Мастер- класс «Читательская грамотность как основа эффективности учебного процесса»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мастер- класс «Читательская грамотность как основа эффективности учебного процесса»
Подготовили: учителя начальных классов –
август, 2022год
Цель: поделиться опытом работы по развитию читательской грамотности младших школьников.
Задачи:
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий.
показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе с текстом
Ожидаемые результаты:
Участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности младших школьников и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.
Оборудование: компьютер, проектор, конверты с заданиями для работы.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
-Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте, дорогие учителя!
Поздравляем вас с началом учебного года, с Днём знаний! Желаем, чтобы этот год был ярким, насыщенным, плодотворным и успешным, чтобы в каждом ученике проснулось непреодолимое желание учиться, чтобы в картине каждого дня было много прекрасных мгновений, незабываемых историй и ярких красок счастья.
II. Анализ работ предыдущего учебного года.
Но давайте ненадолго вернемся в предыдущий учебный год. Анализируя результаты Всероссийских проверочных работ, контрольных и проверочных работ по базовым предметам начальной школы, комплексных (интегрированных) работ, работ по диагностике УУД и читательских умений, мы сталкиваемся с тем, что многие дети мало читают, не все умеют работать с текстом, некоторые младшие школьники не дочитывают задание или вопрос до конца. Вот почему выпускники начальной школы затрудняются при выполнении некоторых заданий ВПР (овладение основами логического и алгоритмического мышления; чтение и анализ несложных готовых таблиц; умение письменно изложить информацию, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы; умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; умение анализировать, делать вывод на основе проведенного опыта; умение сравнивать объекты, описанные в тексте). Мы пришли к выводу: высокий уровень читательской грамотности качественно подготовит четвероклассника к дальнейшему обучению на следующем образовательном уровне. Такие учащиеся уже почти не будут нуждаться в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов. Поэтому сегодня особенно востребованы слова К.Д. Ушинского: «Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот в чём главное». Следовательно, одним из наиболее важных путей повышения эффективности образовательного процесса является формирование читательской грамотности младшего школьника.
И сегодня на нашем мастер – классе «Читательская грамотность как основа эффективности учебного процесса» мы хотим вам предложить задания, которые помогут в развитии читательской грамотности.
III. Знакомство с приемами и стратегиями.
Уважаемые коллеги! Просим вас занять почетные места – поработать в парах и группах.
Первое наше задание называется «Мозаика». Откройте конверт №1. Вам даны отрывки, прочитайте их и сложите в один единый текст. Получившийся текст прочитайте полностью. На выполнение задания вам дается 2 минуты. Время пошло, удачи! (Засекаем время)
Приложение 1
Текст.
Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.
Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает.
Солнце уже зашло, а светло еще, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слышно далеко: «Ук!» Подождет немножко, и опять «Ук!».
Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?
Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.
Темно скоро будет. Пора домой.
Только немного прошел — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.
— Ага, — думаю, — значит, здесь! Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец, на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» — и опять тишина.
Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.
Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.
Посадил я ее в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.
Г. Снегирев
Ваше время истекло. Группа №1 или №2 (которая быстрее справилась с заданием) прочитайте получившийся текст.
Приступаем к выполнению следующего задания. Открываем конверт №2 . Обратите внимание! В нем находятся только шаблоны Тонких и Толстых вопросов (Прием «Толстый и тонкий вопрос»). Это задание выполняем в парах. Каждой паре (соседи по плечу) необходимо сформулировать и задать другой паре по два «тонких» и два «толстых» вопроса», связанных с текстом. На выполнение второго задания у вас всего 2 минуты. Приступаем к заданию.
Приложение 2
Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто? Что? Когда? Как звали… ? Было ли… ? | Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ? |
Ваше время вышло. Пары сейчас по очереди будут друг другу задавать и отвечать на поставленные вопросы. Группа №1 вам предоставляем слово. Группа №2 теперь слушаем вас. Молодцы!
Приступаем к следующему заданию. Задание №3 выполняем в группе. На выполнение задания 2 минуты. Приступаем к заданию.
Задание 3.
В 1970 году, в момент написания рассказа «Ука», в магазине цена на клюкву была не постоянна. (См.таблицу 1)
Таблица 1
месяц | январь | Февраль | март | апрель | май | Июнь |
Стоимость (копейки) | 65 | 20 | 60 | 40 | 60 | 45 |
В 1971 году цена на клюкву составляла следующие суммы (см. диаграмму 1)
Диаграмма 1
В какие месяцы клюква стоила в 1970 году меньше, чем в 1971 году?
Ответ: _______________________
Ваше время истекло. Проверяем.
Как часто в жизни мы задаем вопросы: как быть? Как поступить? Что выбрать? Иными словами, мы решаем проблему. Владение разнообразными стратегиями разрешения проблемных ситуаций – одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически. И мы переходим к самому интересному заданию, к стратегии «Идеал». Автор этой стратегии, Джеймс Брэмсфорд, назвал ее «ИДЕАЛЬНЫМ» МЕТОДОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Каждая буква этого слова – это этап или шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации.
«Идеал»
Интересно, в чем проблема?
Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы
Есть ли какие-либо хорошие решения?
А теперь сделаем выбор!
Любопытно, как это осуществить на практике?
1 этап. Интересно, в чем проблема?
Здесь мы определяем проблему и формулируем её в виде вопроса, начинающегося со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не». Формулировка проблемы должна быть максимально конкретной.
2 этап. Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!
На данном этапе применяется классический «мозговой штурм».
• Принимаются все варианты решений, которые соответствуют выбранной формулировке. Все варианты должны быть зафиксированы либо на доске, либо на листочке.
• Критика запрещена. Но можно задавать уточняющие вопросы. Оговорить количество вариантов
3 этап. Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?
Это – этап первичной оценки. Каждое из решений мы, вместе с классом, оцениваем по следующей системе: «+» – решение подходит; «+ –» – решение класса кардинально разделились. «–» – это решение не подходит.
Аргументировать на данном этапе особо не нужно – для этой цели есть следующий этап.
4 этап. А теперь сделаем выбор!
На этом этапе необходимо выбрать один вариант решения проблемы, и обосновать свой выбор. Аргументация должна основываться на сведениях из текста, на опыте и учитывать конкретную ситуацию.
5 этап. Любопытно, как это осуществить на практике?
Здесь учащиеся – индивидуально или в парах – составляют план решения проблемы.
Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы, составьте устный рассказ и т.д.
(Задание 4. Стратегия «Идеал»)
И - «Интересно, в чем проблема?»
Прочитайте отрывок. Определите и запишите ту проблему, с которой столкнулся наш герой. Формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», в ней должна отсутствовать частица «не», а также – она должна быть максимально конкретной.
Приложение 3
В окнах у нас свет зажгли. Наверно, сели ужинать.
Пришёл я домой, дедушка меня спрашивает:
— Куда ходил?
— Ловил укалку.
Он не понимает.
— Что, — говорит, — за укалка такая?
Полез я в карман, чтоб её показать, а карман…
Д - «Давайте предложим как можно больше вариантов решений!»
Записывайте все пришедшие в голову варианты решения проблемы (даже самые безумные).
Есть ли какие-либо хорошие решения?
Отметьте в своем списке галочкой те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы.
А теперь сделаем выбор!
Проанализируйте свои записи и выберите наиболее оптимальный вариант решения проблемы.
Любопытно, как осуществить на практике?
Распишите возможный план действий по пунктам и изобразите его в виде схемы.
- Итак, что же у нас получилось?
Интересно, в чем проблема? |
Давайте найдем как можно больше способов решения проблем! |
Есть ли какие-либо хорошие решения? |
А теперь сделаем выбор! |
Любопытно, как это осуществить на практике? |
IV. Результативность
Благодаря целенаправленной системной работе по развитию читательской компетенции с применением методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ), продуктивного чтения будут достигнуты определенные результаты - повышение эффективности образовательного процесса.
V. Рефлексия
Уважаемые коллеги! Прошу Вас свое мнение о мастер-классе высказать в ходе заполнения таблицы из трех граф. В графу «Плюс»- записывается все, что понравилось: информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по-вашему мнению, могут быть полезны для вашей работы. В графу «Минус»- записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «Интересно» - все любопытные факты, о которых узнали, вопросы, которые возникли в ходе мастер-класса.
Плюс | Минус | Интересно |
Спасибо большое, коллеги, за вашу активную работу!
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ И ПРОЯВЛЕННЫЙ ИНТЕРЕС!
Пермякова Ольга Анатольевна