12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Алексеевна159
Россия, Воронежская обл., Семилуки

Образовательное событие по познавательному развитию

(экологическое воспитание) для детей старшей группы.


Тема: «Что такое заповедник? Путешествие по заповедникам».

Цель: расширять кругозор детей.

Задачи: образовательные: объяснить понятие «заповедник», познакомить детей с заповедниками нашей страны и правилами поведения в них; расширять и систематизировать знания детей об объектах живой и неживой природы;

воспитательные: воспитывать осознанное отношение ребенка к окружающей среде; заботливое отношение ко всему живому; формировать ответственное и бережное отношение к природе;

развивающие: развивать способность осознавать свои действия и прогнозировать вероятные последствия.

Материал и оборудование: фотографии заповедников России; интерактивная игра «Правила поведения в заповеднике»; аудиозаписи: «звуки природы (леса)», «Паровозик», «Медвежий танец» Бела Барток, «Карнавал животных» Эмиль Сен-Санс, «Игра воды» Жозеф Морис Равель; ватман для создания коллажа, карточки для рисунков, пастель для рисования, клей.


Ход занятия:

Перед началом дети приветствуют друг друга. Приветствие сопровождается движениями:

Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)


Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, мы уже знаем, природа – это все то, что нас окружает, что создавалось без участия человека. Скажите, какая бывает природа?

Дети: Природа бывает живая и неживая.

Воспитатель: Все верно. Давайте поиграем в игру: «Живое – неживое». Сейчас я буду загадывать загадки, а вы будете называть отгадку и говорить к живой или неживой природе она относится:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)

Дети: Это дерево. Оно относится к живой природе.

Воспитатель: Да, все верно. Дерево – это живая природа.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

Дети: Это гриб. Гриб – это живая природа.

Воспитатель: Верно.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

Дети: Вода. Она относится к неживой природе.

Воспитатель: Все правильно.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печет (Солнце)

Дети: Солнце. Солнце – это неживая природа.

Воспитатель: Все правильно ребята. Так почему вода и солнце относятся к неживой природе?

Дети: Вода, солнце, камень, песок не дышат, не питаются и не растут.

Воспитатель: Конечно, Вы правы. А почему же дерево и гриб – это объекты живой природы?

Дети: Все растения, животные и птицы относятся к живой природе, потому что они дышат, питаются и растут (развиваются).

Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, мы с вами (люди), тоже являемся частью природы, а как вы думаете, человек может навредить природе?

Дети: Да, может. Вырубать деревья, загрязнять водоемы, уничтожать животных.


(Включить аудиозапись – звуки леса)


Воспитатель: А вы знаете, что есть такое место, называется – заповедник, там природа находится под охраной. В заповеднике охраняются всё: реки и озера, растения, животные и птицы. В нашей стране больше ста заповедников, там природа существует без вмешательства человека. Вся жизнь диких зверей, птиц и растений здесь протекает в естественной среде. Можно часами ходить по заповедному лесу и не подозревать, что за нами наблюдают сотни глаз.

Хорошо бы остановиться на минутку, прислушаться и посмотреть внимательно по сторонам. Вот старая ель, под которой возвышается бугорок колючей трухи – это «муравьиный городок». В заповеднике муравейники окружают деревянной изгородью.

В большинстве российских заповедников, большую часть территории занимают леса. Мы уже знаем правила поведения в лесу, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру и познакомится с правилами поведения в заповеднике.


(Проводится интерактивная игра «Правила поведения в заповеднике»)


Воспитатель: Вот теперь мы знаем правила поведение на охраняемых территориях заповедников. Давайте отправимся в увлекательное путешествие и посетим некоторые заповедники нашей страны. В путь!


(Дети строятся за воспитателем, под музыку «Паровозик» начинают движение по кругу изображая гудок поезда прибывают на первую станцию)

Звучит отрывок произведения Жозеф Марис Равель «Игра воды»

Муз. Рук.: Ребята, что вам напоминают эти звуки?

Дети: Звуки воды.

Муз. Рук.: Это произведение написал французский композитор и дирижер Жозеф Морис Равель.

Демонстрируются фотографии:

t1602010990aa.jpg



Водопад Учар. Алтайский заповедник (Республика Алтай) 16 апреля 1932 года (Автор: Obakeneko)


t1602010990ab.jpg

Раифское озеро. Волжско-Камский заповедник (Республика Татарстан) 30 апреля 1960 года. (Автор: Kristina2605)


t1602010990ac.jpg

«Край ста озер» на территории заповедника расположено 135 небольших озер. Катунский заповедник (Республика Алтай) 25 июля 1991 год. (Автор: Игорь Шпиленок)

Воспитатель: Ребята, а реки, озера, водопады относятся к какой природе?

Дети: Вода относится к неживой природе.

Воспитатель: Молодцы, все верно! Двигаемся дальше.


(Дети строятся за воспитателем, под музыку «Паровозик» начинают движение по кругу изображая гудок поезда прибывают на вторую станцию)



Звучит отрывок произведения Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»

Муз. Рук.: Что изобразила нам музыка?

Дети: Лебедь

Муз. Рук.: А написал это произведение Камиль Сен-Санс – французский композитор, пианист, дирижер, педагог. Он сочинял во всех современных ему музыкальных жанрах, среди которых «Карнавал животных», состоящий из 14 частей.

В произведении звучит виолончель и фортепиано. Мелодия изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, фигурации у фортепиано – рябь на ней.


t1602010990ad.jpg

Алтайский заказник. Создан в 1973 году.

Воспитатель: А это Озеро Светлое, его еще называют Лебединое— оно не

замерзает всю зиму из-за горячих подводных ключей. В октябре сюда прилетают зимовать прекрасные птицы — лебеди.




t1602010990ae.jpg

Государственный природный биосферный заповедник «Даурский» 25 декабря 1987 года.

Воспитатель: Посмотрите, это Даурский журавль – вымирающий вид журавлей,

которых осталось около пяти тысяч особей. Эта птица занесена в Красную книгу. Вы знаете, что такое Красная книга?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Красная книга – это список редких и исчезающих видов

животных, растений и птиц. (демонстрируется Красная книга) В эту Красную книгу записаны виды исчезающих животных.


t1602010990af.jpg

Таймырский заповедник (Красноярский край) 23 февраля 1987 года. (Автор: Поспелов Игорь Николаевич).

Воспитатель: А эта птица называется Краснозобая казарка. Ребята, птицы

представители какой природы?

Дети: птицы относятся к живой природе.

Воспитатель: Молодцы! В путь!


(Дети строятся за воспитателем, под музыку «Паровозик» начинают движение по кругу изображая гудок поезда прибывают на вторую станцию)


Звучит отрывок произведения Бела Барток «Медвежий танец»

Муз. Рук.: Ребята, какого животного изображает эта музыка?

Дети: Это медведь.

Муз. Рук.: Это произведение называется «Медвежий танец», а написал его

композитор Бела Барток. Бела Барток – венгерский композитор, он написал оперы, балеты, симфонии, цикл произведений «Детям».


t1602010990ag.jpg

Большой Арктический заповедник (Красноярский край) 11 мая 1993 год.

(Автор: Amstrup).

Воспитатель: Кто изображен на этой фотографии?

Дети: Белый медведь.


t1602010990ah.jpg

Кабардино-Балкарский горный заповедник (Кабардино-Балкария) 8 января 1976 года. (Автор: Игорь Шпиленок).

Воспитатель: Это горные бараны. Посмотрите какие красивые рога. В нашей

стране много заповедников, и в нашей области есть заповедник.


t1602010990ai.jpg

Воронежский биосферный заповедник. (Воронежская область) Создан 1923 году.

Воспитатель: В Воронежском заповеднике водится очень много животных. Это

самый крупный бобровый питомник. (демонстрируется книга) Посмотрите, эта книга так и называется «Воронежский заповедник». Здесь описаны растения, животные и птицы Воронежского заповедника.

Вот мы и познакомились с некоторыми заповедниками нашей страны и их обитателями. Давайте немного отдохнем, и погуляем по лесу.


(Проводится физкультминутка под аудиозапись «звуки леса»)


«Вместе по лесу идем»

Вместе по лесу идем, не спешим не отстаем. (Маршируем на месте)

Вот выходим мы на луг, тысяча цветов вокруг. (Потягиваем руки в стороны)

Вот ромашка, василек, медуница, кашка, клевер (Указывать то правой, то

левой рукой)

Расстилается ковер и направо, и на лево (Наклоны в разные стороны)

К небу ручки потянули, позвоночник растянули (Потягивание рук вверх)

Отдохнуть мы все успели и на место снова сели! (Сесть на стульчики)


Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы отлично знаете, что относится к живой и неживой природе. Давайте сделаем плакат, на котором будут изображены представители живой и неживой природы.

Посчитайте сколько вас?

Дети: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Нас 10!

Воспитатель: Правильно! Нужно разделиться на две одинаковые команды, сколько человек будет в каждой команде?

Дети: 5.

Воспитатель: Молодцы, первая команда, изображают на карточках живую природу, а вторая команда изображают на карточках неживую природу. Начнем! (дети берут стульчики и садятся за стол).


(Дети рисуют картинки и приклеивают на плакат, получается коллективный коллаж)


Воспитатель: Какой же красивый получился у нас плакат! (Демонстрируется коллаж)

Ребята, а беречь и охранять природу нужно только в определенных местах, таких как заповедники?

Дети: Нет, природу нужно охранять везде.

Воспитатель: Совершенно верно! Беречь и охранять природу нужно везде, давайте никогда не будем забывать об этом.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.