Урок математики в классе по теме «Число 10»
Гордеева Елена Николаевна, учитель начальных классов
г. Черногорск
Республика Хакасия
МБОУ «Начальная школа №3»
Образовательная система "Школа 2000"
Урок математики в 1-м классе по теме "Число 10"
Форма урока: урок-путешествие
Цели и задачи урока:
• закрепить знания, приобретённые детьми при изучении нумерации чисел от 1 до 10;
• совершенствовать вычислительные навыки, взаимосвязь между частью и целым, компонентами и результатами действий;
• упражнять в письме числа 10;
• проверить умение различать геометрические фигуры;
• продолжать готовить детей к составлению и решению задач;
• закрепить пространственные представления (слева, справа, вверху и т.д.);
• помочь уч-ся усвоить получение и запись числа 10, состав числа 10.
Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать и понимать других.
Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Формирование и отработка умения согласованно работать в группах и коллективе.
Познавательные УУД
Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстрации.
Формирование умения на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.
Регулятивные УУД
Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.
Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Формирование умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.
Личностные УУД
Формирование эмоционального отношение к школе и учебной деятельности.
Формирование общего представления о моральных нормах поведения.
Формирование чувства сострадания и сопереживания.
Формирование интереса к устному народному творчеству.
Оборудование: учебник « Математика» для 1 класса Л.Г.Петерсон, герои сказки "Гуси - Лебеди", магнитные карточки с цифрами от 1 до 10, карточки с изображением геометрических фигур, яблочки трёх цветов.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Учащиеся повторяют за учителем слова, закрыв глаза и опустив голову на руки.
Я в школе, на уроке
Сейчас я начну учиться
Я радуюсь этому!
Я как разведчик, я всё замечу!
Память моя крепка
Я хочу учиться
Я очень хочу учиться!
2.Психологический настрой.
– А теперь потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и помогает вам.
3.Введение в урок.
-Сегодня мы не просто будем считать и решать, мы отправимся в путешествие.
- Ребята, а вы любите сказки? Сегодня я предлагаю путешествие по сказке. А по какой, вы должны угадать.
Далеко за горной кручей,
Там где лес шумит дремучий,
Там где солнце прячет тени,
Где стоит ночная темень,
Озерко одно искрится.
В нем студеная водица,
Здесь темно всегда, и тут
Гуси-лебеди живут.
Стая белых лебедей,
Что крадут в домах детей.
Здесь избушка есть и в ней,
Нет ни окон ни дверей.
В этой старенькой избушке
Дряхлая живёт старушка,
Что зовут бабой-ягой,
С костяной одной ногой.
Гуси-лебеди ей служат,
Со старухой этой дружат.
- «Гуси – лебеди»
- Давайте вспомним, что там произошло.
Гуси тихо подлетели,
Покружили, поглядели,
Быстро мальчика схватили
И на крылья посадили,
Унеслись за облака,
Не оставив ни следа.
Час прошел, прошел второй,
И сестра спешит домой.
Видит: нет нигде братишки.
Может где мелькнут штанишки?
Может кто его забрал?
Или в лес он убежал?
Но не видно никого,
Лишь гусиное перо
На скамейке под окошком
В перевернутом лукошке.
Тут сестрица поняла-
Братца стая забрала.
– Что обычно побеждает в сказках? ( Добро.) Почему такая беда произошла с мальчиком?
– Ребята, хотите ли помочь сестрёнке найти братца?
–Давайте предложим девочке дружбу и пригласим к нам на урок, изменим сказку и поможем спасти братца от Бабы – Яги.
4.Актуализация опорных знаний
- И за стаей вслед сестренка
Побежала им вдогонку.
- Видит, а за речкой стоит печка. Чтобы к ней добраться нужно в счёте постараться.
а) Повторение разбиения на группы и состава числа 9.
- И тут девочка увидела камушки, по которым она сможет перебраться на другой берег.
– По какому признаку можно объединить их? (Цвет, форма, размер) – Состав какого числа поможет повторить ?
б) Повторение приёма сложения
- Помогите девочке подняться в горку (решение круговых примеров)
5. Постановка проблемы. Открытие нового знания.
-Печка, печка подскажи
Путь мне к братцу укажи.
- Пирожок ты мой покушай
Да вопросики послушай.
а) Образование числа 10.
- В кастрюлю насыпали 9 стаканов муки, потом добавили ещё 1. Сколько стало7
- Как получили число 10? (9+1)
б) Работа с учебником. Повторение состава числа 10.
6. Определение темы урока. Постановка целей
– Ребята, проведите анализ задания и попробуйте определить тему урока. О чем мы будем говорить сегодня?
– Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?
- Изучим состав числа 10; закрепим навык счёта в пределах 10, взаимосвязь между частью и целым, умение сравнивать числа и выражения.
7. Закрепление нового материала.
- С нулём гуляет единица
Не может с ним наговориться
– Давайте запишем новое число в тетради.
– Откройте тетради. Запись числа.
– Посмотрите на следующую запись? Что это? Как она образована? Можете прочитать эти числа?
8. Физкультминутка
- Молодцы, ребята, вы помогли ответить на вопросы.
- Перед тем как отправиться в путь нужно отдохнуть.
С физминуткой я дружу
Свою спину разогну.
Руки кверху подниму,
А потом их отпущу,
А потом попрыгаю,
Раз, два, три.
Ножками подрыгаю,
Раз, два, три.
Ручками похлопаю,
Раз, два, три
Ножками потопаю,
Раз, два, три.
Сяду я за партой стройно,
Чтоб вести себя достойно,
Буду деткам помогать,
Да и знанья получать
9. Первичное закрепление, повторение пройденного материала.
– Долго шла сестра вперед,
Видит - яблоня растет,
а) Работа по учебнику
– Ребята, давайте поможем выполнить задание.
– Откройте учебники.
– Посмотрите на числовой отрезок. Как получить число 10?
– Вспомним состав числа 10, который нам подскажут яблочки.
б) Самостоятельная работа в тетради
– Вы запомнили состав числа 10? Давайте проверим. Заполните самостоятельно окошечки. Проверяем по цепочке.
– На примере с числом 10 вспомните взаимосвязь частей и целого (с устным комментарием).
в) Проверка самостоятельной работы.
И пустилась дальше в путь.
Долго ль коротко идет,
Времени потерян счет.
Видит перед ней река
Плещется из молока.
- Помогите справиться с задачками.
г) Решение задач в стихах.
- Плывут утята, играют, ныряют,
А утка – мать следит за ними, считает:
Пять пестрых, три серых,
Два жёлтых утёнка –
Ей очень трудно их сосчитать.
А вы, ребята, помогите,
Сколько утят? Скажите!
- Васька – ловкий рыбачок –
Ловит рыбок на крючок.
Семь поймал он на рассвете,
Три поймал в вечерний час.
Сколько всего рыбок поймал Васька?
д) Сравнение чисел и выражений.
Девочка схватила брата
И пустилась в путь обратный.
А тем временем старуха
Воротилась в дом и сразу
Обнаружила пропажу,
И отправила за ней
Своих преданных гусей.
- Если знаки поставим верно, то гуси не догонят ребятишек. Договорились?
( Учащиеся расставляют знаки между числами и выражениями.)
Время близится к закату
Воротилась сестра с братом,
Огляделись, отряхнулись,
И родители вернулись.
Много было радости,
Пряников и сладостей.
- Молодцы, ребята. Вы помогли сестрёнке спасти братца. Поэтому наша сказка, как и многие закончилась хорошо.
10. Итог урока.
- Какие цели ставили перед собой? Мы их достигли?
11. Рефлексия.
- Вспомните все этапы урока, если у вас всё хорошо получалось, закрепите на доске зелёное яблочко, если, что – то не удалось – жёлтое, а если испытывали затруднения – красное.
- Спасибо за урок!