Урок музыки в 4 классе «Что за прелесть эти сказки!»
Предмет: музыка
Тема урока: «Что за прелесть эти сказки!!!»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать у учащихся понимание регистра и тембра через музыку Римского-Корсакова.
Предметные: познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»; расширить понятие регистр и тембр; формировать соотношение музыки с собственными жизненными впечатлениями, слушать и исполнять музыку, создавать музыкально-пластические композиции;
Метапредметные:
Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы;
Познавательные: формировать замысел, использовать и реализовывать его в исполнении;
Коммуникативные: рассказывать о содержании прослушанного музыкального произведения; задавать вопросы уточняющего характера.
Личностные: понимать значение музыкальных занятий, как способа эмоциональной разгрузки.
Музыкальный ряд: «Три чуда» из оперы Н. А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты), вступление ко 2 действию оперы.
Дидактические средства: учебник «Музыка» 4 класс Е.Д. Критская, Е.С. Шмагина.
Оборудование: проектор, ноутбук, магнитофон, CD- диск «Музыка 4 класс».
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||
I | Орг.момент | У вас на столах осенние листочки. Возьмите ручку и напишите, что вы ожидаете от урока, каким он будет. Положите листочек на край стола. | Дети выполняют задание. | ||||||||||||||||||||||||
II | Проверка Д/З Мотивация учебной деятельности учащихся | На прошлых уроках мы начали с вами альбом произведений. Какое домашнее задание было у вас? | Проверка альбома произведений -рисунок к произведениям «Зимняя дорога» или «Зимний вечер». | ||||||||||||||||||||||||
III IV V VI VII VIII IX | Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний Первичная проверка понимания. Физминутка Первичное закрепление знаний. Информация о домашнем задании Рефлексия. | Мы продолжаем с вами путешествие по творчеству А.С.Пушкина. Сегодня мы открываем 3 листок альбома, а о чём он будет мы узнаем из этого стихотворения. (Слайд 1) Но мы находимся на уроке музыке, а не на уроке чтения. Что мы должны узнать на уроке и выяснить? Длинными зимними вечерами под завывание вьюги няня Арина Родионовна рассказывала сказки А.С.П. ( слайд 2) Но не все сказки П. стали музыкальными. Посмотрите на слайд – о какой сказке мы будем говорить?(Слайд 3- 4) В каком жанре написана эта сказка? (слайд 5) Какой композитор сочинил эту сказку? (слайд 6) ( слайд 7,8,9) «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул Николай Андреевич Римский –Корсаков при прочтении очередной сказки Пушкина. Именно его сказки вдохновили композитора на создание музыкальных сочинений. Сказочное настроение композитор передал в музыке. Послушайте вступление ко 2 действию оперы. Помогла ли тебе эта музыка почувствовать сказку? В каждой сказке есть чудо. Какие чудеса в этой сказке нам поможет отгадать отрывок из сказки. Какую пела песенку белочка мы узнаем, открыв учебник стр. 50.(слайд 10-11) Хоровое пение. - Сядьте, пожалуйста, удобно, руки положите на колени, спину выпрямите
У вас на столах таблица, которую мы будем заполнять по ходу прослушивания отрывка из произведения. ( Слушание 1 чуда)
Какое второе чудо в сказке нам подскажет следующий ученик. Как вы думаете – какая будет музыка в этом чуде сказочном? Слушаем отрывок и заполняем таблицу. Сейчас антракт. Что такое антракт? –перерыв в спектакле между действиями. Мы отдохнём с вами. «Игра в оркестр» Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача: отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши. Вы заметили что каждый инструмент звучал по-разному –высоко и низко. У каждого инструмента свой диапазон звуков. Не может скрипка исполнить низкий звук, как контрабас. У каждого инструмента свой регистр—диапазон музыкальных звуков. Музыкальные звуки бывают высокие, средние и низкие.(Слайд 12)
Антракт закончился —мы продолжаем знакомство с оперой. Мы узнаем какое 3 чудо в опере. Слушаем как композитор изобразил в музыке это чудо. Как композитор изобразил всех героев? Почему? Правильно. У каждого героя своя мелодия, ритм, темп, динамика, свой голос инструмента, как и у человека. Окраска музыкального звука или голоса человека называется –тембр.(слайд13) Сейчас викторина -давайте проверим что мы узнали и запомнили на уроке, о чём мы говорили на уроке.(слайд 14-24) Мы продолжаем альбом произведений и наш 3 листок альбома посвящён героям сказок, с которыми мы познакомились сегодня. Ваше домашнее задание нарисовать героев оперы ,с которыми мы познакомились сегодня на уроке. Оценки за урок.(слайд 25-26) Возьмите свои листочки на которых в начале урока вы написали—что вы ожидаете от урока. Прочитайте и скажите —сбылись ли ваши ожидания. А теперь давайте листочки повесим на наше дерево. Спасибо всем за работу на уроке! | Дети читают стихотворение и отвечают на вопрос. Дети: какие сказки Пушкина стали музыкальными произведениями? Дети отгадывают по картинке название сказки. Дети читают определение, дополняют и отвечают. Дети отгадывают. Дети отвечают. Ученик читает отрывок из сказки, дети отгадывают о каком чуде идёт речь. Дети с учителем поют песенку. Дети заполняют таблицу. Ученик читает отрывок из сказки. Дети отвечают. Дети выполняют задание. Слушаем музыку. Дети выполняют задание. Дети слушают отрывок и заполняют таблицу. Дети по таблице определяют средства музыкальной выразительности для каждого героя сказки. |