Урок-викторина по литературе на тему «Там чудеса…» (1 класс)
Пояснительная записка к презентации
Автор публикации: Зюкова Наталья Николаевна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Тыр Тырского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края
Населённый пункт: п. Тыр Хабаровский край Ульчский район
Тип учебного материала: Методическая разработка урока литературного чтения в условиях реализации ФГОС в 1 классе
Предмет: Литературное чтение
УМК: « Гармония»
Тема: Обобщение по теме «Там чудеса…»
Тип урока: урок - викторина
Цель урока: создать условия для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Там чудеса…»
Планируемые результаты обучения и формирования УУД:
Предметные:
- Продолжить работу по формированию читательских умений;
- Формировать понятия о нравственности;
- Способствовать обогащению словаря учащихся.
Метапредметные:
Способствовать формированию универсальных учебных действий:
регулятивных
- оценивать уровень овладения учебными действиями;
- корректировать деятельность;
- намечать способы их устранения;
- учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
познавательных
- учить добывать информацию из иллюстраций, текста;
- развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, - делать выводы;
коммуникативных
- учить строить монологическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
Личностные:
- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся;
- формировать уверенность в себе;
- учить оценивать свою работу;
Оборудование:
- Иллюстрации к произведениям из раздела «Там чудеса…»;
- Выставка книг с произведениями, изученными в разделе «Там чудеса…»;
- Карточки с загадками, пословицами; изображений предметов для викторины (коса, котёл, шапка, золотые скорлупки, избушка на курьих ножках, тюфяк, гриб мухомор, глобус, пирожки, печка);
- Мультимедийная презентация «Там чудеса…»
Ход урока
Речевая разминка.
- Разогреем наш речевой аппарат и проведём речевую разминку: первый раз прочитать слоги самостоятельно, потом хором в паре (с соседом по парте)
Тру-тро-три-тры-тра
про-пру-при-пра-пры
дра-дро-дру-дры-дре
Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы работали над произведениями по теме «Там чудеса…». Со всеми произведениями этого раздела мы познакомились и изучили их. Как вы думаете, какие задачи должны поставить для себя на этом уроке?
- Почему изученные нами произведения включили в раздел «Там чудеса…»?
- Какие по жанру встретились произведения в этом разделе?
- Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интереснее,
Чем наши любимые сказки.
Что такое сказка? (Сказка – это занимательный рассказ с невероятной, но поучительной историей.)
- Какие бывают сказки? (Сказки бывают авторские и народные; про животных, волшебные, бытовые)
- В сказках происходят не только разные чудеса и приключения. Сказка – это мудрость народа, его мечты и желания. Как вы понимаете смысл слов: мудрость народа (большие знания, опыт, глубокий ум), мечты (предмет желаний, стремлений).
-А почему говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»?
- Чему может научить нас сказка?
- Ребята, скажите, а где можно встретиться со сказкой? (В книгах, в мультфильмах, кино)
-Почему нам в жизни нужны сказки? (Они интересные, увлекательные, они делают нас лучше и добрее.)
Обобщение изученного материала.
- Урок литературного чтения проведём в форме викторины. За правильный ответ каждый получит жетон. В конце урока подведём итог викторины по разделу «Там чудеса…».
-А сейчас заданье смело
Выполняйте вы умело,
Будем сказку узнавать,
Мудрость народную определять.
- Предлагаю вам из предложенных слов собрать названия сказок, с которыми нам предстоит сегодня работать.
Сказки попугая Кеши
Руслан просят
Первое сентября и Людмила
Петушок вор
Заказчик царе Салтане
Вот он, на горошине
Сказка о в лесу
Лиса и черепаха
Заяц и мастер
Принцесса и рак
Абрикос бобовое зёрнышко
- По иллюстрации назвать произведение и автора из раздела» Там чудеса…». (просмотр презентации: определение по иллюстрациям названия и автора произведения)
Здесь будет файл: /data/edu/files/t1460091290.pptx (Презентация "Там чудеса...")
Физминутка
А сейчас, ребята, встаньте
И волшебные маски достаньте.
Выше маски поднимайте,
Все движенья за мной повторяйте.
Маски яркие у нас – это раз,
Героев сказочных наряд – это два.
На всех героев посмотри – это три.
1,2,3,4 – мы за маской проследили.
Тихо сядем сейчас
Продолжаем наш рассказ.
- Угадайте из каких сказок эти предметы (иллюстрации наклеены на лепестки ромашки, изображением вниз; дети самостоятельно вытягивают лепестки)
Коса – «Петушок и бобовое зёрнышко»
Котёл – «Вот он, вор!»
Шапка – «Заказчик и мастер»
Золотые скорлупки – «Сказка о царе Салтане»
Избушка на курьих ножках - «Руслан и Людмила»
Тюфяк – «Принцесса на горошине»
Гриб Мухомор – «Абрикос в лесу»
Глобус – «Первое сентября попугая Кеши»
Пирожки – «Маша и медведь»
Печка – «По щучьему велению»
- На партах лежат карточки с пословицами, в которых заключена народная мудрость. Прочитайте. Подумайте, к какому герою из раздела «Там чудеса…» они подходят и почему. Назовите произведение.
Смекалка – второе счастье. (Рак; «Лиса и рак»)
Не спеши языком, торопись делом. (Заяц; «Заяц и черепаха»)
Жадность последнего ума лишает. (Заказчик; ««Заказчик и мастер»)
Друзья познаются в беде. (Курочка; «Петушок и бобовое зёрнышко»)
Хитрость и смекалка — родные сестры. ( Трактирщик Джон; «Вот он, вор!»)
Ученье свет – не ученье тьма. (Попугай Кеша; «Первое сентября попугая Кеши»)
На ошибках учатся. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- Прочитать загадку и отгадать произведение из раздела «Там чудеса…»
Немало сказок интересных
Поведать может кот ученый.
Так назовите же то место,
Где с цепью дуб растет зеленый?
(«Руслан и Людмила»)
Вся промокла под дождём,
Постучалась в двери.
"Я принцесса. Можно в дом?"
Это мы проверим!
Как я ноченьку спала?
Не заснула до утра.
Ничего хорошего.
(«Принцесса на горошине»)
Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,
Он залезть в него не смог…
Это сказка ...
(«Сказки просят…» - «Теремок»)
Перед волком он дрожал,
от медведя убежал,
а лисице на зубок всё ж попался.
(Колобок)
- Прочитайте отрывок из сказки , вспомните название и автора сказки. Выберите книгу на выставке, в которой может быть напечатано это произведение.
Появились на деревце зелёные плоды. И это никого не удивило: у всех поначалу плоды зелёные.Ближе к осени плоды на деревце стали созревать и вскоре превратились в оранжевые абрикосы. (В. Орлов «Абрикос в лесу)
Лиса до места добежала. Обернулась посмотреть, вильнула хвостом. Рак отцепился и говорит:
- А я уж давно тут тебя жду. Русская народная сказка «Лиса и рак»)
Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелиться. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:
- Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком. (Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»)
Черепаха пустилась в путь, а заяц лежит под кустом и смеётся:
- Спеши – не спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню. (Ингушская сказка «Заяц и черепаха»)
Однажды случилась непогода. Сверкала молния, гремел гром, дождь лил как из ведра. Вдруг в ворота постучали, и старый король пошёл их отворять. (Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине»)
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит,
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…
(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»)
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка. Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась. Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. (Русская народная сказка «Маша и медведь»)
Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку.
(Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»)
Рефлексия.
- Что я смог (ла) на уроке чтения…?
- Что мне ещё нужно….?
- Что я хочу для этого сделать?
- Подведение итогов викторины (подсчёт жетонов и оценивание детей)
Всем спасибо за старанье,
За задор, за прочность знаний
И за сказок всех познанье.