12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Янкина Татьяна Алексеевна15

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 







Мастер- класс «Читательская грамотность как основа эффективности учебного процесса»





Подготовили: учителя начальных классов –











август, 2022год

Цель: поделиться опытом работы по развитию читательской грамотности младших школьников.

Задачи:

раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий.

показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе с текстом

Ожидаемые результаты:

Участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности младших школьников и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Оборудование: компьютер, проектор, конверты с заданиями для работы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

-Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте, дорогие учителя!

Поздравляем вас с началом учебного года, с Днём знаний! Желаем, чтобы этот год был ярким, насыщенным, плодотворным и успешным, чтобы в каждом ученике проснулось непреодолимое желание учиться, чтобы в картине каждого дня было много прекрасных мгновений, незабываемых историй и ярких красок счастья.

II. Анализ работ предыдущего учебного года.

Но давайте ненадолго вернемся в предыдущий учебный год. Анализируя результаты Всероссийских проверочных работ, контрольных и проверочных работ по базовым предметам начальной школы, комплексных (интегрированных) работ, работ по диагностике УУД и читательских умений, мы сталкиваемся с тем, что многие дети мало читают, не все умеют работать с текстом, некоторые младшие школьники не дочитывают задание или вопрос до конца. Вот почему выпускники начальной школы затрудняются при выполнении некоторых заданий ВПР (овладение основами логического и алгоритмического мышления; чтение и анализ несложных готовых таблиц; умение письменно изложить информацию, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы; умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; умение анализировать, делать вывод на основе проведенного опыта; умение сравнивать объекты, описанные в тексте). Мы пришли к выводу: высокий уровень читательской грамотности качественно подготовит четвероклассника к дальнейшему обучению на следующем образовательном уровне. Такие учащиеся уже почти не будут нуждаться в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов. Поэтому сегодня особенно востребованы слова К.Д. Ушинского: «Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот в чём главное». Следовательно, одним из наиболее важных путей повышения эффективности образовательного процесса является формирование читательской грамотности младшего школьника.

И сегодня на нашем мастер – классе «Читательская грамотность как основа эффективности учебного процесса» мы хотим вам предложить задания, которые помогут в развитии читательской грамотности.

III. Знакомство с приемами и стратегиями.

Уважаемые коллеги! Просим вас занять почетные места – поработать в парах и группах.

Первое наше задание называется «Мозаика». Откройте конверт №1. Вам даны отрывки, прочитайте их и сложите в один единый текст. Получившийся текст прочитайте полностью. На выполнение задания вам дается 2 минуты. Время пошло, удачи! (Засекаем время)

Приложение 1


Текст.

Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низ­ко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.



Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает.

Солнце уже зашло, а светло еще, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слыш­но далеко: «Ук!» Подождет немножко, и опять «Ук!».



Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?

Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.

Темно скоро будет. Пора домой.



Только немного прошел — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.

— Ага, — думаю, — значит, здесь! Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец, на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» — и опять тишина.



Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.



Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.

Посадил я ее в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.

Г. Снегирев



Ваше время истекло. Группа №1 или №2 (которая быстрее справилась с заданием) прочитайте получившийся текст.

Приступаем к выполнению следующего задания. Открываем конверт №2 . Обратите внимание! В нем находятся только шаблоны Тонких и Толстых вопросов (Прием «Толстый и тонкий вопрос»). Это задание выполняем в парах. Каждой паре (соседи по плечу) необходимо сформулировать и задать другой паре по два «тонких» и два «толстых» вопроса», связанных с текстом. На выполнение второго задания у вас всего 2 минуты. Приступаем к заданию.

Приложение 2

Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Как звали… ?

Было ли… ?

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?



Ваше время вышло. Пары сейчас по очереди будут друг другу задавать и отвечать на поставленные вопросы. Группа №1 вам предоставляем слово. Группа №2 теперь слушаем вас. Молодцы!

Приступаем к следующему заданию. Задание №3 выполняем в группе. На выполнение задания 2 минуты. Приступаем к заданию.

Задание 3.

В 1970 году, в момент написания рассказа «Ука», в магазине цена на клюкву была не постоянна. (См.таблицу 1)


Таблица 1

месяц

январь

Февраль

март

апрель

май

Июнь

Стоимость (копейки)

65

20

60

40

60

45


В 1971 году цена на клюкву составляла следующие суммы (см. диаграмму 1)

Диаграмма 1

t1672167952aa.gif


В какие месяцы клюква стоила в 1970 году меньше, чем в 1971 году?

Ответ: _______________________


Ваше время истекло. Проверяем.


Как часто в жизни мы задаем вопросы: как быть? Как поступить? Что выбрать? Иными словами, мы решаем проблему. Владение разнообразными стратегиями разрешения проблемных ситуаций – одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически. И мы переходим к самому интересному заданию, к стратегии «Идеал». Автор этой стратегии, Джеймс Брэмсфорд, назвал ее «ИДЕАЛЬНЫМ» МЕТОДОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Каждая буква этого слова – это этап или шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации.

«Идеал»

Интересно, в чем проблема?

Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы

Есть ли какие-либо хорошие решения?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как это осуществить на практике?

1 этап. Интересно, в чем проблема?

Здесь мы определяем проблему и формулируем её в виде вопроса, начинающегося со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не». Формулировка проблемы должна быть максимально конкретной.

2 этап. Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

На данном этапе применяется классический «мозговой штурм».

Принимаются все варианты решений, которые соответствуют выбранной формулировке. Все варианты должны быть зафиксированы либо на доске, либо на листочке.

Критика запрещена. Но можно задавать уточняющие вопросы. Оговорить количество вариантов

3 этап. Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?

Это – этап первичной оценки. Каждое из решений мы, вместе с классом, оцениваем по следующей системе: «+» – решение подходит; «+ –» – решение класса кардинально разделились. «–» – это решение не подходит.

Аргументировать на данном этапе особо не нужно – для этой цели есть следующий этап.

4 этап. А теперь сделаем выбор!

На этом этапе необходимо выбрать один вариант решения проблемы, и обосновать свой выбор. Аргументация должна основываться на сведениях из текста, на опыте и учитывать конкретную ситуацию.

5 этап. Любопытно, как это осуществить на практике?

Здесь учащиеся – индивидуально или в парах – составляют план решения проблемы.

Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы, составьте устный рассказ и т.д.


Давайте познакомимся со стратегией «ИДЕАЛ» при работе с продолжением текста рассказа "Ука" Геннадия Яковлевича Снегирёва.

(Задание 4. Стратегия «Идеал»)


И - «Интересно, в чем проблема?»

Прочитайте отрывок. Определите и запишите ту проблему, с которой столкнулся наш герой. Формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», в ней должна отсутствовать частица «не», а также – она должна быть максимально конкретной.

Приложение 3

В окнах у нас свет зажгли. Наверно, сели ужинать.

Пришёл я домой, дедушка меня спрашивает:

Куда ходил?

Ловил укалку.

Он не понимает.

Что, — говорит, — за укалка такая?

Полез я в карман, чтоб её показать, а карман…

Д - «Давайте предложим как можно больше вариантов решений!»

Записывайте все пришедшие в голову варианты решения проблемы (даже самые безумные).

Есть ли какие-либо хорошие решения?

Отметьте в своем списке галочкой те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы.

А теперь сделаем выбор!

Проанализируйте свои записи и выберите наиболее оптимальный вариант решения проблемы.

Любопытно, как осуществить на практике?

Распишите возможный план действий по пунктам и изобразите его в виде схемы.

- Итак, что же у нас получилось?

Интересно, в чем проблема?


Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!


Есть ли какие-либо хорошие решения?


А теперь сделаем выбор!


Любопытно, как это осуществить на практике?


IV. Результативность

Благодаря целенаправленной системной работе по развитию  читательской компетенции с применением методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ), продуктивного чтения  будут достигнуты определенные результаты - повышение эффективности образовательного процесса.

V. Рефлексия

Уважаемые коллеги! Прошу Вас свое мнение о мастер-классе высказать в ходе заполнения таблицы из трех граф. В графу «Плюс»- записывается все, что понравилось: информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по-вашему мнению, могут быть полезны для вашей работы. В графу «Минус»- записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «Интересно» - все любопытные факты, о которых узнали, вопросы, которые возникли в ходе мастер-класса.

Плюс

Минус

Интересно













Спасибо большое, коллеги,  за вашу активную работу!

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ И ПРОЯВЛЕННЫЙ ИНТЕРЕС!






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Пермякова Ольга Анатольевна, 28.12.22 в 08:50 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Алексеевна! Интересная идея!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.