Дефектологическая характеристика обучающегося с ОВЗ АООП НОО с ЗПР 7.2 1 дополнительного класса на конец учебного года.

5
0
Материал опубликован 13 July в группе
Дефектологическая характеристика обучающегося с ОВЗ АООП НОО с ЗПР 7.2 1 дополнительного класса на конец 2024-2025уч. г.

Пояснительная записка

Автор

Шильчикова Ольга Васильевна

Должность

Учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель реализующий адаптированные программы.

Квалификационная категория

Высшая квалификационная категория

Преподаваемый предмет

Начальные классы

Название образовательной организации

МБОУ Гимназия №5 г Брянска


Вид ресурса

Документы

Тип ресурса

Характеристика

Название ресурса

Дефектологическая характеристика обучающегося с ОВЗ АООП НОО с ЗПР 7.2 1 дополнительного класса на конец года.

Ф.И.О. ребенка: Михаил К

Дата рождения: ХХ мая 2016 г.

Школа: МБОУ Гимназия №5 г Брянск

Класс: 1 дополнительный класс класс.

Вариант обучения: ФАОП НОО (вариант 7.2).

1. Внешний вид: опрятный, не поддерживает в течение дня.

2. Состояние слуха: норма.

3. Состояние зрения: норма.

4. Краткий анамнез развития обучающегося: задержка темпов психического развития.

5. Окружающая социальная среда и условия развития: социальные условия благоприятные.

6. Эмоциональное реагирование в ситуации обследования:

в контакт вступает легко.

при обследовании говорлив.

контакт речевой.

заинтересованность проявляет.

реакция на одобрение адекватная: радуется одобрению, ждёт его.

реакция на замечание неадекватная: обижается, нет реакции на замечание.

отношение к неудачам: пассивность.

7. Развитие общей моторики: при манипуляции с мелкими предметами движения неловкие, плохо координированы, графические навыки сформированы недостаточно, на листе бумаги ориентируется плохо, затруднены графомоторные навыки, недостаточная мелкая моторика, сохранная.

8. Понимание инструкции:

а) воспринятой на слух испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их уточнение, разъяснение, необходимость интонационного акцентирования.

б) самостоятельно прочитанная инструкция: навык чтения к моменту обследования не сформирован.

9. Обучаемость

а) восприимчивость к помощи: нуждается во всех видах помощи, нуждается в помощи направляющего и обучающего характера, ждет помощи, требуются постоянная организующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого, к помощи восприимчив.

б) способность переноса на аналогичные задания: перенос осуществляет, но может допускать ошибки, обусловленные низким самоконтролем.

10. Математика:

сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык не сформирован.

вычислительные навыки: не сформированы.

навык решения задач: испытывает трудности, требуется помощь.

11. Русский язык:

навык письма: не сформирован.

навык орфографического письма под диктовку: не сформирован.

списывание текста: навык недоступен.

выполнение грамматических заданий: не выполняет задания.

характерные ошибки: ..

12. Чтение: побуквенно.

Смысл прочитанного понимает с трудом.

На вопросы по прочитанному отвечает односложно.

13. Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций

Уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности: не может организовать самостоятельную деятельность, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания, не доводит работу до конца, не подчиняет действия конечной цели, снижен самоконтроль, не соотносит конечный результат с поставленной целью.

Стойкость интереса: проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес, проявляет больший интерес к игровой деятельности, чем к учебной деятельности.

14. Темп работы снижен из-за слабой организованности.

15. Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях): крайне низкая, часто отвлекается, интеллектуальную нагрузку не выдерживает, быстрая истощаемость.

16. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка: не знает свое полное имя (фамилию, имя, отчество), полные имена родителей, не называет адрес проживания, забывает названия некоторых предметов, затрудняется назвать детенышей животных, не знает названий птиц, животных, не знает виды транспорта и не знает правила безопасного поведения в транспорте, ответы краткие, односложные.

17. Сформированность пространственно-временных представлений не знает части суток, их последовательность, не ориентируется в понятиях: прошлое, настоящее, будущее время, время по часам не понимает, времена года путает, времена года узнает на картинках, последовательность времен года устанавливает неверно, месяцы, их сезонную отнесенность путает, дни недели путает.

18. Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз):

а) восприятие цвета: узнает и называет основные цвета.

б) восприятие величины: соотносит предметы по величине.

в) восприятие формы: соотносит предметы по форме, различает геометрические формы, с трудом различает перечеркнутые, наложенные изображения, правую-левую сторону не дифференцирует, правую-левую сторону путает, задания на определение правой-левой стороны выполняет медленно, после подсказки или показа.

19. Особенности внимания: плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость), требуется время для переключения, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности.

20. Особенности памяти: зрительная память наиболее сохранна, снижен объем слухоречевой памяти, наличие привнесений, снижена прочность запоминания, неточность воспроизведения и быстрое забывание, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания.

21. Особенности мышления: мышление наглядно-действенное, обобщение ситуативное или функциональное;, обобщение по родовой категории (четвертый лишний в вербальном и не вербальном вариантах) не производит, причинно-следственные связи не устанавливает, последовательность событий устанавливает с ошибками, скрытый смысл понимает частично.

Сформированность предпосылок словесно-логического мышления: уровень развития ниже возрастной нормы.

22. Особенности конструктивной деятельности действует по подражанию, испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора, ошибается в определении правильного пространственного расположения частей, недостаточно руководствуется образцом.

23. Общая характеристика речевого развития: речь невнятная, нарушение произношения, словарь беден, трудности построения и оформления связанного высказывания, повторяет за педагогом слова, окончания слов, вопросы.

24. Уровень готовности к обучению: желание учиться на низком уровне.

25. Сформированность предпосылок учебной деятельности (умение организовать свою деятельность, степень интереса к заданию, характеристика познавательной активности, умение действовать по инструкции, работать в соответствии с образцом, способность принимать и удерживать учебную задачу): несформированность мотивации к обучению, преобладает мотивация к взаимодействию со взрослым в игровой ситуации, способен удерживать учебную задачу лишь кратковременно, слабо выражена способность к волевому усилию, деятельность хаотична, самоконтроль снижен, не использует рациональные способы действий, в случае неудачи не прибегает к другому варианту решения, затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

26.Динамическое наблюдение за развитием учащегося Михаила К. в дефектологическом сопровождении учебно-воспитательного процесса на конец учебного года

Критерии диагностических показателей

I. Уровень развития двигательных функций

Динамический праксис

Реципрокная функция (тонус, характер движения рук)

Графическая проба

Выполнение заданной программы

Общий показатель по критерию

0

0

0

0

0 баллов

II. Уровень развития слухомоторных координаций

Воспроизведение ритма

Умение повторять 1-2 ритмические структуры

Умение повторять 3-4 ритмические структуры

Умение повторять 5-6 ритмических структур

Общий показатель по критерию

0

0

0

0

0 баллов

III. Уровень развития зрительного гнозиса

Узнавание изображения

Наложенные изображения

Перечёркнутые изображения

Незаконченные изображения

Общий показатель по критерию

0

0

0

0

0 баллов

IV. Уровень развития речевых функций

Понимание слов, сходных по звучанию

Понимание логико-грамматических конструкций

Завершение фразы

Пересказ текста

Общий показатель по критерию

0

0

0

0

0 баллов

V. Уровень развития памяти

Запоминание 1-2 слов

Запоминание 3-4 слов

Запоминание 5-6 слов

Запоминание 8-10 слов

Общий показатель по критерию

0

0

0

0

0 баллов

VI. Уровень развития мыслительных операций

Последовательность событий (две картинки, что сначала-что потом)

Раскладывание серии из 2-4 картинок, рассказ по серии картин

«Четвёртый лишний», исключение предметов

Конструирование

Общий показатель по критерию

0

0

0

0

0 баллов

VII. Уровень развития внимания

Устойчивость внимания

Объём внимания

Способность к переключению

Концентрация внимания

Общий показатель по критерию

0

0

0

0

0 баллов

Итоговый показатель

0 баллов

0 - 21 баллов – низкий уровень развития
t1752410233aa.png

Сводная таблица уровня сформированности и динамики развития обучающегося за учебный год

Результаты диагностического обследования

Входящий мониторинг (начало учебного года)

Сентябрь

Текущий мониторинг (середина учебного года)

Январь

Итоговый мониторинг (конец учебного года)

Май

Итоговый показатель уровня развития и сформированности умений и навыков

Итоговый показатель уровня развития и сформированности умений и навыков

Итоговый показатель уровня развития и сформированности умений и навыков

0 баллов

0 баллов

0 баллов


t1752410233ab.png

Заключение: стойкое нарушение познавательной деятельности, специфические трудности формирования учебных навыков, наблюдается дефицитарность интеллектуального развития, прогноз обучения ребенка по адаптированной программе благоприятен.

Дата: 30.05.2025

Учитель-дефектолог: Шильчикова О.В.

Директор / МП

Литература:

Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К.С. Лебединской. – М., 1982 г.

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Владос, 1999 г.

Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: УРАО, 1999 г.

Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984 г.

Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001 г.

Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). – М.: Компенс-центр, 1993 г.

Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения. – М., 2004 г.

Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития – СПб.: Речь, 2007 г.

Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития – М.: Когито-Центр, 2009 г.

Дробинская О.А.Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь – М.: Школьная Пресса, 2005 г.

Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей – М.: Экзамен, 2006 г.

Дробинская О.А. Школьные трудности «нестандартных» детей – М: Школьная Пресса, 2006 г.

Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Владос, 2016 г.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.