Обобщающий урок русского языка по теме «Деепричастие» в 8 классе

2
0
Материал опубликован 11 May 2020



Обобщающий урок русского языка по теме "Деепричастие"в 8 классе.

Цели и задачи:

обучающая: обобщить и систематизировать знания по теме «Деепричастие»; уметь находить деепричастие в тексте, определять вид деепричастия, правильно выделять на письме одиночные - обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и де­епричастном обороте;

- закрепить умение находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них;

- работать над конструированием предложений с деепричастия­ми и деепричастными оборотами.

развивающая: развитие познавательных умений.

воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям

ХОД УРОКА

Проверка слуха.

Фонетическая зарядка.

Холмы, вырастая и в сумерках тая

И думу какую-то в складках тая,

О том и молчат, что совсем не простая,

Совсем не простая планета моя.


Р. С. В.

Какое сегодня число?

Какой сейчас урок?

Что такое деепричастие? ( примеры).

От какой части речи образуются деепричастия?

Проверка домашнего задания.

Ребята, сегодня у нас урок – обобщение темы «Деепричастие».

Мы с вами вспомнили, какая часть речи называется деепричастием. Выполните следующее задание.

Задание1.Найдите в тексте деепричастия. ( слайд ).

Услышав сигналы о помощи, сторожевой катер поспешил к месту бедствия. Нагревая воду, мы заставляем ее быстрее испаряться. Освободившись рано, я все-таки не успел на тренировку. Почувствовав себя нездоровым, дерижер попросил перенести концерт на другой вечер. Прочитав это письмо, ты все поймешь.

Что такое деепричастный оборот?

Как выделяются деепричастные обороты на письме?

Задание2. Составление предложений по картине С. Григорьева «Вратарь».( слайд )

Дополните предложения деепричастными оборотами.

За воротами стоит мальчик в красном костюме.

Вратарь стоит уверенно.

Ребята наблюдают за игрой.

Витя сидит на самом краю скамейки.

Для справок: затаив дыхание; спрятав руки за спину; обняв свою сестренку; наклонившись вперед.

Как пишется не с деепричастиями?

Задание3.Вставьте вместо точек деепричастия несовершенного вида с отрицанием не.( слайд).

Грозовая туча пронеслась по небу, … солнца. Он стоял молча, … на вопросы. Как же можно жить, … добра другим! Геологи, … рассвета, двинулись в путь.

Для справок: (не) отвечая, (не) дожидаясь, (не) закрывая, (не) делая.

Каких видов бывают деепричастия?

С помощью каких суффиксов они образуются?

Задание4. От глаголов образуйте деепричастия. ( на доске).

А) Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного вида.



Глаголы неопределенной формы



Глаголы 3лица множественного числа



Деепричастия несовершенного вида




Не делать

Не отвечать

Не трогать

Не разрушать




Не делают



Не делая

Б) образуйте от данных глаголов деепричастия совершенного вида.



Глаголы неопределенной формы



Глаголы прошедшего времени



Деепричастия совершенного вида




Сказать

Взять

Отдать

Вернуться

Задуматься

согнуться



Сказал





вернулся



Сказав





вернувшись

Какими членами предложения являются деепричастие и деепричастный оборот?

Задание 5. Работа со стихотворением, написанным на доске. От данных глаголов образуйте деепричастия и вставьте в текст стихотворения.

    ... от свежего ветерка

    Чуть... крепыши-маслята

     ... за руки, как ребята,

     Топают... вокруг пенька!

(Э.Асадов)



Для справок:

Посинеть -

Греться-

Ежиться-

Взяться-

- Итак, какие деепричастия получились? Запишите их.

- А теперь необходимо найти место каждого деепричастия в тек­сте и выразительно прочитать стихотворение.

3. Списывание стихотворения.( слайд ).

- Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните устно их постановку.

- Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как чле­ны предложения

7. Обобщение.

Тесты по теме "Деепричастие". ( слайд)

1. Что обозначает деепричастие как особая форма глагола?

1) признак предмета по действию;

2) действие предмета;

3) добавочное действие при основном, выраженном глаголом.

2. На какие вопросы отвечает деепричастие?

1) что делает?

2) что делать?

3) что делая?

4) что сделав?

5) что делай?

3.Найти суффиксы деепричастий:

1) -нн -, -енн-, -т-;

2) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;

3)-а, -я, -в, -ши, -вши.



4. Среди данных слов найди деепричастия:

1) прыгаю;

2) прыгающий;

3) прыгая;

4) подпрыгнув;

5) прыгнувший;

5. Найти слитное написание НЕ:

1) (не) заметил помарку;

2) (не) заметив паутины;

3) искренне (не) доумевал.

6. Что называется деепричастным оборотом?

1) деепричастие с зависимыми от него словами;

2) деепричастие с глаголом, который оно поясняет.

7. Каким членом предложения являются деепричастия и деепричастные обороты?

1) определением;

2) обстоятельством;

3) дополнением.

7. Домашнее задание. У.194,с. 90, подготовиться к контрольной работе.

8. Оценка деятельности учащихся.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.