Рабочая программа по окружающему миру АООП НОО обучающихся с ЗПР (1 класс)
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с. Кинель - Черкассы
муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области
«Рекомендована к утверждению» на заседании НМС протокол №1 от 30.08.2022г | Утверждена приказом № 01-130/ОД от 30.08.2022г |
Рабочая программа
по окружающему миру
АООП НОО обучающихся с ЗПР
вариант ФГОС ОВЗ НОО 7.1
Класс – 1 | |
Количество часов в год - 66 | |
Количество в неделю - 2 | |
Учитель: Гладышева О.Н. | |
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению разработана для учащегося с ЗПР 1 класса в соответствии
с рекомендациями ПМПК.
1.Нормативные документы:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1 - 3 класс), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598
-Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития вариант ФГОС ОВЗ НОО 7.1. ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель- Черкассы.
-Авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России») - Москва «Просвещение», 2021г.
Цели:
Формирование первоначальных естественно - научных знаний, основ учебной деятельности посредством предмета Окружающий мир.
Воспитание гуманной, творческой, бережно относящейся к богатствам природы и общества.
Задачи:
Формировать предметные и универсальные способы действия, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе.
Формировать в сознании младшего школьника ценностно – окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Воспитывать любовь к своему городу (селу), Родине, формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде.
Выявлять и корректировать имеющиеся у младших школьников знания об окружающей действительности.
Формировать у младших школьников представления о здоровом образе жизни
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводятся не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Особенности обучающихся
У обучающихся с ЗПР наблюдается недоразвитие сложных форм поведения, повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий. Речь обучающихся отличается бедностью словаря и синтаксических конструкций обучающиеся плохо читают, как правило, не владеют навыками смыслового чтения. Общий кругозор у них ограничен, невелики знания по основным предметам. Особенно беден запас обобщающих знаний, отражающих связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями, что приводит к низкому уровню словесно-логического мышления, выполняют записи в низком темпе, быстро устают, допускают ошибки при списывании текста. Представления о предметно-количественных отношениях, практические измерительные навыки также слабы.
Правила работы (коррекционная работа)
Постоянно держать в поле зрения, не оставлять их без внимания.
Многократно повторять материал на занятиях.
Создавать ситуации успеха, поощрять за малейший прогресс.
Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом.
Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
Дробить инструкцию на части .
Использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
Применять красивую, яркую наглядность.
Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
При необходимости посоветоваться с родителям , специалистами сопровождения
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане ООП – кол-во часов в неделю - 2.
Образовательная область - обществознание и естествознание
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа– 2 часа в неделю (66ч в год)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных и предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества;
установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе
использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Предметные результаты:
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.
Познавательные УУД позволяют:
оперировать со знаково-символическими изображениями;
находить по требованию учителя необходимую дополнительную информацию;
понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков и классифицировать их;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
Регулятивные УУД позволяют:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД позволяют:
формулировать ответы на вопросы;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
готовить сообщения, проекты с помощью взрослых.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 час |
2 | Что и кто? | 21час |
3 | Как, откуда и куда? | 13часов |
4 | Где и когда? | 11 часов |
5 | Почему и зачем? | 20 часов |
Содержание учебного предмета, курса.
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Содержание | Форма организации | Основные виды деятельности учащихся |
1 | Введение | 1 час | Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. | Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Комбинированный урок. Закрепление и формирование предметных УУД | Умение задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы на уроке. |
2 | Что и кто? | 21час | Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк? Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом. | Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Комбинированный урок. Закрепление и формирование предметных УУД | Умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию по теме урока работать в паре: рассказывать (по фотографиям личным впечатлениям) на тему урока; обсуждать; работать со взрослыми:находить информацию относящуюся к теме урока; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Умение выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; работать в паре: моделировать форму созвездий; работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями. Выполнение тестовых заданий учебника. |
3 | Как, откуда и куда? | 13часов | Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц. | Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Комбинированный урок. Закрепление и формирование предметных УУД | Умение наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; Выполнение практической работы в паре: уход за животными живого уголка. Оценка своих достижений на уроке. Умение наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Обсуждение важности соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; Выполнение практической работы в группе: сортировать мусор по характеру материала. Выполнение практической работы в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждение источников появления загрязнений в снеге; Умение формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
4 | Где и когда? | 11 часов | Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя. | Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Комбинированный урок. Закрепление и формирование предметных УУД | Умение фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.; коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); оформлять фотовыставку; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить. Анализ иллюстраций учебника, различение прошлого, настоящего и будущего. Умение работать в паре; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Анализ схемы смены времён года и месяцев; называние времен года в правильной последовательности, соотношение времен года и месяцев; использование цветных фишек для выполнения заданий. Умение характеризовать природные явления в разные времена года; называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; осуществлять самоконтроль; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; |
5 | Почему и зачем? | 20 часа | Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли. Практическая работа: Простейшие правила гигиены. | Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Комбинированный урок. Закрепление и формирование предметных УУД | Умение описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку; работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку. Умение описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать наше отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых получают умение: наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); оформлять фотовыставку; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Умение работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои. |