит совершать моральные (добрые) поступки, а зло противоположность добра.)

(- Мораль – система норм и ценностей, которые регулируют поведение людей. Нравственность – добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали.)

- Что становится человеку наградой за хорошие и правильные поступки?

(- Уважение других людей – заслуга за хорошие и добрые поступки.)

-За какие поступки заслуживает человек уважительного отношения?

(-Человек может получить уважительное отношение со стороны других людей, когда его поступки не расходятся с совестью, это человек верен долгу, справедлив и порядочен)

 

 

 

Работа в группах с текстами.( А. Барто Любочка», )

Л. Толстой «Два товарища», « Старый дед и внучек»)

Беседа по вопросам

Вспомнить

ранее изученные

понятия: добро

и зло, мораль, долг.

Личностные:

принимают и осваивают роль обучающегося, развиваются навыки сотрудничества.

Регулятивные :

контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

Познавательные : формирование

умений объяснять,

что означают слова

добро и зло,

различать понятия

мораль,

нравственность,

этика ,

формирование

умения слушать и

слышать,

выстраивать

речевые

высказывания.

Коммуникативные:

уважают всех участников диалога, контролируют действия друг друга.

Изучение

нового

материала

Объясняют значение слов честь и достоинство, определяют своё отношение к происходящему: оценивают свои и чужие поступки, делают выбор.

Постановка темы урока.

- Прочитайте высказывание

( слайд 1)

Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего.

Ф.М. Достоевский.

-Какие новые слова вам встретились в высказывании? На основе высказывания определите, о каких нравственных понятиях мы будем говорить сегодня на уроке.

( если не прозвучат, учитель называет сам)

-Какие цели поставим на урок?

(Узнать, что обозначают эти слова, какому поведению они соответствуют.)

Работа по теме урока

1. Создание проблемной ситуации. Знакомство с понятием «честь».

Слайд 2 (обложка к рассказу «Честное слово», « Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака)

-Известны ли вам эти произведения? Что вы знаете о поступках героев? Как бы оценили поступки героев?

Предполагаемые ответы учащихся: ( В рассказе «Честное слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом», сдержал своё «Честное слово - не уйду». Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост. В произведении С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок.)

-Какие моральные качества присущи эти героям? ( Умение сдержать своё слово, прийти на помощь слабым.)

-Сделайте вывод, что же такое честь?(ответы учащихся)

Прочитайте определение в учебнике.(Запись определения в тетрадь.)

На экране слайд 3 с текстом:

Честь – это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека ,его незапятнанная репутация.

-Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести» (слайд 4).

2. Оценка героев произведения.

-Вот еще один яркий литературный пример. (Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения С.Михалкова .)
Жили три друга – товарища
В маленьком городе Эн
Были три друга – товарища
Взяты фашистами в плен.

Стали допрашивать первого,
Долго пытали его –
Умер товарищ замученный
И не сказал ничего.

Стали второго допрашивать,
Пыток не вынес второй –
Умер, ни слова не вымолвив,
Как настоящий герой.

Третий товарищ не вытерпел,
Третий язык развязал.
Не о чем нам разговаривать! –
Он перед смертью сказал.

Их закопали за городом,
Возле разрушенных стен.
Вот как погибли товарищи
В маленьком городе Эн.


 

-Оцените поступок героев? Можно ли про них сказать –это люди чести? Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

 

3.Освоение нового понятия.

 

А). Работа в парах по карточкам.(слайды 5,6)

-Проанализируйте изображения людей разных родов деятельности. Где еще можно встретить человека чести?

- О ком бы вы так могли сказать? Приведите примеры из жизни.(Дети приводят собственный пример, формулируют вывод.)

4.Знакомство с понятием «достоинство»

- Что такое достоинство?

- Вспомните произведение Л.Н. Толстого «Косточка».(слайд 7)

- Почему мальчик заплакал? (Стыдно за то, что солгал, своровал)

Известный физик-теоретик Альберт Энштейн сказал «Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни»?

- Как вы понимаете это высказывание?

- Какие нравственные ценности вы бы включили в понятие «достоинство»?

- Прочитайте в учебнике определение «достоинство».

(Запись определения в тетрадь.)

(слайд 8)

Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе.

-Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.

-В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного.

Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: «Это достойный человек». Достоинство позволяет избегать взаимных обид.

- Предлагаю вашему вниманию отрывок из воспоминаний о блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны. Вражеские войска окружили город, не было доступа завезти продовольствие.

«Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Суточная норма по карточке 125 гр. Хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что одна женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный, шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: «Лучше бы ты умер». (Слайд9)

- Почему мама так ответила?

- Как такое могла сказать мать, ведь он принес лишнюю пайку хлеба. Не слишком ли жестоко? Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Ведь сын принес в дом чужой хлеб. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может у этой, бедной женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни.

-А как бы вы поступили на месте этого мальчика?

-Да, свои поступки оценивать очень трудно. Но представьте себе, что из этого мальчика, выжившего в такое трудное время, вырос человек с высокими моральными принципами, потому что, он на всю жизнь запомнил горькие жестокие слова матери. И поступок, совершенный в детстве, был первым и последним безнравственным поступком.

Чтение рассказов (Л. Пантелеев, «Честное слово»,

« Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака ), стихотворения С.Михалкова,

анализ поступков

героев,

высказывание

личного мнения

Работа с учебником с.46 - 77

Дети получат

возможность

узнать о

понятиях:

«честь» и

«достоинство».

Научатся оценивать поступки героев произведений используемых на уроке.

Личностные :

Определяют и высказывают самые простые, общие для всех людей правила.

Ориентируются в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Регулятивные :

Определяют цель деятельности на уроке.

Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные :

Извлекают информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

Строят речевое высказывание в устной форме.

Делают выводы на основе анализа объектов.

Осуществляют синтез, составляют целое из частей

Коммуникативные:

Слушают и понимают других.

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформляют свои мысли в устной форме.

Договариваются о правилах общения и поведения.

Закрепление

нового

материала

Работа с пословицами.

Высказывание

мнений.

Беседа о спортивных соревнованиях

1. Работа в парах с пословицами.(слайд 10)

Задание: Обсудите, каково значение пословицы? Придумайте ( или вспомните пример из жизни, литературных произведений) историю, которая бы подтверждала эту пословицу.

2. Беседа о Первых Европейских играх.(Слайды 11,12.)

-Ребята, скажите, какое грандиозное спортивное событие проходило в Баку летом 2015года?

Кто в ней участвовал? Смотрели вы по телевизору трансляции соревнований? Сколько медалей завоевали наши спортсмены? (Всего 161, золотых 78, серебряных 40, бронзовых 43)

В каких видах спорта? Легко ли им давались победы? (краткое сообщение о самых ярких выступлениях российских спортсменов).

-Какие качества проявили спортсмены? Можно ли про этих людей сказать, что это достойные люди и люди чести?

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Анализ пословиц и соотнесение их значений с историями , которые подтверждали бы эту пословицу.

Вспомнят о героях первых Европейских игр , о самых ярких выступлениях российских спортсменов.

Личностные:

работают над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Развивают умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; высказывать своё предположение..

Познавательные:

развивают умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания;

Коммуникативные:

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Подведение итога.

Слушают притчу.

Отвечают на вопросы.

В завершение урока притча: (слайд 13)

«Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собствен­ные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение».

-Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека?

-Честь! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других. Честь и достоинство - главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.

- Как вы думаете, легко ли сохранить свои честь и достоинство?

Беседа по вопросам.

Научатся анализировать собственные поступки, уважать достоинства другого человека.

Личностные:

развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

побуждают детей к анализу собственных поступков и обсуждению приёмов воспитания нравственных качеств

Регулятивные:

развивают умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывают своё предположение.

Познавательные:

Развивают умение анализировать, сопоставлять и обобщать;

Способствуют высказыванию детьми своего мнения;

развивают умение работать с разными видами информации

Коммуникативные:

Создают условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Помогают ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Оценка деятельности учащихся на уроке.

Выполнение заданий теста.

- Тест Честь и достоинство»

С помощь теста вы сейчас проверите себя, как вы поняли понятия сегодняшнего урока. Вы должны выразить свое отношение к каждому суждению в тесте. Ответьте «да», если вы согласны с утверждением, и «нет», если не согласны.

Тест (Высвечивается на экране - слайд 14)

1.Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат.

2.Честь – это ответственность за свое поведение.

3.Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что немногие оценивают эти услуги по достоинству.

4.Достоинство – это порядочность, мужество, умение постоять за себя.

5.Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству.

6.Человек чести уважает себя и заслуживает уважение других людей.

7.Достоинство – это чувство превосходства над другими.

8.Человек не должен настойчиво защищать свои убеждения, когда многие имеют противоположное мнение.

9.Человек чести не боится доказать свою правду, а если не прав, то признает это.

10.Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется сильный соблазн поступить иначе.

Индивидуальная работа.

Научатся анализировать, сопоставлять и обобщать материал по теме урока.

Личностные:

Развивают этические чувства,

Побуждают детей к анализу собственных поступков и обсуждению приёмов воспитания нравственных качеств

Регулятивные:

развивают умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные:

Развивают умение анализировать, сопоставлять и обобщать;

способствовать высказыванию детьми своего мнения;

развивать умение работать с разными видами информации.

Коммуникативные:

Создают условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Помогают ребенку в аргументации своего мнения .

Рефлексия

Читают вопросы и отвечают на них

Записывают домашнее задание.

Насколько важными вы

считаете чувства чести и

достоинства?

Всегда ли вы можете сказать,

что вас уважают окружающие и

вы себя уважаете?

Что может помешать

окружающим уважать человека?

Чем урок помог лично вам?

Как вы думаете, эти знания

пригодятся в жизни?

-Понравилось ли вам на уроке? (Слайд 15)

Домашнее задание: подобрать пословицы о чести и достоинстве; назвать спортсменов, которые защищают честь нашей страны на международных соревнованиях. (Слайд 16)

Спасибо за урок!


 

Беседа

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Личностные:

Способствуют проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Коммуникативные:

Помогают ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Познавательные:

Способствуют оцениванию своей деятельности на уроке.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.