Методическая разработка урока по математике в 1-м классе по теме «Число 10»
Методическая разработка урока по математике в 1-м классе по теме « Число 10»
Сквозная тема | «Все обо мне» | |||
Тема урока | Число 10 | |||
Цели обучения, которые, которые достигаются на этом уроке (ссылка на учебную программу): | ||||
1.1.1.1** понимать способы образования натуральных чисел и числа нуль; считать в прямом и обратном порядке в пределах 10; определять места числа в натуральном ряду чисел; | ||||
1.1.1.2** читать, записывать и сравнивать однозначные числа | ||||
1.1.1.3** определять состав однозначных чисел | ||||
1.1.2.5**выполнять устно сложение и вычитание без перехода через десяток однозначных чисел | ||||
1.4.3.1** составлять последовательность чисел до 10 | ||||
1.5.2.1 отличать цифру от числа, наглядно изображать однозначные числа разными способами: совокупностями точек, палочек, на числовом луче и т.д | ||||
1.5.2.2** использовать знаки «+», «-», «=», «≠», «>», «<», | ||||
Цели урока: познакомить с понятием « однозначное» и «многозначное» число; объяснить значение числа 10 как количественной характеристики множества из 10 объектов; изучить состав числа 10 | ||||
| Все учащиеся смогут: применять математическую терминологию: «число», «цифра», «равенство», «сложение», «вычитание»; названия действий, знаки «=», «>», «<»; слушать партнера по общению | |||
| Большинство учащихся смогут:строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний. Учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, | |||
| Некоторые учащиеся смогут: сформулировать выводы, аргументировано излагать свое мнение и предлагать способ действий,проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться; | |||
Ход урока | ||||
Этапы урока | Запланированная на уроке деятельность | Ресурсы | ||
Начало урока | Создание положительного эмоционального фона (Коллективная работа) Слова учителя.Ребята, на сегодняшнем уроке мы совершим сказочное путешествие и расширим круг своих знаний по теме ( учитель делает вид, что совершенно забыла, что хотела сказать) Старушка Глухота вредит не только вам, но и мне, я никак не могу вспомнить, как называется это число( показывает число10), учащиеся называют. Правильно, ребята, в добрый путь, в сказку! Я думаю, что нам как любым уважающим себя путешественникам необходимо вести путевой дневник. У нас он выглядит так- каждому учащемуся перед урокам на стол положен индивидуальный именной оценочный лист для выполнения самооценки, взаимооценки работ с помощью условных цветов Зеленый-замечательно, отлично, без ошибок; желтый-хорошо, есть недочеты и 1-2 ошибки; красный-нужно постараться, чтобы получилось лучше. В некотором государстве жил-был Султан. И была у него дочь-Жасмин. Решил султан выдать свою дочь замуж за сына султана соседнего государства- уж больно выгодный был жених, но у Жасмин был уже избранник- Алладин. Султан решил избавиться от Алладина, отправив его в опасное путешествие. «Пойди туда- не зная куда, принеси то, не зная, что» и тогда ты сможешь взять мою дочь в жены и стать моим зятем,- грозно заявил Султан и приказал слугам выставить Алладина из города. Жасмин все же успела отдать Алладину волшебное кольцо, способное за несколько секунд доставить своего хозяина в желаемое место. Повернул Алладин свое волшебное кольцо и вдруг увидел летающих вокруг него маленьких фей Винкс( показ изображения фей Винкс) Актуализация знаний учащихся : (Коллективная работа) (Индивидуальная работа)Первая фея «шепчет» (учитель подносит к уху любого учащегося изображение феи) Вставьте нужные числа:на интерактивной доске числовой луч с пропущенными числами: 1 2 .4 5 6 7. 9 ( 3,8) Индивидуальный показ учащимися нужной цифры. Вторая фея «шепчет» другому ученику: назови «соседей» числа 7 ?( ответ – индивидуальный показ карточки – цифры каждым учащихся) .Третья фея «шепчет» уже трем учащимся: назови число, стоящее между числами 7 и 9? (8), второму –назови число, идущее за числом 5? (6) с, третьему-число, стоящее перед числом 4? (3) (учащиеся при необходимости могут пользоваться числовым лучом с обозначенными числами) Индивидуальный показ цифр разрезной кассы цифр.После выполнения работы педагог просит в индивидуальных оценочных листах с помощью закрашивания кружочка нужным цветом, расположенного напротив первого задания, оценить собственную работу. Работа над новым материалом( К), (И).Дети помогли феям, и они предложили ребятам обратиться за помощью к Маше и Медведю, так как Машенька в любой ситуации найдет выход. Учитель продолжает рассказ: повернул Алладин кольцо, и оказался около дома Медведя. Машенька заставила Мишку играть с ней в школу. В это время шел урок математики, и Маша уже измучила Мишку вопросами ( давайте выручим Мишку) : 1.Какое число идет за числом 9?( Показ числа 10 каждым учащимся)2.Чем отличается это число от чисел, стоящих перед ним? ( Если ребята не могут дать ответ о количестве цифр, участвующих в записи чисел, то учитель от лица героини задает следующий вопрос): сколько цифр используется для записи числа5, 8, 2? А для записи числа 10? Где располагаются на числовом луче от числа 10 однозначные числа, а где двузначные?( выслушиваются ответы учащихся, при этом проводится формативное оценивание каждого полученного ответа )Делается вывод : если число записывается одной цифрой, то это однозначное число, если число записывается двумя цифрами , то такое число называется двузначным. Машенька благодарит ребят от имени Мишки и просит Мишку поиграть в магазин и купить ей игрушки, о которых она давно мечтала Ребята помогают купить игрушки- цена за каждую игрушку выполненное здание. Интерактивная динамическая пауза под музыку. Работа по учебнику с 34. (К) Проверка правильности сделанных выводов- чтение правил в зеленных рамках на с 34 учащимися, умеющими читать (ф) Индивидуальная самостоятельная работа-постановка карандашом нужного знака сравнения > ,< , = Чтобы купить первую игрушку( Большого розового медведя) необходимо выполнить самостоятельную работу с 34 учебника. Сравни числа. Вставь знаки сравнения(> ,< , =) На интерактивной доске дается образец выполнения задания. После выполнения работы осуществляется взаимопроверка, взаимооценивание в оценочных листах выбранным цветом. Учитель дифференцированно осуществляет выборочную проверку работ учащихся , используя формативное оценивание работ учащихся). Цена второй игрушки (Розовый слоненок)( К)- работая коллективно с разрезной кассой цифр, учащиеся считают сколько слив?( показ цифры 9) Сколько нужно добавить слив, чтобы их стало 10? (показ цифры 1) Сколько яблок?( показ цифры 3) Сколько нужно добавить, чтобы яблок стало 10?( показ цифры 7) Сколько абрикосов?( показ цифры 8) Сколько нужно добавить, чтобы их стало 10?( показ цифры 2) Сколько бананов?( показ цифры 5) Сколько нужно добавить, чтобы их стало 10?( показ цифры 5) Сколько груш?( показ цифры 6)Сколько нужно добавить, чтобы их стало 10?( показ цифры 4).После каждой пары вопросов делается вывод о составе числа 10 ( 10-это 9 и 1, 10-это 3и 7, 10-это 8 и 2, 10это5и 5, 10-это 6 и 4) Сразу обращается внимание педагога на еще один способ получения числа 10 путем перестановки слагаемых. После выполнения работы учащиеся в оценочных листах цветом оценивают работу товарища -взаимооценка, учитель по необходимости дает комментарии. Учителем проводилось формативное оценивание деятельности ребят по ходу ответов учащихся. Работа в парах. Цена третьей игрушки- выполнение задания в парах на с 35 учебника Какие знаки спрятаны за фруктами? Проверка выполнения осуществляется следующим образом: учитель называет фрукт , учащиеся поднимают нужный знак : -, +. В оценочных листах оценивают цветом свою работу –самооценка(Ф) Учитель оценивает работу пары, согласно критериям: золотистая монетка-работали дружно, сообща, получили правильный результат; серебряная монетка-молодцы, но была допущена ошибка в ответе, не всегда работали вместе; монетка медного цвета- допущено 2-3 ошибки при определении знака действия и работу выполнял каждый сам. Дети помогли Машеньки и Мишке , а они за это посоветовали обратиться к жителю дна морского –Спайч Бобу. У него всегда веселое настроение, он никогда не унывает, может, что дельное подскажет. Повернул кольцо Алладин, и« путешественники» оказались на дне морском, в гостях у Спайч Боба и его друзей Чтобы лучше адаптироваться на морском дне необходимо необходимо выполнить следующие действия: физкультминутка. Дифференцированная работа( самостоятельно). Сильные учащиеся выполняют следующие задание на карточках: составь к данному примеру на вычитание , пример на сложение с таким же ответом и наоборот 2+3=…-… 9-1=…+…. 6+3=…-….5+3=…-…. 4+2=…-…. 10-5=…+…. ( учащиеся знакомы с таким видом заданий, подобные выполняли раннее) Выполняется взаимопроверка и взаимооценивание после выполнения работы Учитель оценивает результат взаимооценивания- выборочно(Ф). Остальные ребята работают в рабочих тетрадях с 33 Записывают числа на числовом луче. Обводят число 10. Дорисовывают в каждом мешке овощи, чтобы их стало 10.( К) Проверка (Ф) Дифференцированно даются краткие комментарии отдельных ответов . При проверке работы вновь вспоминается состав числа 10.Спайч Боб просит научить писать число 10( с 34 Рабочая тетрадь) Обращается внимание детей на то, что число 10 пишется в двух клетках, потому что состоит из двух цифр. Учащиеся прописывают самостоятельно , учитель просматривает выполненную работу, проходя, использует формативное оценивание. Прежде чем заглянуть в ларец , который Спайч Боб нашел на борту затонувшего корабля, может они там найдут, то , что так долго искали ,он просит выполнить задание: самостоятельная работа в рабочих тетрадях с34. Выполни здание с 34 Вычти из 10, ответы впиши в пустые клетки выполнение работы самостоятельно, сильные ребята, выполнившие работу вперед , выполняют роль консультантов(Ф).Учитель заглядывает в ларец и находит там 5 замечательных бабочек На первой бабочке записано число 5 ( ответ первого примера) и слово –верь, на второй-7 и слово- надейся, на третьей-2, слово -люби, на четвертой-6 и слово –стремись, на пятой-9 и слово добьешься. Это девиз смельчака, который обязательно, пройдет все испытания и добьется своей цели.(Ф)Если вы выполнили задание правильно не допустив ошибок или допустив 1-2 ошибки, то этот девиз для вас-смельчаков, если допустили больше ошибок, необходимо приложить больше усилий и упражнений, и тогда обязательно все получится. Необходимое условие того, чтобы Алладин благополучно добрался до места. Ребятам необходимо ответить на следующие вопросы: число 10 – однозначное или двузначное? Почему? ( доказательные ответы учащихся) Где расположены однозначные числа на числовом луче от числа 10?( Слева)Как называются числа, расположенные на числовом луче справа? ( двузначные)Как получить число 10? ( называют несколько способов получения числа 10) Рефлексия Пока Алладин возвращается живой и здоровый к своей избраннице, мы определим на какой ступени лестницы успеха мы находимся в результате нашей работы ( самооценивание в рабочей тетради с 34)(Ф)Учитель выслушивает мнения отдельных ребят и дае соответствующие комментарии | Красочные изображения фей Винкс Интерактивная доска с изображением числового ряда с пропусками чисел Индивидуальные разрезные кассы цифр Интерактивная доска с образцом работы |