12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дунаева Наталья Сергеевна176
Россия, Самарская обл., Сызрань

«Что есть любовь?»

Конспект урока литературы в 9 классе

Цель:

-формирование образного мышления девятиклассников, ценностно-смысловых ориентаций личности на основе глубокого осмысления творчества А.С.Пушкина.

Задачи:

-обучающие:

учить «решать» различные филологические задачи: анализировать художественный текст на основе герменевтического метода;

-развивающие:

формировать читательскую грамотность обучающихся, способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

-воспитательные;

воспитывать у детей понимания общечеловеческих ценностей, необходимых качеств характера, знаний для успешной социализации их в жизни.

Технология развивающего обучения на основе приема ассоциаций.

Оборудование:

презентация, компьютер, маршрутные листы, индивидуальные и групповые задания, тексты стихотворений А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье», «Мадонна».












ХОД УРОКА

1.Мотивационный этап

Добрый день! Итак, начнем наш урок! Сегодня вы работаете в группах, помните, мнение каждого очень важно в общем деле. На выполнение каждого задания группе дается 1,5 минуты.

2.Актуализация знаний

Сумма жизни складывается из часов, в которые мы любили. Эти слова принадлежат немецкому поэту 19 века Вильгельму Бушу.

-Как вы понимаете эти слова? (любовь есть жизнь)

-А что такое любовь?

-Один из способов понять смысл слова – подобрать всевозможные ассоциации.

Что такое ассоциации? (Ассоциации-это образы) Предложите свои ассоциации к слову любовь и запишите их в рабочие листы.

-Пожалуйста, ваши ассоциацииКакие разные трактовки понятия, значение которого всем давно известно. Почему? (Каждый понимает это по-своему)

-Каждый ли человек способен любить?

-А каждый ли умеет любить?

-А можно ли научиться любить?

-А как?

-Научиться этому чувству можно еще и у того, кто в этом по-настоящему добился успеха. Это касается любой стороны жизни.

-Александр Сергеевич Пушкин знал, что такое любовь. Как вы думаете, а с чем ассоциировал поэт любовь? (верность, вдохновение, радость…)

3. Целеполагание.

-Давайте проверим наши предположения.А как это можно сделать?

-Итак, как же мы определим тему нашего урока?

(Что есть любовь в понимании Пушкина?)

-А зачем нам нужно это знать?

3.Открытие нового знания

-Может ли поэт писать без любви?Не писать-творить!

-Любое творчество без любви невозможно, творчество такого поэта, как Александр Сергеевич, тем более.

-Посмотрите на слайд. Это, так называемый, донжуанский список Пушкина. 37 имен Пушкин записал в альбоме Ушаковой. 37 имен.

-На взгляд обычного человека-это так много! Но мы не должны забывать, что Пушкин - это поэт, творец, ему любовь была нужна как воздух. Он любил, как дышал.

I. В 1825 году был создан шедевр «К***» («Я помню чудное мгновенье»).

-История этой любви –это история длиной в два дня, между которыми прошло 6 лет. Анне 19, Пушкину 20 «Можно ли быть такой хорошенькой?»-такой комплимент сделал Пушкин на вечере у Олениных Анне Керн. Она довольно холодно отнеслась к поэту, с творчеством которого была еще не знакома. Через 6 лет они встретятся в Тригорском, и все изменится. Слава поэта дошла до пылкой красавицы, и она страстно желала с ним встретиться. Перед отъездом Керн в Ригу Пушкин подарил ей экземпляр первой главы «Евгения Онегина», в нее был вложен листок со следующими строками:

Я помню чудное мгновение…

(Чтение стихотворения).

1)Посмотрите в свои рабочие листы. Вы видите там таблицу. Определите 2 главных образа стихотворения и запишите их в соответствующие столбцы.

Я (лирический герой)

Ты (лирическая героиня)

Слово-образ

Ассоциации

Слово-образ

Ассоциации





2) В первый и третий столбцы выпишите из стихотворения слова, которые создают образы.

Я (лирический герой)

Ты (лирическая героиня)

Слово-образ

Ассоциации

Слово-образ

Ассоциации

Помню

В томленьях грусти

В тревогах

Снились

Забыл

Тянулись дни

Пробужденье

Сердце бьется

Воскресли вновь



Мимолетное виденье

Гений чистой красоты

Голос нежный

Милые черты




3)А теперь в соседние столбцы впишите свои ассоциации к тем словам, которые вы выписали.

Я (лирический герой)

Ты (лирическая героиня)

Слово-образ

Ассоциации

Слово-образ

Ассоциации

помню

в томленьях грусти

в тревогах

снились

забыл

тянулись дни

пробужденье

воскресли вновь


прошлое

беспокойство

плохо

забвение

не жизнь

возрождение

мимолетное виденье

гений чистой красоты

голос нежный

милые черты

не настоящая

мечта

идеал

4.Как вы считаете, образы «я – ты» сопоставлены или противопоставлены?

Образы противопоставлены. Поэт хочет показать именно различие между героем и героиней.

-Как вы считаете, какой из образов меняется на протяжении стихотворении, а какой постоянен?

-Меняется лирический герой.

-Посмотрите на текст стихотворения. Вы видите в нем одну строчку, которая напечатана курсивом. Дело в том, что во времена Пушкина это означало цитирование. Это строка принадлежит не поэту, а другу и учителю В.А. Жуковскому. Гений чистой красоты- этот образ появился в его переводе поэмы «Лалла Рук».

Посмотрите в ваших рабочих листах на задание 4. У вас там отрывок из поэмы Жуковского. Прочитайте его и подумайте, в чем разница между образом, созданным Жуковским и тем образом, который получился у Пушкина?

Ах! не с нами обитает
Гений чистый красоты;
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты;
Он поспешен, как мечтанье,
Как воздушный утра сон;
Но в святом воспоминанье
Неразлучен с сердцем он.

-У Жуковского образ неуловим, создается образ мировой души, у Пушкина образ более конкретный.

-Какой прием использовал Пушкин в этой строке? Это сравнение. «Как гений чистой красоты», т. е. похож, но не равен. Ведь строки посвящены конкретной женщине.

А теперь посмотрим на 5 задание. Вы видите строки из стихотворения. Сравните их:

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

-Какое слово мы повторяем в первом случае?Какое значение имеет предлог БЕЗ? (без=нет, отсутствие чего-либо)

-А потом появляется И-и-и. Какое значение в данном контексте имеет это повторяющийся союз?(и=есть, наличие чего-либо).

-Что позволяет воскреснуть жизни? Самое главное слово в этой цепочке? ЛЮБОВЬ.

Что есть любовь для поэта на данном этапе жизни? Запишите свои наблюдения в рабочие листы. Это задание 6.

Обратитесь к нашей таблице и сделайте вывод по ассоциациям, что для Пушкина любовь в этом стихотворении?

Итак, мы сделали первый вывод нашего урока: любовь дарует вдохновение.

II.«Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить», – писал А.С. Пушкин в 1825 году.

-А для поэта способность творить- это возможность жить.

Всё это чертовски похоже на любовь, но это не любовь ”,- скажет потом Пушкин. Но если это не любовь, точто же тогда? 

Окончательный ответ Пушкин сможет дать только после того, как в его жизни появится ОНА-Наталья Николаевна, Натали, Наташа, Таша и ,наконец, Мадонна.

Если бы у Пушкина было 40 тысяч, он купил бы в книжной лавке старинную копию картины Рафаэля «Бриджуотерская Мадонна» и показывал бы ее своим знакомым вместо портрета Натальи Николаевны, ведь она «как две капли была похожа». Послушайте запись этого шедевра.

Безусловно, так выразить любовь может только гений.

Со стихотворением «Мадонна» мы будем работать по уже знакомому плану. Посмотрите в свои рабочие листы. Вы видите там еще одну таблицу.

Определите 2 главных образа стихотворения и запишите их в столбцы 1, 3.

2. Выпишите из стихотворения слова-образы, а затем к ним подберите свои ассоциации.

Мадонна

Пречистая

Слово

Ассоциации

Слово

Ассоциации

множеством

сужденье

знатоки

не уникальна

критика

молва

в углу

труды

вечно

облака

величие

разум

кротость

скрыть

творчество

постоянство

Бог

восторг

простота

Какую картину желает иметь герой? Почему?

Отметьте в тексте стихотворения лексические повторы. Попробуйте составить из этих слов предложение. Что у вас получилось?

Я желал одной тебя чистейшей

Почему Творец исполняет желание лирического героя? (просил)

В Библии сказано: «Просите, и дано будет Вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят Вам» 

Пушкин для своего стихотворения выбирает форму сонета. Вспомним его композицию. Это позволит нам определить идею. Это задание номер 6. Прочитайте ту строку, в которой заключена основная мысль сонета.

Чистейшей прелести, чистейший образец.

Итак, «чистейший образец»! И это уже не идеальная героиня, это совершенно конкретная женщина- Наталья Николаевна Гончарова, будущая жена поэта, мать его четверых детей. Любовь у поэта приобретает, наконец-то, свое лицо в жизни.

Заметим, любовная лирика почти исчезает из поэзии поэта после его женитьбы!

Запишите вывод в своих рабочих листах: каково понимание любви на данном этапе его жизни.

Внесите изменения в список пушкинских ассоциаций.

Давайте посмотрим, что у нас получилось?

Любовь на всю жизнь.

- Судьба отмерила Пушкину только 6 лет счастливой семейной жизни. Ему, великому поэту, каждый день нужно было доказывать право быть достойным своей жены. Это было нелегко. Несмотря на многочисленных недоброжелателей, Пушкин был уверен в своей Женке, как он ее называл, но за эту веру он заплатил слишком дорогую цену. Жизнь.

Давайте вспомним фразу, прозвучавшую вначале урока: Сумма нашей жизни складывается из часов, в которые мы любили. Как вы считаете, какую жизнь прожил поэт?

-В наше время такая любовь возможна?

-Как меняется отношение поэта к любви?

-Как вы думаете, в чем причина изменений?

-Как вы считаете, что есть любовь для Пушкина?

(Любовь-это дар, который мы должны бережно хранить, ведь если исчезнет любовь, исчезнет и жизнь.)

-В начале урока вы подбирали ассоциации к слову любовь. Какие новые ассоциации вы могли бы добавить?

-Спасибо всем за работу. Вы сегодня все работали.

-Ведь любовь- это лучшее, что мы имеем с вами!


Домашнее задание:

Напишите миниатюру на тему «Любовь-это»

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.