12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гладышева Ольга Николаевна124

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с. Кинель - Черкассы

муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области


«Рекомендована к утверждению»

на заседании НМС

протокол №1 от 30.08.2022г



Утверждена

приказом № 01-130/ОД

от 30.08.2022г











Рабочая программа

по окружающему миру


АООП НОО обучающихся с ЗПР

вариант ФГОС ОВЗ НОО 7.1



Класс – 1


Количество часов в год - 66


Количество в неделю - 2




Учитель: Гладышева О.Н.









2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению разработана для учащегося с ЗПР 1 класса в соответствии

с рекомендациями ПМПК.


1.Нормативные документы:

-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1 - 3 класс), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 1598

-Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития вариант ФГОС ОВЗ НОО 7.1. ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель- Черкассы.

-Авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России») - Москва «Просвещение», 2021г.


Цели:

Формирование первоначальных естественно - научных знаний, основ учебной деятельности посредством предмета Окружающий мир.

Воспитание гуманной, творческой, бережно относящейся к богатствам природы и общества.

Задачи:

Формировать предметные и универсальные способы действия, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе.

Формировать в сознании младшего школьника ценностно – окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Воспитывать любовь к своему городу (селу), Родине, формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде.

Выявлять и корректировать имеющиеся у младших школьников знания об окружающей действительности.

Формировать у младших школьников представления о здоровом образе жизни


Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводятся не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.


Особенности обучающихся

У обучающихся с ЗПР наблюдается недоразвитие сложных форм поведения, повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий. Речь обучающихся отличается бедностью словаря и синтаксических конструкций обучающиеся плохо читают, как правило, не владеют навыками смыслового чтения. Общий кругозор у них ограничен, невелики знания по основным предметам. Особенно беден запас обобщающих знаний, отражающих связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями, что приводит к низкому уровню словесно-логического мышления, выполняют записи в низком темпе, быстро устают, допускают ошибки при списывании текста. Представления о предметно-количественных отношениях, практические измерительные навыки также слабы.


Правила работы (коррекционная работа)

Постоянно держать в поле зрения, не оставлять их без внимания.

Многократно повторять материал на занятиях.

Создавать ситуации успеха, поощрять за малейший прогресс.

Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом.

Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.

Дробить инструкцию на части .

Использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.

Применять красивую, яркую наглядность.

Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.

При необходимости посоветоваться с родителям , специалистами сопровождения

Описание места учебного предмета в учебном плане


В учебном плане ООП – кол-во часов в неделю - 2.

Образовательная область - обществознание и естествознание

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа– 2 часа в неделю (66ч в год)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных и предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.


Личностные результаты:

осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;

целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;

представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;

осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);

готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;

личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего  России;

эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества;

установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе

использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.


Предметные результаты:

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.


Познавательные УУД позволяют:

оперировать со знаково-символическими изображениями;

находить по требованию учителя необходимую дополнительную информацию;

понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков и классифицировать их;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.


Регулятивные УУД позволяют:

понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

планировать свои действия в течение урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.


Коммуникативные УУД позволяют:

формулировать ответы на вопросы;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; 

готовить сообщения, проекты с помощью взрослых.


Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество часов

1

Введение

1 час

2

Что и кто?

21час

3

Как, откуда и куда?

13часов

4

Где и когда?

11 часов

5

Почему и зачем?

20 часов


Содержание учебного предмета, курса.


п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Содержание

Форма организации

Основные виды

деятельности

учащихся

1

Введение

1 час

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Урок первичного предъявления новых знаний и УУД

Комбинированный урок.

Закрепление и формирование предметных УУД

Умение задавать вопросы;

вступать в учебный диалог;

пользоваться условными обозначениями учебника;

различать способы и средства познания окружающего мира;

оценивать результаты своей работы на уроке.


2

Что и кто?

21час

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.

Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Урок первичного предъявления новых знаний и УУД

Комбинированный урок.

Закрепление и формирование предметных УУД

Умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию по теме урока

работать в паре: рассказывать (по фотографиям личным впечатлениям) на тему урока;

обсуждать;

работать со взрослыми:находить информацию относящуюся к теме урока;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Умение выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей;

наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

моделировать форму Солнца;

работать в паре: моделировать форму созвездий;

работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями.

Выполнение тестовых заданий учебника.


3

Как, откуда и куда?

13часов

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.

Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Урок первичного предъявления новых знаний и УУД

Комбинированный урок.

Закрепление и формирование предметных УУД

Умение наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;

Выполнение практической работы в паре: уход за животными живого уголка.

Оценка своих достижений на уроке.

Умение наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;

обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Обсуждение важности соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

Выполнение практической работы в группе: сортировать мусор по характеру материала.

Выполнение практической работы в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

обсуждение источников появления загрязнений в снеге;

Умение формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;

выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

4

Где и когда?

11 часов

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Урок первичного предъявления новых знаний и УУД

Комбинированный урок.

Закрепление и формирование предметных УУД

Умение фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.;

коллективно составлять рассказ о школе и классе;

презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);

оформлять фотовыставку;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить.

Анализ иллюстраций учебника, различение прошлого, настоящего и будущего.

Умение работать в паре;

называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Анализ схемы смены времён года и

месяцев; называние времен года в правильной последовательности, соотношение времен года и месяцев; использование цветных фишек для выполнения заданий.

Умение характеризовать природные явления в разные времена года;

называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;

работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;

осуществлять самоконтроль;

рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

5

Почему и зачем?

20 часа

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.

Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

Урок первичного предъявления новых знаний и УУД

Комбинированный урок.

Закрепление и формирование предметных УУД

Умение описывать чувства, возникающие при виде радуги;

называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;

высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;

работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку.

Умение описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);

обсуждать наше отношение к домашним питомцам;

рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за

кошкой и собакой и их назначением;

участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых получают умение:

наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;

фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;

составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;

презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);

оформлять фотовыставку;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Умение работать в паре: определять цветы и

бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку;

рассматривать и сравнивать рисунки учебника,

оценивать поступки других людей и свои.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.