Сценарий урока обществознания в 8 классе «Наука и образование»
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Сценарий урока обществознание 8 класс
презентация к урокуPPT / 6.13 Мб
Можно начать урок с удивления, приема «хук, крючок». Педагог демонстрирует ученикам виниловую пластинку, аудиокассету, диск и флэш.
Вопрос учителя: Как представленные предметы связаны с друг с другом?
Ученики говорят о том, как менялись музыкальные носители - от виниловой пластинки до флэш.
Определяется тему урока.
Учитель говорит о научном прогрессе музыкальных носителей, той стороне науки (научного прогресса), с которой люди сталкиваются в повседневной жизни, и отмечает, что на уроке речь пойдет о науке, научном прогрессе, частью которого является и прогресс в музыкальных носителях.
Далее задаются вопросы:
- Нужно ли нам в реальной жизни знать о развитии науки, в том числе, в сфере музыкальных носителей?
- Научный прогресс, научные открытия – это добро или зло?
- Несут ли мы учёные ответственность за научные открытия?
- Каковы основные качества человека, отвечающие запросам сегодняшней науки и информационного общества?
Записывается тема урока и термины.
Наука – особая система знаний.
Наука – это особая сфера деятельности, в которой принимают участие миллионы людей.
Образование - это освоение всех тех знаний и человеческого опыта о мире и жизни людей, который был накоплен многими поколениями до нас
Учителю необходимо отметить, что «наука» это не просто термин из обществознания, она связан с ядерной физикой, ботаникой, искусством и духовной сферой. Например, возросшие требования и критерии вытеснили из памяти хорошо известное обстоятельство: телесные наказания дома, а затем и в школе служили основным воспитательным средством на протяжении столетий. «Сбережешь розги — испортишь дитя», — учили в XIX веке английские педагоги. Новые научные подходы в педагогике разработал Константин Ушинский, который в своих трудах говорил о гуманности к ученику как основе воспитания. Средства нравственного воспитания по — Ушинскому: обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания. А прежде стержень воспитательных процедур составляли избиение и бесконечные формы запугивания. Таким образом, в массе своей и семейные отношения сделались значительно мягче и «цивилизованнее». И это заслуга такой науки, как педагогика.
Изучение далее нового материала стоится на диалоге с классом:
- Наше общество прогрессивнее общества 40-летней давности?
- В чем тогда прогресс?
- Как вы определили, измерили?
-Как определить, есть прогресс в обществе или нет? (Ответы – есть ли научно-технический прогресс в обществе, какая комфортность жизни, на сколько высока рождаемость или смертность и т.д.)
Постарайтесь вывести понятие, что такое критерии прогресса?
Ученики формулируют понятие критерий (измеритель) научного прогресса – это мера, по которой судят о степени развитости общества). Педагог на слайде выводит критерии прогресса, организует их обсуждение.
Далее учитель предлагает ученикам назвать основные научные, в том числе, научно-технические, открытия XX века за последние 100 лет. Педагог отмечает, что научные открытия стали фактором экономического роста в современном мире, и это бесспорный факт и задаёт вопрос:
- Почему, по вашему мнению, продолжаются и сегодня дискуссии о роли научных открытий? Выберите один из 2-х вариантов ответа:
А) Научные открытия таят в себе серьезные опасности для общественной жизни. Если научно-технический прогресс примет форму бесконтрольного процесса, то это может привести человечество к термоядерной, экологической или социальной катастрофе.
(выбравшие этот вариант ответа школьники войдут в экспертную группу «Пессимисты, противники науки и НТП, видящие только негативные явления и призывающие либо совсем не развивать многие направления НТП).
Б) Научные открытия и научно-технический прогресс - главный фактор общественного прогресса, у него безграничные возможности (выбравшие этот вариант ответа школьники войдут в экспертную группу «Оптимисты, сторонники науки и научного прогресса, энергичного, безоглядного наступающего притом любой ценой»).
Основной этап урока. Научный прогресс – это добро или зло? Социальные последствия научных открытий
Каждая группа работает в рамках своей «роли». Например, Группа А, отмечающая положительные черты науки и научных открытий, отмечает автоматизацию и роботизацию производства, повышение производительности труда
Группа Б называет отрицательные последствия науки и научных открытий. Например, энергетические, сырьевые, экологические проблемы, рост техногенных катастроф, рост технологической безработицы
Далее учитель организует дискуссию с классом
- Несут ли мы учёные ответственность за научные открытия?
Подводя итог, учитель может отметить, что человечеству свойственно стремление идти вперёд, открывая новые и новые возможности. Однако нужно помнить, и учёным в первую очередь, каковы будут последствия такого прогрессивного движения, не обернётся ли оно катастрофой для людей. Поэтому необходимо сокращать до минимума отрицательные последствия прогресса
Учитель добавляет после ответов учеников, что главный смысл прогресса (науки) не в удобствах и даже не в безопасности. Можно процитировать слова героя Бориса Акунина, Фандорина: «Развитие цивилизации дает человеку возможность сконцентрировать духовную энергию не на унизительных тяготах бытия, а на его глубинной сути», тем самым заинтересовать учеников литературным произведением «Нефритовые чётки» Бориса Акунина, который удивительно красиво описал психологические портреты своих персонажей и научные открытия.
На этапе применение нового знания каждая из 2-х групп получает одну (одинаковую) ТРИЗ задачу.
Задача. В 1938 году в Балтиморе (США) двадцать домовладельцев подали в суд на Пенсильванскую железную дорогу, утверждая, что вибрации, вызываемые проходящими поездами, разрушают стены, потолки и штукатурку их домов. Дома стояли вдоль улицы, по которой пролегал железнодорожный путь. По нему ежедневно проходило несколько поездов. По улице проезжали также тяжелые грузовики, но процесс устраивался только против железной дороги. И хотя представители железнодорожной компании были уверены, что обвинения неправильны, они не имели возможности опровергнуть их перед судом. Тем более, что в суде присяжных были отнюдь не специалисты по сейсмографии, а простые горожане. Как же наглядно доказать, что вибрация от проходящих поездов не разрушает стоящие рядом дома?
Возможные ответы:
Выбрать то, что дешевле и понятнее присяжным из:
1. Проследить, когда отваливается штукатурка при проезде поезда или грузовика.
2. Поставить полный стакан с водой на стол или пол в доме истца и замерить, сколько прольется воды при прохождении поезда и сколько при проезде грузовика.
3. Перенести один из домов или построить аналогичный вблизи от железной дороги, но вдали от автомобильной. Если учесть то, что чем ближе расстояние до источника вибрации, тем вибрация сильнее. Поставить стол близко к железной дороге и поставить на стол две керамических кружки, они начнут звенеть, когда поезд поедет. Потом отодвинуть стол на 3 метра дальше и проверят заново. И так до тех пор, пока посуда перестанет звенеть, а значит исчезнет вибрация.
4.Наглядный пример домовладельцам: в зданиях железнодорожных станций и вокзалов городов штукатурка не обсыпается, хотя они расположены вплотную к железнодорожным путям.
Говоря о росте влияния науки на современное общество и образование учитель предлагает представить ситуацию недалёкого будущего и задаёт вопрос, что представляет из себя профессия кибердворника.
- Что это за профессия, на ваш взгляд? Где, собственно, появятся, и чем вообще должен заниматься кибердворник? Что бы он держал в руках? Управлять роботизированной метлой? Лазером выжигать окурки на тротуаре?
Далее организуется просмотр видеоролика и его обсуждение. На основе фактов с презентации обсуждается научный прогноз об исчезновении ряда профессий, организуется дискуссия:
- Каковы основные качества человека, отвечающие запросам сегодняшней науки и информационного общества?
- В чём проявляется влияние науки и научных открытий на уровень образование человека?
- Какие знания и умения будут всегда востребованы?
- Почему сегодня часто говорят фразу «Учиться надо всю жизнь»?
В заключении учитель говорит про навыки будущего – это массовая уникальность, когда каждый человек получает необходимые знания и опыт, которые он ВСЕГДА может применить в новой ситуации, на новой работе и просто в жизни.
На этапе применения знаний подводится итог урока:
- Нужно ли нам в реальной жизни знать о развитии науки?
- Почему роль науки в обществе постоянно возрастает?
- Почему роль образования постоянно возрастает?
В заключении учитель добавляет, что героем урока был кибердворник и предлагает ребятам подумать, можно ли заменить учителя – человека на учителя - компьютер.
- Каким вам представляется киберучитель? Как он будет выглядеть? Что он будет держать в руке? Женским или мужским голосом говорить?