Конспект НОД «Ткани из хлопка» образовательная область «Познавательное развитие» для детей старшей группы

6
2
Материал опубликован 26 March 2021 в группе

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 59

Колпинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ

НОД «Ткани из хлопка»

образовательная область «Познавательное развитие»

для детей старшей группы

 

 

 

 

 

 

Составила и провела

воспитатель первой кв.кат.

Шутова О.Б.

 

 

 

Санкт-Петербург

2018

 

Цель: расширить знания дошкольников о хлопчатобумажных тканях и их свойствах.

Задачи:

- познакомить детей с производством нитей и созданием тканей из хлопка;

- формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы, обобщения;

- развивать связную речь, логическое мышление, память, 

познавательный интерес к процессу;

- воспитать уважение к человеку труда; навыки сотрудничества друг с другом, взаимопомощи.

Оборудование:

на каждого ребенка: емкость с водой,  лоскуты хлопчатобумажной ткани, бумажные салфетки, 2 платочка, вата, поднос с разными видами тканей, иллюстрации о выращивании хлопка и ассортименте тканей, коробка-посылка, фонограмма русских народных песен.

Предварительная работа:

- повторение ранее изученного материала по теме «Одежда»;

- чтение и обсуждение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»;

- отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок по данной теме;

- изготовление бумажных образцов переплетения тканей.

НОД

1) Организационный момент

- Сегодня утром, к нам пришел почтальон и принес вот эту посылку. Давайте вместе посмотрим, что в ней лежит? (2 платочка)

t1616773477aa.jpg

- Давайте поиграем с этими платками.

Русская народная игра «Мы платок передаём».

«Ты беги, беги платочек, быстро, быстро по рукам, у кого платок остался, тот сейчас станцует нам» (передача платочка по кругу прекращается с окончанием музыки, у кого платок остался в руках танцует танец под фонограмму).

- С каким предметом мы сейчас играли?

- Из чего сделан платок?

- Посмотрите, что ещё вокруг нас сделано из ткани?

- Из чего делают ткань?

- Все ткани состоят из нитей, которые переплетаются между собой и крепко «держатся друг за друга». Давайте рассмотрим ткань, из которой сшита ваша одежда и убедимся, что это действительно так (детям предлагается потрогать свою одежду, потянуть ее, попробовать порвать).

- Мы можем ткань помять? Получается, что она какая? (мягкая)

- Можно ли порвать ткань? Значит она какая? (прочная)

- Мы с вами выяснили, что ткань прочная и мягкая.

- Хотите узнать, как производят ткань?

- Присаживайтесь на стульчики, сейчас мы с вами всё узнаем и посмотрим.

2) Основной этап

-Сейчас мы узнаем, как производят хлопчатобумажную ткань.

-На полях выращивают удивительное растение – хлопчатник.

t1616773477ab.jpgЭто – хлопковое поле, вот так он растет (фото). Хлопок любит тепло, поэтому растет на юге, где много солнца и тепла.

Хлопок похож на маленькие коробочки с ватой. Когда он созревает, коробочки лопаются, а в каждой из них находится как будто кусочек белой ваты.

В старину хлопок собирали руками. Это была очень тяжелая работа.

Теперь эту работу делает специальный уборочный комбайн. Собранный хлопок раскладывают сушить под яркими лучами солнышка.

Затем вяжут его в тюки и везут на прядильную фабрику. Там разрыхляют, очищают от семян и расчёсывают. Получается вот такая вата (показываю вату). Из такой ваты прядут нити.

- А уже из ниток ткут ткань на ткацких станках. Качество тканей зависит от толщины нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, например, джинсовая ткань, а из тонких – легкие, тонкие, такие как ситец, сатин.

- Это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время.

- Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого кусочка ткани. Технология изготовления всех тканей примерно одинакова. Сначала ткут из ниток однотонное полотно светлого или серого цвета, а затем его выбеливают для белых тканей, или наоборот раскрашивают в разные цвета. t1616773477ac.jpg

- Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань.

- Вот так и производят хлопчатобумажную ткань из хлопка.

- Уже из готовой ткани портные шьют одежду для людей. Из хлопчатобумажной ткани можно сшить постельное бельё, футболки, нижнее белье, пижамы, джинсы и разную летнюю одежду.

3) Дидактическая игра «Магазин тканей»

Детям раздаются разные виды тканей, одна  команда отбирает ткани для легких нарядов, другая теплых нарядов.

Чья команда быстро и точно отберет лоскуты, та и победила.

- В магазинах, продается одежда из разных хлопчатобумажных тканей.

t1616773477ad.jpg  Ткани из хлопка бывают разные: однотонные и цветные, гладкие и ворсистые, легкие и тяжелые, теплые и прохладные. Ситец и сатин – это легкие, более тонкие хлопчатобумажные ткани, а джинсовая – более толстая, плотная.

- От чего зависит качество тканей(От толщины нитей).

- А что общего у этих тканей(Они сделаны из хлопка).

4) Физкультминутка

Постираю чисто, с толком,

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки,

Устали мои руки!

5) Эксперименты с тканью

- Ребята, а вы знаете, какими свойствами обладает хлопчатобумажная ткань?

- Давайте проведем эксперимент, чтобы это узнать. Мне нужна будет ваша помощь, эксперты, присаживайтесь за столы.

- Возьмем бумажную салфетку и сомнем ее в руках. Что с ней произошло? (она помялась и не выпрямляется).

t1616773477ae.jpg

-  Проделаем то же самое с тканью. Что произошло с тканью(помялась совсем немного, но ее можно выпрямить). А если ткань прогладить утюгом, она и во все станет прежней, гладкой и ровной.

- Давайте посмотрим, что произойдет с бумажной салфеткой, если мы опустим её в воду (намокла и расползлась).

t1616773477af.jpg

- То же самое проделаем с тканью. Что произошло с ней? (она тоже намокла, но осталась целой).

- Значит и бумага и ткань впитывают воду.

- Попробуем порвать бумагу. Рвется легко?

t1616773477ag.jpg

-  А теперь давайте попробуем ткань порвать(дети рвут и убеждаются, что порвать ткань невозможно). Так что же прочнее ткань или бумага?

- Какие выводы мы с вами можем сделать? (ткань прочная, почти не мнется, намокает).

Итог НОД

- Из чего получаются хлопчатобумажные ткани? (из хлопка)

-Как люди получают ткань из хлопчатника? (выращивают, собирают, прядут, ткут)

-Ребята, кто вспомнит, какие ткани бывают из хлопка? (однотонные, окрашенные, тонкие, толстые, гладкие, ворсистые)

-Что их всех объединяет? (из всех тканей шьют одежду)

 

Список литературы: 

1.Жихарев, А.П. Материаловедение. Швейное производство: учеб. пособие для нач. проф. образования / А.П. Жихарев, Г.П. Румянцева, Е.А. Кирсанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240с.

2.Фролов, В.Д. Технология и оборудование текстильного производства. Ч. 1. Производство пряжи и нитей: учеб. пособие / В.Д. Фролов, Г.В. Башкова, А.П. Башков. - Иваново: Иван. гос. текстил. акад., 2006. – 436с.

3.Кукин, Г.Н. Текстильное материаловедение (текстильные полотна и изделия): учеб. для вузов / Г.Н. Кукин, А.Н. Соловьев, А.И. Кобляков. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 272с.

4.Букаев, Т.П. Общая технология хлопчато-бумажного производства: учеб. для средн. проф.-техн. училищ /Т.П. Букаев – 2-е изд., доп. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 184с.

5. Дель P.A., Афанасьева Р.Ф., Чубарова З.С. Гигиена одежды. М.: Легкая индустрия, 1979, С. 145.

6. Мельников Б.Н. Новая техника и технология отделочного производства. // Иваново: Иван. хим.-технол. ин-т, 1984, - 163с.

7. Мельников Б.Н. Современные способы отделки текстильных материалов. // Межвуз. сб. науч. тр. Иваново: Иван. хим.-технол. ин-т, 1986, - 165с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательное занятие! Спасибо за публикацию!

27 March 2021

Благодарю за содержательный материал!

27 March 2021

Похожие публикации