Технологическая карта урока обучения грамота «Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К» (1 класс)
Технологическая карта
Урок обучения грамоте в 1 классе по программе «Школа России».
Учитель: Шуткина Надежда Сергеевна, первая квалификационная категория.
Тема |
Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К. |
Педагогическая цель |
1.Обучающая. Создание условия для развития умения сопоставлять слоги и слова с буквами Г и К, связной речи, памяти. 2.Развивающая. Развивать навык определения в словах твердого и мягкого звука Г и к. Создать условия для формирования всех видов мышления (наглядно-образное, конкретно-действенное), монологической речи, орфографической зоркости. 3. Воспитывающая. Воспитывать чувство коллективизма, формировать дружеские отношения в коллективе, чувство взаимопомощи. Воспитывать любовь и интерес к чтению и природе. Воспитание навыков самоконтроля. Формирование положительной мотивации к учению через ситуации успеха. |
Базовый уровень: Повышенный уровень: |
Уметь выделять, анализировать твердые и мягкие звуки в словах графику букв. (продуктивный, личностное саморазвитие, ценностно-ориентационная) Знать значение слов «грот», «шакал», «сгинул»,»икры». Чтение текста «Игра в слова». (продуктивный, личностное саморазвитие, смыслопоисковая) |
Тип урока |
Решение частной задачи. Презентация. |
Планируемые результаты (предметные) |
Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; различают парные по глухости – звонкости согласные звуки [г]–[ к] и [ г’] – [к’] в словах. |
Личностные результаты |
Проявляют интерес к новым знаниям. Выполняют правила поведения учащихся на уроке. Определяют границы собственного знания и “незнания” |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
-Познавательные УУД формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам; умение ориентироваться на развороте учебника; умение принимать имеющиеся знания жизненного опыта; умение сравнивать и сопоставлять звуки [г]–[ к] и [ г’] – [к’] и буквы Г и К. -Коммуникативные УУД формирование умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; умения оформлять свои мысли в устной форме, умения слушать и понимать других; умение точно отвечать на поставленный вопрос.
- Регулятивные УУД формирование умения прогнозировать свою работу; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника ; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; регулирование собственной учебной деятельности, направленной на познание (в сотрудничестве и самостоятельно). |
Педагогические технологии |
Игровая, здоровьесберегающая, групповая, коммуникативная, деятельностная |
Методы |
Словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активной познавательной деятельности, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии, когда делали выводы). Наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе и на этапе применения новых знаний - как сопровождение) Практические ( работа по выделению в тексте слов с буквой Г и К, по виду учебной деятельности: самостоятельная работа (работа в букваре) Проблемно-поисковый метод (в ходе беседы). Контроля, самоконтроля (при подведении итогов, рефлексии). |
Формы работы |
Групповая, общеклассная, индивидуальная. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Согласные звуки [г] – [ к] и [г’] – [к’], буква Г. Предложение, рассказ. |
Ресурсы урока |
наглядные, технические, дидактические Учебник «Азбука», с.122-123, презентация, “ Лента букв”, карточки для самостоятельной работы и работы в паре, схемы слогов-слияний. |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методический комментарий |
||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения. |
||||
1. Самоопределение к деятельности (1-2 мин). Организационный момент. Психологический настрой. Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
Повернитесь друг к другу. Положите свои ладошки на ладошки друга. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу». - Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. |
Приветствие учителю. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность. Коммуникативные УУД: -формировать умение слушать и понимать других. Личностные УУД: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
|
2. Актуализация изученных знаний.(3-4 мин) Работа с “лентой букв”. Цель этапа: закрепление знаний о звуках и буквах, подготовка к восприятию нового, обеспечение вовлечённости в учебную деятельность, развитие логических операций. |
На доске: А О Я У И Ы Е -Прочитайте. -На какие группы разделите данные буквы. Самооценка1 Когда буквы могут обозначать 2 звука? ЯЗЫК ЯНА БЕЛАЯ ТАНЯ ЯКОРЯ ЗЕМЛЯНИКА слайд№1 Одновременно выходят 3 человека и составляют схемы слов ТАНЯ, ЯЗЫК, ЯМА. -прочитайте слова, в которых буква я обозначает 2 звука; -Прочитайте слова, в которых буква я обозначает мягкость согласного звука; -Прочитайте имена собственные. Проверка составленных схем слов ТАНЯ, ЯМА, ЯЗЫК. Слайд №2 - Найдите на “ленте букв” гласные буквы. - Назовите звонкие согласные буквы. - Назовите глухие согласные буквы. - Назовите парные согласные буквы. Самооценка 2 |
Поют: А-Я, Ы-И, У, О, Е. Дети отвечают: - На буквы, которые обозначают один звук, и на буквы, которые могут обозначать 2 звука. -Язык, Яна,белая, якоря -Якоря,земляника, Таня -Таня, Аня Работают с “лентой букв”, находят заданные буквы. |
Готовят артикуляционный аппарат к чтению. Фронтально отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал, анализируют, делают выводы, учатся излагать мысли чётко и ясно. Осуществляют классификацию букв по заданным критериям. |
Познавательные УУД Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД Формировать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. Коммуникативные УУД: Умение оценивать деятельность одноклассников.
|
|
Постановка учебной задачи. Цель: прогнозирование темы и цели урока, формирование познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения. наблюдение за звуками, осознание темы урока |
Слайд№3 -Среди изученных нами согласных есть парные по звонкости-глухости. Назовите их. С какой парой согласных мы познакомились недавно? -Сформулируйте тему урока. -Чему мы сегодня научимся? |
Называют: Б-П, Д-Т, З-С, Г-К. - Г-К. Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К. Читать слоги, слова с буквами г-к. |
Формулируют учебную задачу урока. |
Формирование умения планировать свои действия при изучении материала. Познавательные УУД Самостоятельное формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения. |
|
4. Закрепление знаний и способов действий. 1. Характеристика букв по плану. |
Слайд№4 - Что мы знаем о буквах Г и К? - Что общего? - Чем отличаются? |
Характеризуют согласные парные по глухости и звонкости. |
Устанавливают сходство и различие в произнесении [г]–[ к] и [ г’] – [к’]. Дают характеристику букв со звуками. |
Познавательные УУД Характеристика согласных парных по глухости – звонкости. |
|
2. Работа со слоговой таблицей. Цель: развитие навыков чтения, умения выделять звуки и давать характеристику им. |
Слайд№5 - Читаем слог и показываем соответствующую схему слога-слияния. После прочтения слогов га-ка,гу-ку,го-ко, спрашиваю: -Почему поднимали только схему твердого слога-слияния? Аналогичная работа со слогами ге-ке, ги-ки, гя-кя. - Как произносили слоги с [г]–[г’] и как произносили слоги с [к] – [к’]? - Сопоставьте звуки [г] – [ к] и [ г’] – [к’]. - Сделайте вывод.
Самооценка 3 |
Читают слоги. - В слогах-слияниях га, го, гу – согласный звук [г] – звонкий, твёрдый, а в слогах-слияниях ка, ко, ку согласный звук [к] – глухой твёрдый. Ги, ге – звук [ г’] –согласный звонкий, мягкий. Ки, ке – звук [к’] – согласный, глухой, мягкий. |
Сопоставляют попарно слоги с буквами Г и К. Наблюдают за артикуляцией звонких согласных [г], [ г’] и глухих согласных – [ к], [к’] в парах. Устанавливают сходство и различие в произнесении [г]–[ к] и [ г’] – [к’]. Различают парные по глухости-звонкости согласные звуки [г] – [ к] и [ г’] – [к’] в словах. |
Работа с интерактивным плакатом. Коммуникативные УУД Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Познавательные УУД Сопоставление согласных парных по глухости – звонкости. |
|
3.Повторение знаний о звуках. Цель: снятие физического и умственного напряжения Физкультминутка |
Игровой приём: “звонкий-глухой”. - Я буду произносить слова, а вы громко топаете, если услышите звонкие звуки [г], [ г’] и тихо топаете в ладоши, если услышите глухие звуки [к’] и [к]. Конь, нагайка, казак, сапоги, казачка, город, гитара ,кит . |
- Если в слове есть звонкий звук –громко топают , если глухой звук – тихо топают.
|
Развивают фонетический слух. |
Познавательные : планирование своих действий, Регулятивные: устанавливание аналогии. |
|
4. Игра “Весёлые звуки” Цель: развитие навыков чтения, умения объяснять значение слов, устанавливать закономерность. |
Слайд № 6, 7,8, Чтение учителем стихотворения. Меж собой уже века Живут в согласье Г и К. И не впадает К в обиду, Когда её сменяет Г. Закончите предложение. Отрыл однажды крот В горе огромный … грот. Достал мешок костей И пригласил … гостей. Издалека шакал На пир к нему … шагал. Топтыгин шапку скинул – Шакал от страха …сгинул. … Свернулся ёж в клубок, Стал сон его … глубок. И закусив корой, Зайчишка под … горой. Чтоб отличится в играх, Плясал до боли в … икрах. По какой закономерности изменялись слова? |
Слушают стихотворение. Заканчивая фразы. В последнем слове первой строчки меняется буква К на Г или наоборот. |
Дополнять слова по догадке так, чтобы получились новые слова, объяснять значение получившихся слов. Устанавливают закономерность. |
Познавательные УУД Формирование умения анализировать, сравнивать. Коммуникативные УУД Формировать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД Сопоставление согласных парных по глухости – звонкости, образование слов. |
|
Музыкальная физкультминутка Цель: снятие физического и умственного напряжения |
Вперед 4 шага |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя. |
Активно участвуют в физкультминутке. |
||
6. Чтение текста «Подарки» с.122. Цель: развитие навыков чтения, умения находить необходимые предложения в тексте. Групповая работа |
1.Чтение по цепочке. Во время работы в парах восстанавливают предложения 2.Работа с текстом Ответы на вопросы учебника Словарная работа (сплела, садик, клоун) Работа над предложениями работа со схемой ____ ____ _____ ______ _____ . _____ _____ _____. Работа над пословицами Дарёному коню в зубы не смотрят.
Дары заслуживают благодарности и обязывают к ней. Дорог подарочек не выпрошенный. Вы любите подарки? А как выдумаете вы получаете в школе подарки? Давайте и мы подарим другу по парте подарки. Синквейн |
Читают предложения Работают в группах. Обсуждают значения пословиц. Обсуждение Составляют вместе |
Отвечают на поставленные вопросы, восстанавливают предложения. Применяют правила работы в группе. Оценивают свою работу. |
Коммуникативные УУД Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение, создание и сплочения коллектива.. Личностные УУД понимание своих сильных и слабых сторон, умение слушать и слышать, контролировать. Самоорганизация. |
|
Рефлексия деятельности Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. Проверьте себя. |
- Наш урок подходит к концу. -Какая пословица больше подходит сегодняшнему уроку? - С какими звуками и буквами читали слоги и слова? -Что узнали о буквах ? -За что можете себя похвалить? -Над чем ещё надо поработать? -Достигли ли цели? Проверьте себя и оцените свои достижения. - Спасибо за урок! Урок окончен! |
Заполняют таблицу. Оценивая свои знания. |
Отвечают на итоговые вопросы изученного материала. |
Регулятивные УУД: Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности. Личностные УУД Смыслообразование т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок |