Урок-игра по ПДД для младших школьников «Чтобы путь был счастливым»
Пояснительная записка к презентации
Урок – игра по правилам дорожного движения
Автор: Долгобородова Лариса Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СШ № 8
города Архангельска
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, урок - игра
УМК: Школа России
Технологическая карта урока
Тема |
Чтобы путь был счастливым |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель |
Создание условий для формирования у младших школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи |
формирование навыков безопасного поведения на дороге и предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма; закрепление знания дорожных знаков, их назначения; развитие у учащихся самостоятельности и быстроты мышления, умения выделить главное; воспитание сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формируемые УУД |
Личностные: - умение оценить важность полученных знаний и применить их в жизни Регулятивные: - умение формулировать учебную проблему, планировать самостоятельно или с учителем необходимые действия - осознание важности познавательной информации; - умение работать в группе, договариваться; - умение слушать друг друга, формировать собственные мысли. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
научатся соблюдать правила безопасного поведения пешехода и пассажира, различать дорожные знаки разных групп, применять полученные знания в повседневной жизни |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы: - основные дополнительные |
А.А. Плешаков, учебник «Окружающий мир» 3 класс, часть 2, А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс, часть 2 Авторская презентация Дорожные знаки http://www.autoprepod.ru/pdd-samouchitel/dorozhnye-znaki-dvizheniia-pdd.html |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация пространства |
Работа в группах, фронтальная работа. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование |
Карточки с дорожными знаками, с филвордами, картинки с дорожными ситуациями |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В начале урока каждый ученик берет одну из картинок для распределения по группам для проведения игры. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы, методы, педтехнологии |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Мотивация (самоопределение) Цель: подготовка к включению в учебную деятельность |
Создаёт эмоциональный настрой на работу, подводит к теме урока. Везде и всюду правила, Их надо знать всегда. Без них не выйдут в плаванье Из гавани суда. Выходят в рейс по правилам Полярник и пилот. Свои имеют правила Шофер и пешеход. - Ребята, а зачем надо знать правила? - Как вы думаете, о каких правилах мы будем говорить сегодня? - Вы правы. Надо знать правила дорожного движения, чтобы путь был счастливым. |
Ведут диалог, отвечая на вопросы. Высказывают свои предположения о теме урока. Объясняют свой выбор. |
Фронтальный опрос. Проблемный вопрос помогает подойти к формулированию темы, настраивает на работу. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний и способов действий Цель: актуализация опорных знаний для включения в систему знаний |
- О чем вам говорят картинки, по которым вы распределялись в группы? Расскажите о группе этих знаков. - Перед вами картинки с дорожными знаками. Попробуйте отгадать, про какой знак я говорю. (Приложение 1) |
Каждая команда рассказывает о группе своих знаков (предупреждающие, запрещающие, предписывающие) Отгадывают по 3 загадки. |
Обмен информацией для закрепления знаний. Развитие монологической речи. Загадки для развития логического мышления, умения сравнивать. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Релаксация |
- Представьте пантомимой дорожный знак. |
Распределяют роли, изображают знак, остальные угадывают этот знак. |
Метод здоровьесбережения Ролевой подход. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Практическое применение знаний Цель: закрепление умений применять полученные знания при решении задачи |
- А теперь вам предстоит выполнить несколько заданий, в которых вы покажете, как вы умеете использовать полученные на уроках знания. Если задание выполнено правильно, то будет открыт фрагмент картинки. (Слайд 12) 1 задание «Дорожные ребусы» - Отгадайте дорожные ребусы (Слайды 3 – 11) 2 задание «Если ты пешеход» - Отгадайте, про кого следующая загадка. Я иду по тротуару, Здесь машинам нет пути! Ну а знаки мне расскажут, Где дорогу перейти. (Пешеход) - Проанализируйте ситуации на рисунках и оцените поведение ребят. (Приложение 2) 3 задание «Дорожный филворд» - Кто быстрее найдет спрятавшиеся в филворде слова? (Приложение 3) 4 задание «Если ты пассажир» - Вы бываете и пешеходами, и пассажирами. Я предлагаю вам выполнить тестовое задание о правилах поведения пассажира. (Приложение 4) 5 задание «Угадай пословицу» - Замените слова в предложении антонимами и угадайте пословицу. (Дано по 1 пословице: 1. Быстрее идёшь – ближе станешь. 2. Шли криво, да поднялись в гору. 3. В собственную телегу не вставай. |
По 3 каждой команде. Умение работать в группе, принимать мнение других. Рассматривают картинки, анализируют ситуации, обосновывают свой ответ Находят слова
Обмениваются листочками для взаимопроверки. При возникновении спорных вопросов – коллективное обсуждение. Получают следующее: 1. Тише едешь – дальше будешь. 2. Ехали прямо, да упали в яму. 3. Не в свои сани не садись. |
ИКТ Прием создания занимательного сюжета. Метод контроля.
Создание проблемной ситуации. Формирующее оценивание. Метод соревнования. Самооценка. Развитие умений анализировать и правильного выбора ответа.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX. Рефлексия УД Цель: подведение итогов. |
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Я открываю для вас последний фрагмент картинки. (Светофор) - Как вы думаете, о чем мог бы вам сказать светофор? - А что вы бы сказали светофору про сегодняшний урок? |
Самооценка результатов своей учебной деятельности, значение полученных знаний в повседневной жизни. |
Побуждающий к диалогу вопрос. |
Приложение
1. Загадки про дорожные знаки
Белый треугольник, красная кайма.
Чудный паровозик с дымом у окна.
Этим паровозиком правит дед-чудак.
Кто из вас подскажет, что это за знак? (Железнодорожный переезд без шлагбаума)
Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко,
Что здесь, свалка кирпича? (Въезд запрещен)
Место есть для перехода.
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали.
Где ходить всем указали. (Пешеходный переход).
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать. (Автобусная остановка)
Этот знак ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге.
Говорит он нам: "Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!" (Движение запрещено)
Эй, водитель осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете-
В этом месте ходят дети! (Дети)
Это что за чудо-юдо,
Два горба, как у верблюда?
Треугольный этот знак
Называется он как? (Неровная дорога)
Тут и вилка, тут и ложка,
Подзаправились немножко,
Накормили и собаку…
Говорим «спасибо» знаку. (Пункт питания)
Знак любителей обгона
Объявляет вне закона.
В этом месте, сразу ясно,
Обгонять других опасно! (Обгон запрещен)
2. Картинки «Если ты пешеход»
1 команда
2 команда
3 команда
3. Дорожный филворд
П |
Е |
Р |
Е |
К |
Р |
Ё |
С |
Д |
А |
Н |
Е |
Г |
И |
Р |
Т |
В |
Т |
О |
Р |
У |
Л |
О |
О |
И |
С |
В |
К |
И |
Щ |
В |
К |
Ж |
О |
Е |
А |
К |
С |
В |
Е |
Е |
Н |
И |
Р |
О |
Ф |
О |
Т |
П |
Е |
Р |
Е |
К |
Р |
Ё |
С |
Д |
А |
Н |
Е |
Г |
И |
Р |
Т |
В |
Т |
О |
Р |
У |
Л |
О |
О |
И |
С |
В |
К |
И |
Щ |
В |
К |
Ж |
О |
Е |
А |
К |
С |
В |
Е |
Е |
Н |
И |
Р |
О |
Ф |
О |
Т |
4. Тест «Если ты пассажир»
Выберите правильный ответ
1. Садиться в автомобиль и выходить из него безопаснее:
а) со стороны проезжей части
б) со стороны тротуара
2. В общественном транспорте нужно:
а) держаться за поручень
б) прислоняться к дверям
3. Увидев в общественном транспорте оставленные без присмотра вещи, надо:
а) сказать об этом водителю
б) отнести их водителю
4. В метро нужно ждать поезда:
а) у самого края платформы
б) не заходя за ограничительную линию
Марченкова Инна Вячеславовна
Долгобородова Лариса Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна