«Число 7. Письмо цифры 7» 1 класс Школа России
Тема: «Число 7. Письмо цифры 7» 1 класс Школа России
Тип урока: урок усвоения новых знаний (УУНЗ)
Структура урока: «открытие» новых знаний.
Цель:
- сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой луч;
- научиться с помощью сложения получать число 7, зная предыдущее 6;
- научиться писать цифру 7.
Задачи урока:
Образовательная: уточнение представлений обучающихся о числе 7; написание цифры 7; сравнение чисел с помощью числового отрезка; знакомство с составом числа 7 и его особенностями.
Развивающая: развитие логического мышления, математической речи, умение сравнивать, анализировать; формирование навыков контроля и самоконтроля.
Воспитательная : воспитание самостоятельности, аккуратности, умение работать в парах.
Формируемые УУД:
Личностные: осознание практической важности обозначения числа 7 на письме; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций.
Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, кукла Маша, игрушка медведь, кубики, монеты, карточки рыбки - примеры
I. Организационный момент. | Долгожданный дан звонок Начинается урок! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! Покажите "смайлики" с каким настроением вы начинаете урок? Как изменилась ваша жизнь с сентября месяца? Вспомните про день 1 сент. Загадка На одной лесной опушке Ребята, к нам сегодня на урок пришла Машенька. Кукла и Миша (медведь) Она тоже пошла в 1 класс Поможем Маше научиться считать? А чтобы Маша научилась считать, мы должны хорошо поработать с вами. |
II. Актуализация знаний. | Проведем математическую разминку: 1)Задача. -Из-за куста торчат 6 ушек. Там спрятались зайчики. Сколько зайчиков? Покажите на веере. Три ромашки – желтоглазки, Шесть весёлых медвежат 3) Счёт в пределах 10 (прямой и обратный): Оцените свою работу, покажите на светофорах. ( зелёный - хорошо, жёлтый- не со всеми заданиями справился, красный- не справился.) Ребята, у вас на парте лежит у каждого числовой луч, возьмите простой карандаш, и внимательно выполняйте задание. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - Одной чертой подчеркните число, сколько яблок у Маши ( 4 ) - Обведи в кружок самое большое число ( 10 ) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - Найдите самое маленькое и зачеркните его ( 1 ) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - В треугольник возьмите число, которое указывает сколько углов в треугольнике ( 3 ) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - Двумя черточками подчеркните число, которое стоит слева от числа 3 ( 2 ) - В квадрат возьмите число 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - Поставьте точку под числом, которое стоит между числами 4 и 6 ( 5 ) - Число, которое стоит слева от 9, подчеркните тремя черточками ( 8 ) - Подчеркните волнистой линией то число с которым работали вчера ( 6 ) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - Посмотрите внимательно на числовой луч и скажите, какое число осталось без задания? 7 - -Какова тема нашего урока? ("Число и цифра 7") -Значит, цель урока - Чему вы должны будете научиться? ( Узнать всё о числе 7, научиться писать цифру 7). -Будем находить состав числа7.-Будем определять число предметов. Где в жизни встречались с числом 7? (№дома, квартиры ,на часах, на телефоне, на линейке. Вспомните и назовите названия сказок, в которых также встречается число 7 Книжки показать в) Сказки:“Волк и семеро козлят”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, «Цветик – семицветик», «Белоснежка и семь гномов».(демонстрация книг) 1. Историческая справка: -Знаете, ребята, число 7 издавна считается необычным числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. И всё это началось с того, что в голове у нас 7 отверстий...(посчитайте). С тех пор это число считалось магическим и было самым большим числом, что означало - ВСЁ. -Нередко, приписывали числу 7 таинственную силу. 7 играло большую роль в древней мифологии: 7 дней недели, Какой первый день? (пон) какой третий день? (ср.) какой день сегодня? (субб) Какой был вчера? 7 цветов радуги, 7 чудес света в Древней Греции. Кому это интересно, можете почитать в энциклопедиях и по Интернету), а потом нам рассказать. Памятник числу 7 2. А где же встречается число 7? (иллюстрирование отгадок) а) Загадки: Приказало солнце: «Стой,Семицветный мост крутой!»(7 цветов радуги)
Каждую неделю кругом Ходят братцы друг за другом (7 дней недели) В тёмном небе звёздной ночью Я нашёл семь ярких точек. Семь горящих глаз нашёл, Называется ковшом. ( Созвездие Большой медведицы) г) 7 нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) (иллюстрация) б) Пословицы: “Семеро одного не ждут”, “Семь раз отмерь, один – отрежь”, “На седьмом небе от радости ”, счастье “Лук от семи недуг”. - Ребята положите 6 счетных палочек на парту. Как можно из 6 получить 7? Подумайте! (6 + 1 = 7) Как еще можно получить число 7 ? Состав числа 7. Машенька принесла 7 яблок. и просит вас помочь разделить их разными способами. (один ученик выкладывает на доске яблоки – состав числа 7 :7 -это …и т. д.). Учащиеся выкладывают счетные палочки на парте. Оцените свою работу (светофор). Молодцы! 2. Работа по числовому ряду. -Что вы можете сказать о числе 7 ? Предыд. Послед. Какие числа меньше 7 ? Какие числа больше 7 ? Сравни числа: 7 и 4, 3 и 7, 7 и 7, 7 и 1, 4 и 7, 7 и 6 |
III. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы. Сообщение темы и цели урока. | |
IV. Открытие нового знания. Проблема: Как из 6 получить 7? |
- Какой цифрой обозначим это число? (Цифрой 7) Покажите цифру 7 Ребята, а на что похожа цифра 7? -Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога. - Семь – точно острая коса. Коси, коса, пока остра. Найди цифру 7 |
| Физминутка Раз – подняться, потянуться. |
Знакомство с цифрой 7 Письмо цифры 7
| - Откройте учебники на с. 54 - Рассмотрите рисунки снизу страница 54, где еще мы можем встретиться с числом 7? (домино, на часах.) - Рассмотрите внимательно цифру 7 внизу страницы. сколько точек изображено на домино? (7) - Сколько времени показывают часы? (7 часов) Кто нам покажет 7 часов? А на один час позже, чем 7? Рассмотрите письменную цифру 7 - Сколько элементов в написании цифры? (3) (Волнистая, наклонная прямая палочка и маленькая горизонтальная палочка) - Откуда начинаем писать? (Начинаем писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводя ее до верхнего правого угла клетки. Из верхнего правого угла проводим наклонную палочку к середине нижней стороны клетки. Маленькая горизонтальная палочка должна перечеркивать длинную палочку примерно по середине). - Пробуем в воздухе написать цифру 7. Положите ПЛЕНКУ на цифру 7, потренируйтесь, обведите её. |
Начинаем работу в тетрадке, обведите цифру 7 и допишите до конца строки. - Сравните каждую цифру с образцом и те, которые получились правильно «зажгите огоньком». (Под цифрой красным карандашом поставить точку). - Обведите и напишите недостающие цифры во второй строке. | |
V. Первичное закрепление. | С.54 вверху Прочитайте строчки с пропусками 6 +1 = 7 7 – 1 =6 Рассмотрите рисунок Объясните запись слева 5 +1 = 6 рыбак уже поймал 6 рыб, еще 1 рыба у него на крючке, всего 6 рыб 6 +1 = 7 у рыбака 6 рыб, еще 1 рыбину утащил кот. Было 7 рыб Чем отличаются равенства справа от равенств слева ( со знком минус) Объясните их 6 – 1 = 5 у рыбака 6 рыб, 1 из них на крючке, на траве лежат 5 рыб 7 – 1 = 6 рыбак поймал 7 рыб, 1 утащил кот, осталось 6 рыб.. Как можно получить число 7? 2. - Чем отличаются поезда? (цветом и количеством вагонов) - Сколько вагонов в первом поезде? (6) - Сколько вагонов во втором поезде? (7) - Как получили 7 вагонов? - В каком поезде вагонов больше и на сколько? - В каком поезде вагонов меньше и на сколько? |
VI.Включение в систему знаний и повторение. | 2. Работа с геометрическим материалом. - Как называются изображённые линии? (Отрезки.) - сравните эти отрезки равны - Почему? В них укладывается 6 одинаковых мерок 3. Посчитайте треугольники и квадраты. Работа в парах. Треуг 7 Четырехуг. 5 |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Давайте проверим, как вы запомнили состав числа7? Заселите домики (в парах выдаются листочки с домиками) А теперь проверьте с доски, так ли у вас? Оцените свою работу (светофор). |
VIII. Рефлексия деятельности на уроке. | –Чему учились на уроке?– Что показалось самым интересным? - А что было сложным? Над чем надо ещё поработать? -Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите? Покажите на "смайлики". -С каким настроением вы заканчиваете этот урок? Домашнее задание: сколько дней в неделе? Семь Придумайте, что интересного вы будете делать каждый день недели. Дела не должны повторяться |
Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Столько же ногами топнем.
Семь раз вправо –влево наклонимся
Мы за парты снова сядем Как сидеть мы всем покажем!