12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петренко Елена43

Методическая разработка урока литературное чтение

Учитель: Петренко Елена Владимировна, учитель начальных классов МОБУ СОШ №4 г. Арсеньева Приморского края

Урок разработан для учащихся 2 классов

Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо».

Тема: Чудеса вокруг нас. (В. Берестов «Честное гусеничное»).

Цели:

– формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения;

–  развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия;

– формируем умение передавать последовательность сюжета, описывать героев.

Планируемые результаты:

Предметные:

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, обучающихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

– понимать смысл  заглавия  произведения;

– делить текст на части,

– выбирать наиболее точную формулировку главной мысли;

-  размышлять о характере и поступках героя;

Метапредметные

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Деятельность учащихся:

– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

Методы обучения:

 словесные: беседа, инструктаж, объяснение;

  наглядные: демонстрация, иллюстрация, схема;

  практические: практическая  работа.

Формы работы: коллективная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа учащихся, работа в парах и группах.

Технологии: использование ИКТ

Этапы

Деятельность

1. Мотивация к учебной деятельности/

Создание ситуации успеха

Здравствуйте уважаемые гости, ребята!

Предлагаю сегодняшний урок начать с загадки!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

(Работа с текстом до чтения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

Прочитайте загадку (Начало показа презентаций):

Расту червяком, питаюсь листком,

(гусеница)

Потом засыпаю, себя обмотаю.

Не ем, не гляжу. Неподвижно лежу

(куколка)

Но тёплой весной я вдруг оживаю,

Уютный свой дом покидаю.

(бабочка)

 

Подумайте, кто так может высказываться о себе?

Если дети затрудняются, предложить дополнительные вопросы:

Подумайте, можно ли эту загадку разделить на части?

Сколько частей вы увидели в загадке?

Сделайте вывод, сколько же отгадок?

Слайд

 

Герои этой загадки помогут нам познакомится с новым произведением.

 

 

Слайд

Автор этого произведения Валентин Берестов – известный русский писатель. Много своих произведений он посвятил детям.

Откройте учебник на стр.128 прочитайте название

- О чем  может идти речь в произведении с таким названием?

– Можете ли вы по названию определить героя этого произведения?

– Что необычного, сказочного, загадочного прячется в названии сказки «Честное гусеничное»?

( Только человек может дать честное слово.)

Кто мог дать честное гусеничное слово? (Гусеница - на доске)

 

 

 

- Посмотрите  на иллюстрацию, которую сделал художник к произведению с таким названием.

–Рассмотрите её и скажите, о чём она рассказывает. (О девочке, которая собирала цветы на лугу; о бабочке, сидящей на цветке)

– А по иллюстрации можете ли вы назвать главного героя? (девочка, бабочка- на доске)

 

Цель

На карточках

– Итак, наши мнения разделились. По названию сказки мы предположили, что главным героем является – гусеница, а по иллюстрации – главный герой – девочка.

Какой проблемный вопрос у вас возникает?

- Какова цель нашего урока? ( узнать кто главный герой нашей сказки)

- Как можно узнать, кто из вас прав?

 

А для того, чтобы точно ответить на вопрос, необходимо познакомиться с текстом.

 

 

Чтение сказки (жужжащее чтение)

– Понравилась ли вам эта сказка?

- Теперь вы можете точно сказать, кто главный герой   произведение?

 - Сейчас название и  иллюстрация противоречат или дополняют друг друга? Почему вы так думаете?

 

-Какой себя считала гусеница?

-Как девочка отреагировала увидев гусеницу?

-Какое слово дала себе гусеница?

--Что сказала девочка увидев гусеницу второй раз?

Куда делась гусеница?

 

Какие непонятные слова или понятия  встретились вам в тексте?

Кокон – это оболочка , в которой гусеница превращается в куколку.

«Совершенно замоталась» очень сильно устала

Карточки с последовательностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист

Работа в парах.

 Я предлагаю вам поработать в парах и узнать как  разворачивался сюжет в нашем произведении.

Восстановите последовательность развития событий. Расставь цифры в нужном порядке.

Гусеница обиделась.

Первая встреча гусеницы с девочкой.

Превращение в бабочку.

Заснула в коконе.

Вторая встреча гусеницы с девочкой.

Произошло  чудо.

(Проверка на слайде:  Называем по одному и сравниваем результаты с другими., кто согласен, не согласен

Сравните с эталоном, исправьте ошибки.

У какой пары нет ошибок? Одна ошибка?

Оцените свою работу

 

  1. Физминутка

Утром бабочка проснулась.     
Потянулась, улыбнулась.       
Раз – росой она умылась.    
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
А на пять – на место села

 

Карточки

Гусеница, куколка, бабочка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените свою работу

Давайте вернёмся к нашей загадке. На сколько частей мы ее разделили?

Можем ли мы сказать, что сюжет развивается по таким же частям?

Разделите сказку на 3 части так, чтобы они соответствовали частям загадки  и озаглавьте каждую часть.

Проверка

 Прочитайте предложение которым закончится 1 часть, Как мы ее назовём, второе, третье…

Гусеница, Куколка. Бабочка

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Прочитайте свою часть и отметьте те предложения, которые помогут нам охарактеризовать героя.

По рядам

1 РЯД

 Гусеница. Работа с первой частью  текста.

Просмотрите ещё раз ту часть, где героиня была гусеницей.

- Как жилось гусенице на лугу?

- О чем больше всего жалела наша героиня?

- Покажите голосом, как хвалит себя Гусеница.

- Какие интонации появляются в ее голосе?

- Что можете сказать о ее характере?

 (Ученики   читают   и отвечают на вопросы, подтверждая свои высказывания словами из текста).

 

По мере ответов детей  на доске появляются слова:

  • Хвастливая.
  • Самодовольная
  • Обидчивая

- Как автор относится к Гусенице? (он иронизирует: «…с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу»)

Вводится понятие «ироническая сказка».

- Чтение словарной статьи «ирония». 

- Значит,  автор не любит свою героиню? (Вывод детей: иронический смех- смех незлой, поучающий).

Кто попробует прочитать с иронией?

 

 

Девочка  Но у нас есть ещё одна героиня

- Как отреагировала девочка, когда увидела Гусеницу? Передайте голосом ее отношение.


– Согласны ли вы с девочкой? Вам понравилось ее поведение?
– Что почувствовала Гусеница? Как автор передает накал чувств? (Приемы передачи чувств: восклицание, повтор слов с частицами не, ни – 8 раз).
– Давайте еще раз прочитаем клятву Гусеницы. Какое чувство у вас вызывает гусеница.  Вам ее не жалко?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените свою работу

2 РЯД

Куколка

- Прочитайте, как  Гусеница стала выполнять свое обещание, никогда никому не показываться?

 О какой черте  характера Гусеницы говорит нам автор?

 

Как она трудилась? Что можете сказать о характере героини?
– Каким словом играет автор? Что имела ввиду Гусеница, говоря, что она (слайд 15) «совершенно замоталась»? закрылась от всего мира

– Что происходило с Гусеницей в коконе?
– Как она выбралась наружу? (Слайд 16.) Ей это удалось легко? Какой прием убеждает нас в этом? (Повтор слов: стала тереться, терлась, терлась, протерла).

По мере ответов детей  на доске появляются слова:

 

  • Гордая.
  • Трудолюбивая.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените свою работу

3 РЯД

Бабочка  А теперь найдите ту часть в сказке, где наша героиня превратилась в бабочку

 

- Почему Гусеница падала как-то странно- не вниз, а вверх?

- Что для Гусеницы было позором? О какой черте  характера Гусеницы говорит нам автор?

- А как вы  относитесь  к обману?

- Когда вы даете честное слово? Удается вам сдерживать его? Трудно это?

- Почему же Гусенице не удалось сдержать честного гусеничного слова?  Ведь она так старалась?

- Какое открытие сделала Гусеница для себя? О какой черте  характера Гусеницы говорит нам автор здесь?

- Прочитайте, какое чудо произошло с нею.

По мере ответов детей  на доске появляются слова:

  • Честная.
  • Ответственная
  • Скромная

 

Девочка

– Что сказала девочка на этот раз? Почему?
– Почему Гусеница не поверила девочке?

А в вашей жизни были ситуации, когда обида мешают дружбе и общению?

 

Выводы

Давайте вернёмся к вопросу нашего урока

Кто же главный герой нашей сказки?

Гусеница Куколка Бабочка

Какую самую главную мысль донёс до нас автор?

Найдите и прочитайте главное предложение

«Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница».

 

Берестов учит примечать красоту в самых обычных вещах, удивляться этому миру, быть наблюдательным,  дружелюбным.

– Как в природе всё живое относится к самому себе?

– Как окружающие должны вести себя в подобных ситуациях?

Ответы на вопросы учебника после текста.

– Сделайте вывод, какому человеку открываются красота и чудеса природы.

Рефлексия

Вам понравился сегодняшний урок?

Что показалось вам самым интересным? Необычным? Загадочным?

Какие новые понятия вы узнали сегодня на уроке?

На оценочных листах

Допишите своё предложение как итог нашего урока.

Что помог мне понять главный герой сказки?

 

А вы хотите, чтобы это произведение прочитали и другие дети? Тогда в группах мы сейчас создадим рекламу в стихах.

 Реклама произведения.

Гусеница слово чести дала
На дерево быстро она … (заползла)

Трудилась, крутилась и сделала …(кокон)

В котором нет щели, двери и окон.
Без дела сидеть устала она.
У затворницы нашей зачесалась …(спина)

Потёрлась о стенки темницы немного
И вот уж на волю открыта … (дорога)

Открылась гусенице мира краса,
Ведь с ней наяву произошли …(чудеса)

Над лугом на крыльях огромных летала.
Ведь бабочка клятву, увы, не…(давала)

(каждая группа получает свои 2 строчки и придумывает рифму, в итоге по одному из группы к доске и зачитывается полностью стихотворение)

Д/З

– Попробуйте сочинить свою историю чудесного превращения. При этом не забывайте использовать известные вам литературные приемы: олицетворение, звукопись, преувеличение.

(Можно дать подсказку: зерно в торт, дерево в дом, вода в ледяные фигурки, семя в цветок и т.д.)

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.