Внеклассное мероприятие по литературе в 5–6 классах «Чудесная сказка русской зимы»

32
3
Материал опубликован 3 February 2016 в группе

Федорова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы

БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики,

участник Всероссийского конкурса для учителей литературы на лучшее внеклассное мероприятие «Литературная гостиная».

Тема: Чудесная сказка русской зимы

"В красоте нужно жить, чтобы узнать ее" (Н.Бердяев)

Цель:

- знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка;

- повышение качества художественно-эстетического развития детей.

Задачи:

- формировать у детей эстетическое отношение к миру;

- воспитывать у детей отношение к слову, как к эффективному средству общения;

- способствовать художественному развитию ребёнка средствами искусства на основе произведений о зиме.

Форма: вечер в литературной гостиной.

Оборудование: слайдовая презентация, выставка книг и репродукции картин по теме.

Музыкальное оформление: Пётр Чайковский «Зима», Георгий Свиридов «Вальс снежинок».

Предварительная работа: реклама, чтение и разучивание стихотворений о зиме.

 

Ход мероприятия:

1. Оргмомент. (звучит музыка П.И.Чайковского «Зима»).

2. Вводное слово. Объявление темы и цели занятия.

Мы собрались в нашей гостиной, объединённые одной целью, - пообщаться с миром литературы, музыки, живописи. Поговорим мы о зиме, о русской зиме. Полюбуемся природой, изображённой в стихах, музыке, картинах.

Мероприятие хочу начать такими словами: «В красоте нужно жить, чтобы узнать ее". Так сказал религиозный и политический философ Н. Бердяев. Звучит это как призыв. Я призываю вас видеть красоту родной природы сегодня, завтра и всегда.

3. Основная часть. Зима в природе, музыке, живописи, поэзии.

Замела я всё вокруг,

Прилетев из царства вьюг.

Осень, лучшую подружку,

Я отправила на юг.

Я морозна и бела

И надолго к вам пришла.

Принесла с собою холода, метели, 
Нарядила снегом землю и дома, 
На прохожих шубы с шапками одела… 
Вы, конечно же, догадались, что это зима.

Вот в гости к нам пожаловала героиня нашего торжества – Зима.

Земля наша прекрасна во все времена года. Весна радует нас своей голубизной, светом.

Лето пленяет нас яркими и разной формы цветочками. Очаровывает радугой-дугой. Осень очаровывает жёлтым, багряным, пурпурным цветами. А вот зима, именно русская зима – это что-то особенное. Вроде бы, на первый взгляд, всё очень просто: белый снег, белый день, белая земля.

Но сколько удивительного, красивого, загадочного рядом. У нас, в России, иногда зимой бывает такая красота, что не описать словами! «Просто дух захватывает!» - говорят в таких случаях. Вот в такие моменты и рождаются прекрасные произведения. Творят их люди: поэты рисуют словами, художники – красками, композиторы – звуками.

Представьте себе такую картину: белый снег покрыл землю, города, деревни и превратил в волшебное снежное королевство. В этом королевстве наблюдаются разные чудеса:

- сугробы - не просто белые, а ослепительно белые;

- туманы - белые, серебристые, непроглядные;

- серебристый иней - он такой разный: иглистый, колючий, пушистый, бахромчатый;

- инеевые цветы на ветках деревьев, на стеблях – такие разные, неповторимые, неописуемые;

- узоры на стёклах – то одинаковые на всех окнах, или вдруг такие разные;

- снежинки - удивительной формы, и доказывают, что не бывает двух одинаковых снежинок, а их с неба падает тысячи и тысячи;

- снегопад - настолько разный: шариками, хлопьями, горошком, градом, крупяной, зернистый, порошковый.

Снегопад и ветер вместе создают метель, вьюгу, пургу, буран. Но они же ещё создают удивительную загадочность, вызывают любопытство, пробуждают в творческих людях вдохновение. Так создаются прекрасные произведения. Например, «Вальс снежинок» Георгия Свиридова. Этот вальс о зиме, о метели, о снежинках. Творческие люди – композитор Георгий Свиридов и музыканты подарили нам такую великолепную музыку, аж дух захватывает. В данном видеосюжете мы одновременно послушаем музыку о зимних образах, посмотрим на картины природы и увидим танец снежинок, танец природы.

(«Вальс снежинок» Г.Свиридова http://rutube.ru/video/508c7dce89449f429dfff0147956e99b/)

Зимняя красота также вдохновляла художников. Они для описания белой зимы подобрали все нужные оттенки красок и подарили миру шедевры. Предлагаю к вашему вниманию видеоматериал, где вы можете ознакомиться с картинами известных художников.

(https://www.youtube.com/watch?v=5oc14YWy8kM)

Особо хочется остановиться на истории создания картины «Февральская лазурь». Сам автор И.Грабарь вспоминает: "Я вырыл в снегу траншею и, глядя на березу снизу вверх, как на хрустальный каскад, сотворенный природой, запечатлел это чудо".

Картина И.Грабаря сильно взволновала ученика 5 класса Проценко Антона, и он написал стихотворение «Знакомая картина»:

    Иду я по лесу и вижу картину:
    Берёзки стоят, и всё так красиво!
    Лазурное небо играет цветами,
    На дереве иней пылает огнями,
    И солнце сквозь облако смотрит лукаво,
    Любуясь берёзкой у самого края.

    Смотрю я вокруг и вдруг понимаю,
    Что эту берёзку давно уже знаю:
    Её написал на известной картине
    Прекрасный художник. Ах, как его имя?
    Картину я видел, теперь вспоминаю,
    Что автор – Грабарь, хоть названья не знаю.

В своих стихах поэты смогли оживить, очеловечить, одухотворить различные явления природы. Выбирали очень красивые выражения. Послушайте, как очень нежно и ласково обращается к зиме поэт Вяземский:

    Здравствуй, русская молодка,

    Раскрасавица-душа,

    Белоснежная лебедка;

    Здравствуй, матушка - зима!

       («Масленица на чужой стороне»).

- Как же ещё называют-величают зиму поэты? (зимушка-зима, волшебница, чародейка, чаровница, красавица, проказница). Этими словами выражают поэты свою любовь к родной природе, к русской зиме.

4. Конкурс чтецов.

Пришло время начинать наш конкурс, целью которого является выявление лучших и сильнейших в искусстве чтения. Мы услышим фамилии известных поэтов и знакомые строчки. Надеюсь, мы сегодня ощутим богатство русского языка, величие русской природы, почувствуем русскую душу.

Победителей будет определять строгое независимое  жюри: учителя русского языка.

4.1. Чтение стихов в сопровождении слайдовой презентации (в зависимости от содержания стихотворения).

4.2. Подведение итогов конкурса. (Жюри работает).

Любители поэзии сегодня смогли показать своё актёрское мастерство. Глубина проникновения в смысловую структуру и образную систему художественного текста позволила раскрыть содержание многих стихотворений по-новому. Надеюсь, любителей клуба станет больше.

Пришло время объявить победителей.

4.3. Слово жюри.

5. Рефлексия.

Подошёл к концу наш конкурс чтецов, закрывается страница о чудесной сказке русской зимы. Хотела бы узнать, понравилась ли и чем понравилась встреча в литературной гостиной? Есть ли желающие высказать своё мнение о нашем сегодняшнем мероприятии?

Хочу отметить, не зря природа очеловечена и одухотворена творческими людьми. Русская зима красива, она ближе и роднее нам. Она – «Русью пахнет», в ней – вечный и великий русский дух.

Хочется пожелать всем самого доброго, хорошего, светлого.

Комментарии

Очень интересное мероприятие, создаёт такое лирическое настроение. Спасибо, Людмила Ивановна!

27 March 2016

Очень интересное мероприятие. Спасибо!

16 April 2016

Похожие публикации