План-конспект открытого урока математики во 2 классе «Что узнали. Чему научились»
План-конспект открытого урока математики
учителя начальных классов: Рудыко Алёны Николаевна
Тема урока: Решение задач изученных видов
Предмет: Математика 2 класс УМК «Школа России»
Тип урока: урок закрепления знаний
Цель урока: создать условия для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках
Задачи урока:
- Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
- Развивать логическое мышление и внимание;
- Учить соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить;
- Учить рассуждать и делать выводы;
- Уметь выполнять задания творческого и поискового характера;
- Уметь оценивать свою работу и работу одноклассников;
- Воспитывать культуру учебного труда.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Межпредметные связи: «Окружающий мир», «Литературное чтение на родном (русском) языке», «Физическая культура»
Ресурсы урока: рабочая программа, учебник «Математика», автор М. И. Моро для 2 класса, 2 часть
Средства обучения:
- для учителя: компьютер, проектор, презентация, наглядный материал, магниты.
- для учащихся: учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш, карточки, картинки с смайлами, клей – карандаш, дневник.
Планируемые результаты | ||
Метапредметные | Предметные | Личностные |
Регулятивные: Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; Уметь определять и формулировать цель на уроке; Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Высказывать своё предположение. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; Оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления. Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; Отличать новое от уже известного; Находить ответы на вопросы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке. | Совершенствовать вычислительные навыки, умения сравнивать выражения, решать текстовые и геометрические задачи; Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное и дедуктивное умозаключение); Овладевают умением проверять написанное; Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи. | Демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с учебными задачами; Умение формулировать точку зрения и ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации; Умение договариваться о ролях в различных видах совместной деятельности; Умение адекватно оценить своё поведение и поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | ||
1. Мотивация учебной деятельности (самоопределение) Образовательная задача этапа урока: Мотивирование учащихся к учебной деятельности по средствам создания эмоциональной обстановки. 1мин | Доброе утро, ребята! Меня зовут Алёна Николаевна и сегодня я проведу у вас урок математики Отгадайте загадку: Слайд 2 Есть у радости подруга В виде полукруга, На лице она живет. То куда-то вдруг уйдет, То внезапно возвратится Грусть-тоска ее боится. (Улыбка) - Улыбка нужна всем. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры. Мы здоровы. Я желаю всем хорошего настроения. - Я надеюсь на то, что мы вместе с вами проведем этот урок с пользой для всех нас. - Проверяем, все ли готово к уроку. Нам понадобятся дневник, тетрадь, учебник, ручка, клей - карандаш и хорошее настроение. | ||
2. Постановка цели и задач урока. Образовательная задача этапа урока: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. (2 мин) | Слайд 3 – мотивация (Подсказка) «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» - Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Тема урока: «Решение задач») -Отталкиваясь от темы, определите цель нашего урока. (Повторять и закреплять решение задач) На доску прикрепить Устный счет. Логические задачи Слайд 4 Из леса Миша принес бабушке для грибного супа 2 белых гриба, 3 подосиновика, 4 мухомора и 6 сыроежек. Сколько грибов возьмет бабушка на суп? (11 грибов, т. к. мухомор несъедобный гриб). Батон разрезали на 6 кусков. Сколько разрезов сделали? (5 разрезов)
| ||
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Образовательная задача этапа: Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. (6 мин) | Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я друзья от вас не скрою- Ручку правильно держу. Слайд 5. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. - Откройте тетради и запишите дату и «классная работа». | ||
4. Применение знаний и умений в новой ситуации. Образовательная задача: Применение знаний, умений и навыков при выполнении практических заданий (6 мин) | - Молодцы. Справились с заданием. Можем дальше работать над закреплением изученного материала. Для этого, посмотрите на доску Слайд 6 - Прочитайте задачу. (Второй раз задачу читаю я). - В субботу утром вы проснулись и решили сделать родителям приятное – приготовить, что - нибудь вкусненькое. Открыли «Кулинарную книгу» и выбрали салат «Оливье». Слайд 7 – 8. Салат «Оливье» Салат Оливье существует очень давно и пользуется огромной популярностью. Изобрел этот салат почти 150 лет назад повар-француз Люсьен Оливье - владелец трактира "Эрмитаж" на Трубной площади. В "Эрмитаже" можно было отведать те же кушанья, которые подавались в особняках вельмож. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни был изобретенный хозяином салат необычайного вкуса - "Салат Оливье", способ приготовления которого знаменитый повар держал в тайне. Многие повара пытались приготовить этот салат, но ни у кого он не получался. По некоторым данным, первоначальный рецепт салата таков: 2 рябчика, телячий язык, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую. Прошло много лет, но салат «Оливье» (другое название современного рецепта этого салата — «Зимний») остаётся незаменимым блюдом на праздничном столе. Простота изготовления и доступность продуктов сделали этот салат чрезвычайно популярным. Исходные компоненты салата «Оливье»: мясо дичи, картофель, морковь, лук, маринованные огурцы, яблоко, зелёный горошек, яйца, соль, перец, майонез. Для салата «Оливье» очень важны пропорции. - В рецепте встречаются такие слова, как «Рябчик», «Ланспик», «Капорцы», где мы можем посмотреть значение этих слов? (В Интернете, в словаре). Слайд 9 (На доску вывешивается модельная карта) Слайд 10 Слайд 11 - В какой магазин Вы отправитесь за покупкой? - Подскажите какой информации не хватает Вам в таблице выше, чтобы спросить у мамы денег на покупку? - Заполните модельную карту и посчитайте сколько денег вы потратите в магазине. На доске представлены цены продуктов. - Сколько будет стоить картофель, если в 1 кг = 6 шт (для салата нам потребуется 3 шт, значит картофель будет стоить 9 рублей). Слайд 12 - Молодцы! Проверяем. (По шаблону на доске) Слайд 13 - Оцени свою работу для этого поменяйтесь карточками и сравните полученный результат с доской (справился («V»), не справился («-») Молодец! Оцените свою работу. Зеленый смайлик улыбка – выполнил работу без затруднений. Красный грустный смайлик – при выполнении работы возникли затруднения. - В чем были трудности (При красном грустном смайлике). | ||
Физминутка | Музыкальная физминутка. Слайд 14 | ||
6. Обобщение и систематизация знаний. Образовательная задача: закрепить и систематизировать полученные знания на предыдущих урока при решении задач. (8 мин)
| - Попробуем решить еще одну задачу. Для этого откроем учебники на с. 25 № 28 - Прочитайте задачу. (Второй раз задачу читаю я). О ком говорится в задаче? (В задаче говорится о Ане, Лене, Кате и Нине). - Сколько было девочек? (Девочек было четверо) - Что с ними происходило? (Они покупали тетради в магазине). - Ребята, а поднимите руки те, кто уже самостоятельно ходит в магазин и покупает себе что – нибудь (Поднимают руки). - А как нужно общаться с продавцом? (Вежливо, сначала поздороваться, попросить продать то, что нужно, употребляя слова «пожалуйста», поблагодарить и уйти) - Правильно, вернемся к задаче. - Что обозначает число 3? (3 тетради купила Нина). - Что обозначает число 4? (4 тетради купила Лена). - Что обозначает число 7? (7 тетради купила Катя). - Что требуется узнать в задаче? (Сколько тетрадей купила Аня). - Как мы узнаем сколько тетрадей купила Аня? (В условии сказано, Аня и Лена купили столько же тетрадей, сколько Катя и Нина вместе). вызвать 1 ученика к доске (остальные в тетради.) - А можем мы сразу сложить и получить ответ? (Нет, потому что нам нужно знать сколько тетрадей купили Катя и Нина). - Как узнать, сколько тетрадей купили девочки? (Чтобы узнать, сколько тетрадей купили девочки нужно к 7 прибавить 3). - Что получили в результате? (10 тетрадей) - Что это значит? (Это значит, что Лена и Аня купили тоже 10 тетрадей, так сказано в условии) - Как узнать сколько тетрадей купила Аня? (Нужно из 10 вычесть 4) 1) 3+7=10 (т.) – купили Катя и Нина 2) 10 - 4 = 6 (т.) – купила Аня Ответ: 6 тетрадей. - Проверяем. Слайд 18. - Оцените свою работу. Зеленый смайлик улыбка – выполнил работу без затруднений. Красный грустный смайлик – при выполнении работы возникли затруднения. - В чем были трудности (При красном грустном смайлике). | ||
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Образовательная задача: Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий. (5мин)
| - Теперь я предлагаю проверить себя и свои умения. Для этого придется выполнить еще одно задание, но уже самостоятельно. Слайд 19. - У меня на столе лежат цветные карточки у вас на партах, посмотрите, приклеены цветные кружочки. Каждый кружочек соответствует карточке, подойдите и возьмите соответствующие. Подпишите карточку. Что необходимо выполнить? (Найти значение числовых выражений) (Разноуровневое задание: синяя карточка – на «отлично», желтая – «хорошо», зеленая – «удовлетворительно») - Правильно. Кому не понятно задание? Тогда приступайте.
На ветке сидели 4 воробья, а снегирей – на 8 больше. Сколько снегирей сидело на ветке? В магазине было 12 телефонов. За день продали 6 телефонов. Сколько телефонов осталось в магазине? - Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. Слайд 20 - Обменяйтесь карточками с соседом. Сделайте взаимопроверку со слайда и исправьте ошибки. - Верните карточки друг другу. - Оцените свою работу. Зеленый смайлик улыбка – выполнил работу без затруднений. Красный грустный смайлик – при выполнении работы возникли затруднения. - В чем были трудности (При красном грустном смайлике). - В чем были трудности? (ответы детей)
Откройте дневники и запишите д/з (на доске) стр. 24 № 21. Слайд 21. - Посмотрите на доску. Что нужно выполнить? | | |
8. Рефлексия
Образовательная задача этапа урока: Фиксация учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата УД. (2 мин)
| - Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием. - Какая цель ставилась на уроке? (повторить и закрепить решение задач) - Ребята, у вас на партах лежат смайлы. - Как переводится слово: «Смайл» (Улыбка) - Правильно. Молодцы! Сегодня смайлы нам очень помогали весь урок. - А теперь попробуйте определить, каково достижение цели урока для каждого из вас. - Возьмите смайл и прикрепите его на дерево, внимательно меня послушав: Слайд 22 . 1) Если работа на уроке не вызвала у вас трудностей, повести зеленый смайл. 2) Если у вас возникли трудности и нужна помощь, выпустите красный смайл. (посмотреть самооценку детей, обратить внимания на отмеченные трудности) - Спасибо. Я посмотрю ваши карточки с решением числовых выражений, оценю вашу работу и оценки передам вашему учителю. - Всем спасибо за работу! Вы молодцы! Урок окончен. Слайд 23. | |