12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рудакова Дарья Дмитриевна17

«Читательская грамотность как основа процесса обучения»

В современное время одной из важнейших задач образовательной деятельности является формирование у учащихся метапредметных результатов, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями. Младшие школьники приобретают значимые умения, важнейшим из которых является работа с текстом. Обучение в начальной школе является значимым периодом в формировании читательской грамотности младших школьников. Именно в этом возрасте у учащихся происходит активное развитие познавательных способностей и содержательных понятий. Успешное обучение в начальных и средних школах невозможно без формирования читательской грамотности учащихся. Читательская грамотность – это один из компонентов фундаментальной грамотности, а фундаментальная грамотность это один из важных показателей обучения на сегодняшний день.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.

В исследованиях PISA читательская грамотность - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Формирование читательской грамотности младших школьников является важнейшей задачей современной начальной школы, так как многократно выросли требования к речевой деятельности и культуре речи человека. Научить всех детей читать книги осознанно, самостоятельно, выборочно в школьные годы, а главное, потом, в дальнейшей жизни, чтобы они хотели и могли постоянно пополнять свое образование, извлекать недостающие знания с наименьшими усилиями, ориентироваться в быстром потоке научной и политической информации - это ключ к успеху в любой деятельности.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения. Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:

1) умение найти и извлечь информацию из текста;

2) умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;

3) умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;

4) Умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.

Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь: определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом. Во-вторых, позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.

А.М. Новиков подчеркивает: «Грамотность является одним из важнейших показателей культурного развития населения, а относительно к школе – это важнейшее условие и показатель качества обучения».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.