Конспект урока математики по теме «Число 7. Письмо цифры 7» (1 класс)

Конспект урока по теме
«Число 7. Письмо цифры 7»
Цели: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с составом числа 7; научить писать цифру 7.
Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место числа 7 в натуральном ряду; считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т. д.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет.
- Сосчитайте от 1 до 10, от 2 до 5, от 10 до 1
- Назовите соседей числа 5
- Какое число находится между 2 и 4
- Какое число стоит перед числом 4, 6, 2
- Какое число стоит после числа 5, 1, 3.
2. Геометрический материал
— Найдите на рисунке ломаные линии. (3, 5.)
— Найдите отрезки (1.)
— Почему линию 2 нельзя назвать отрезком? (Не прямая линия.)
— Чем похожи линии 5 и 7? (Это замкнутые линии.)
— Как называется линия 6? (Луч.)
— По какому признаку вы догадались? (Луч — это часть прямой, у которой есть начало.)
III. Самоопределение к деятельности.
Ребята, а вы любите сказки? Знаете их?
- Тогда я называю начало сказки, а вы должны продолжить ее название.
- Готовы?
- «Волк и …» (Семеро козлят)
- «Белоснежка и …» (Семь гномов)
- «Сказка о мертвой царевне и …» (о семи богатырях)
- Какое число используется в сказках? (Число «семь»).
- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (О цифре и о числе 7)
- Давайте вместе подумаем чему мы должны научиться?
1. Познакомиться с…(числом и цифрой 7).
2. Научиться…(писать цифру 7).
3. Узнать… (как можно получить число 7).
IV.Работа по теме урока
-Давайте познакомимся с составом числа 7.
1 и 6, 2 и 5, 3 и 4, 4 и 3, 5 и 2, 6 и 1, 7 и 0.
Работа по учебнику
- Откройте стр. 54 учебника (5 и 4).
- Давайте вместе заполним пустые окошечки вверху страницы своими ответами.
- К шести прибавить 1 получится… (7).
- Из семи вычесть 1 получится… (6).
- Рассмотрите рисунок ниже. Как вы думаете, какое будет задание? (Объяснить записи по рисунку)
- Кто изображён на рисунке? (Рыбак)
- Что он делает? (Ловит рыбу)
- Объясните записи под рисунком.
- 5 + 1 = 6 – рыбак уже поймал 5 рыб, ещё 1 рыбка у него на крючке. Всего у рыбака 6 рыб.
6 + 1 = 7 – у рыбака 6 рыб, ещё 1 рыбку утащил кот. Сколько всего рыб поймал рыбак?
- Чем отличаются равенства слева от равенств , записанных справа? (Знаком. Они со знаком «-»).
6 – 1 = 5 – рыбак поймал 6 рыб. 1 рыбка ещё на крючке. Сколько рыбок лежит на траве?
7 – 1 = 6 – рыбак поймал 7 рыб. 1 рыбку утащил кот. Сколько рыб осталось у рыбака?
- Молодцы!
- Чем отличаются поезда, изображённые ниже? (Цветом и количеством вагонов).
- Сколько вагонов в первом поезде? (6 вагонов).
- Сколько вагонов во втором поезде? (7 вагонов).
- В каком поезде вагонов больше и на сколько? (Во втором поезде, на 1 вагон).
- В каком поезде вагонов меньше и на сколько? (В первом, на 1).
- Как мы получаем каждое последующее число? (Путём прибавления одного).
- Как мы получаем предыдущее число? (Путём вычитания одного).
V. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише,
А деревцо всё выше, выше.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунки и записи на с. 55. Какие записи подходят к рисунку слева? Почему? (4 — 2 — ветку несли 4 муравья, 2 муравья отстали. 2 + 2 — ветку несут 2 муравья, им на помощь спешат еще 2.)
— Какие записи подходят к рисунку справа? (4 + 1 — на дыне сидели 4 осы, прилетела еще 1. 5 — 1 — около дыни 5 ос, 1 еще не села на дыню.)
— Сравните отрезки, данные ниже. (Они равны.)
— Почему? (В них укладывается по 6мерок.)
— Сколько треугольников на следующем рисунке? (7.)
— Сколько четырехугольников на рисунке рядом? (5.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 21. Прочитайте задание под синей чертой. Как узнать, сколько клеточек нужно закрасить? (Их количество записано под столбцом.)
— Прочитайте второе неравенство. Сколько клеток раскрасите в первом столбце? (4.)
— Сколько клеток раскрасите во втором столбце? (3.)
(По аналогии разбираются остальные выражения.)
— Посмотрите на условное обозначение рядом со следующим заданием. Что нужно сделать? (Вставить числа в выражения.)
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Выражения записаны на доске.)
А сейчас мы будем учиться писать цифру 7.
Цифру 7 начинаем писать немного ниже середины верхней линии, ведем в правый верхний угол, а потом прямую линию на середину нижней строки. Посередине проводим горизонтальную черту.
— Обведите цифры 7 и допишите до конца строки, соблюдая закономерность. Подчеркните самую красивую цифру.
— Обведите и напишите недостающие цифры во второй строке.
VII. Рефлексия
- Ребята, что нового узнали на уроке?
- Что вам особенно понравилось?
- А, что на уроке было сложным?
- Вы сегодня молодцы! Спасибо за урок!