Задания по читательской грамотности на уроке обществознания в 10 классе при изучении темы «Образование и наука»

4
0
Материал опубликован 7 November 2021

Конкурсная работа

На Всероссийский дистанционный конкурс для учителей истории и обществознания на лучший дидактический материал к уроку.


Выполнила :Ибрагимова Н.И-учитель обществознания

МАОУ»Гимназия»Новоскул»

Г.Великий Новгород








«Разработка заданий по читательской грамотности на уроке обществознания в 10 классе при изучении темы"'Образование и наука".



Пояснительная записка

Вопрос формирования функциональной грамотности –это один из актуальнных вопросов современного образования.Сейчас задания по формированию читательской грамотности включены в ВПР,ОГЭ и ЕГЭ.Сам предмет имеет широкое поле деятельности по развитию читательской компетенции учащихся.Включение отрывков художественного произведения в банк дидактических заданий по предмету способствует не только полному усвоению темы,но и развивает умения учащихся выстраивать ответы на поставленные вопросы на метапредметном уровне.

За основу составления дидактического задания взят отрывок из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».Проблемы затронутые в комедии:

1.Проблема образования

2.Проблема воспитания

Эти проблемы являются актуальными и по сей день.Родители не заботятся о том,чтоб привить ребенку стремление к учебе,чтобы дать ему хороший пример и воспитать достойного человека.В результате вырастают новые и новые Митрофаны.

Разработанные задания по читательской грамотности по обществознанию на примере отрывка из «Недоросля»Д.И.Фонвизина будут способствовать усвоению темы,и иметь большой воспитательный ресурс для выстраивания дальнейшей стратегии обучения.

Дисциплина:Обществознание

Тема:»Наука и образование»

Класс:10

Возраст:14-15 лет

Рекомендуемый тип занятий:групповая работа

Требуемые для работы знания и умения:

1.Умение использовать знания для решения различных задач.

2.Умение находить нужную информацию

3.Умение интегрировать и интерпретировать текстовый материал

4.Стремление не только осмыслить ,но и оценить событие,факт.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся смогут сформировать навыки по формированию читательской грамотности, проявлять способность находить информационно-смысловое содержание текста.Развитие и усвоение материала будет решаться на уровне метапредметном.что очень важно для старшеклассников.

Читательская грамотность- способность понимать,оценивать,использовать тексты,размышлять о них и заниматься чтением для того,чтобы достигать своих целей,расширять свои знания и возможности,участвовать в социальной жизни».

Задание для учащихся:

Прочитайте отрывок из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»(Действие 4, явление 8)


Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за
тридесято царство.
Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник
слушать.
Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая
это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так
знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и
наука-то не дворянская. Дворянин только скажи:
повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то
вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно
считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был
пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек
нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке.
После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не
жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю:
покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?
Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную



Задание 1.

Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.

Формат ответа: задания на исключение неправильных утверждений



Отметьте одно неверное утверждение:



1.Госпожа Простакова : Без наук люди живут и жили

2.Воевода принимал челобитчиков,сидя на железном стуле.

3.Стародум: "В человеческом невежестве весьма утешительно
считать все то за вздор, чего не знаешь."


Задание 2.

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

Формат ответа: задание с развёрнутым ответом



Важно ли для Митрофана овладение науками? Кого называют в числе его учителей? Как выдумаете, почему у скотницы такое имя? Выпишите цитату, которая на ваш взгляд является ключевой.

Задание 3

Компетентностная область оценки: осмыслять и оценивать содержание и форму текста

Формат ответа: задание с развёрнутым ответом

Как вы думаете, каково отношение главных героев к  образованию. Раскройте актуальность проблемы воспитания на примере героев Д.И.Фонвизина.

Задание 4. Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.

Формат ответа: выбор всех правильных ответов



Выберите верные ответы:

1.Определение географии как науки описания земли дал Правдин

2. Географию наукой недворянской назвала госпожа Простакова

3.Митрофан назвал «географию» «еоргафией»

4. Истории Митрофану рассказывал Адам Адамович



Задание 5.

Компетентностная область оценки: осмыслять и оценивать содержание и форму текста

Формат ответа: задание с развёрнутым ответом

Стародум говорит: «О, конечно сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.»

Как вы понимаете эту фразу?Дайте развернутый ответ.

Задание 6.

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

Формат ответа: задание на сопоставление



Митрофанушка — это невежественный человек. А кто такие современные Митрофанушки? Мы видим современных недорослей, которые не хотят учиться. Сопоставь Митрофанушку и современных Митрофанушек. Выделите,какие вопросы, поднятые Фонвизиным актуальны и сегодня?

А. Конфликт отцов и детей

Б. Молодое поколение мало интересуется чтением книг

В. Снижение речевой культуры в обществе

Г. Воспитание истинного гражданина

Д. Невежество и нравстенный упадок молодежи

Задание 7.

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

Формат ответа: выбор всех правильных ответов



Правдин характеризует географию как описание земли. Что подтверждает это факт. Отметьте один правильный ответ.

1.География изучает поверхность Земли

2.География изучает животный мир

3.География изучает исторические события

4.география изучает законы общество в целом и общественные процессы



Задание 8.

Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.

Формат ответа: задания на исключение неправильных утверждений



Какие факторы повлияли на то, что Митрофанушка не знает о науке географии? Выберите неверные ответы.

1.Учитель Вральман не вел уроки географии

2.Уроки вела скотница Хавронья

3.Митрофанушка занимался самообразованием

4.Госпожа Простакова заинтересована в образовании сына.

Подведение итогов:

1О.Составьте портрет современного образованного человека..



















.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.