Внеклассное мероприятие по литературе в 5–6 классах «Чудесная сказка русской зимы»
Федорова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы
БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики,
участник Всероссийского конкурса для учителей литературы на лучшее внеклассное мероприятие «Литературная гостиная».
Тема: Чудесная сказка русской зимы
"В красоте нужно жить, чтобы узнать ее" (Н.Бердяев)
Цель:
- знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка;
- повышение качества художественно-эстетического развития детей.
Задачи:
- формировать у детей эстетическое отношение к миру;
- воспитывать у детей отношение к слову, как к эффективному средству общения;
- способствовать художественному развитию ребёнка средствами искусства на основе произведений о зиме.
Форма: вечер в литературной гостиной.
Оборудование: слайдовая презентация, выставка книг и репродукции картин по теме.
Музыкальное оформление: Пётр Чайковский «Зима», Георгий Свиридов «Вальс снежинок».
Предварительная работа: реклама, чтение и разучивание стихотворений о зиме.
Ход мероприятия:
1. Оргмомент. (звучит музыка П.И.Чайковского «Зима»).
2. Вводное слово. Объявление темы и цели занятия.
Мы собрались в нашей гостиной, объединённые одной целью, - пообщаться с миром литературы, музыки, живописи. Поговорим мы о зиме, о русской зиме. Полюбуемся природой, изображённой в стихах, музыке, картинах.
Мероприятие хочу начать такими словами: «В красоте нужно жить, чтобы узнать ее". Так сказал религиозный и политический философ Н. Бердяев. Звучит это как призыв. Я призываю вас видеть красоту родной природы сегодня, завтра и всегда.
3. Основная часть. Зима в природе, музыке, живописи, поэзии.
Замела я всё вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла.
Принесла с собою холода, метели,
Нарядила снегом землю и дома,
На прохожих шубы с шапками одела…
Вы, конечно же, догадались, что это зима.
Вот в гости к нам пожаловала героиня нашего торжества – Зима.
Земля наша прекрасна во все времена года. Весна радует нас своей голубизной, светом.
Лето пленяет нас яркими и разной формы цветочками. Очаровывает радугой-дугой. Осень очаровывает жёлтым, багряным, пурпурным цветами. А вот зима, именно русская зима – это что-то особенное. Вроде бы, на первый взгляд, всё очень просто: белый снег, белый день, белая земля.
Но сколько удивительного, красивого, загадочного рядом. У нас, в России, иногда зимой бывает такая красота, что не описать словами! «Просто дух захватывает!» - говорят в таких случаях. Вот в такие моменты и рождаются прекрасные произведения. Творят их люди: поэты рисуют словами, художники – красками, композиторы – звуками.
Представьте себе такую картину: белый снег покрыл землю, города, деревни и превратил в волшебное снежное королевство. В этом королевстве наблюдаются разные чудеса:
- сугробы - не просто белые, а ослепительно белые;
- туманы - белые, серебристые, непроглядные;
- серебристый иней - он такой разный: иглистый, колючий, пушистый, бахромчатый;
- инеевые цветы на ветках деревьев, на стеблях – такие разные, неповторимые, неописуемые;
- узоры на стёклах – то одинаковые на всех окнах, или вдруг такие разные;
- снежинки - удивительной формы, и доказывают, что не бывает двух одинаковых снежинок, а их с неба падает тысячи и тысячи;
- снегопад - настолько разный: шариками, хлопьями, горошком, градом, крупяной, зернистый, порошковый.
Снегопад и ветер вместе создают метель, вьюгу, пургу, буран. Но они же ещё создают удивительную загадочность, вызывают любопытство, пробуждают в творческих людях вдохновение. Так создаются прекрасные произведения. Например, «Вальс снежинок» Георгия Свиридова. Этот вальс о зиме, о метели, о снежинках. Творческие люди – композитор Георгий Свиридов и музыканты подарили нам такую великолепную музыку, аж дух захватывает. В данном видеосюжете мы одновременно послушаем музыку о зимних образах, посмотрим на картины природы и увидим танец снежинок, танец природы.
(«Вальс снежинок» Г.Свиридова http://rutube.ru/video/508c7dce89449f429dfff0147956e99b/)
Зимняя красота также вдохновляла художников. Они для описания белой зимы подобрали все нужные оттенки красок и подарили миру шедевры. Предлагаю к вашему вниманию видеоматериал, где вы можете ознакомиться с картинами известных художников.
(https://www.youtube.com/watch?v=5oc14YWy8kM)
Особо хочется остановиться на истории создания картины «Февральская лазурь». Сам автор И.Грабарь вспоминает: "Я вырыл в снегу траншею и, глядя на березу снизу вверх, как на хрустальный каскад, сотворенный природой, запечатлел это чудо".
Картина И.Грабаря сильно взволновала ученика 5 класса Проценко Антона, и он написал стихотворение «Знакомая картина»:
Иду я по лесу и вижу картину:
Берёзки стоят, и всё так красиво!
Лазурное небо играет цветами,
На дереве иней пылает огнями,
И солнце сквозь облако смотрит лукаво,
Любуясь берёзкой у самого края.
Смотрю я вокруг и вдруг понимаю,
Что эту берёзку давно уже знаю:
Её написал на известной картине
Прекрасный художник. Ах, как его имя?
Картину я видел, теперь вспоминаю,
Что автор – Грабарь, хоть названья не знаю.
В своих стихах поэты смогли оживить, очеловечить, одухотворить различные явления природы. Выбирали очень красивые выражения. Послушайте, как очень нежно и ласково обращается к зиме поэт Вяземский:
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка;
Здравствуй, матушка - зима!
(«Масленица на чужой стороне»).
- Как же ещё называют-величают зиму поэты? (зимушка-зима, волшебница, чародейка, чаровница, красавица, проказница). Этими словами выражают поэты свою любовь к родной природе, к русской зиме.
4. Конкурс чтецов.
Пришло время начинать наш конкурс, целью которого является выявление лучших и сильнейших в искусстве чтения. Мы услышим фамилии известных поэтов и знакомые строчки. Надеюсь, мы сегодня ощутим богатство русского языка, величие русской природы, почувствуем русскую душу.
Победителей будет определять строгое независимое жюри: учителя русского языка.
4.1. Чтение стихов в сопровождении слайдовой презентации (в зависимости от содержания стихотворения).
4.2. Подведение итогов конкурса. (Жюри работает).
Любители поэзии сегодня смогли показать своё актёрское мастерство. Глубина проникновения в смысловую структуру и образную систему художественного текста позволила раскрыть содержание многих стихотворений по-новому. Надеюсь, любителей клуба станет больше.
Пришло время объявить победителей.
4.3. Слово жюри.
5. Рефлексия.
Подошёл к концу наш конкурс чтецов, закрывается страница о чудесной сказке русской зимы. Хотела бы узнать, понравилась ли и чем понравилась встреча в литературной гостиной? Есть ли желающие высказать своё мнение о нашем сегодняшнем мероприятии?
Хочу отметить, не зря природа очеловечена и одухотворена творческими людьми. Русская зима красива, она ближе и роднее нам. Она – «Русью пахнет», в ней – вечный и великий русский дух.
Хочется пожелать всем самого доброго, хорошего, светлого.
Фирсова Светлана Геннадьевна
Львова Светлана Алексеевна
Купрякова Любовь Александровна