Урок по физике в 7 классе на тему «Действие жидкости и газа на погруженные в них тела»
Урок по физике в 7 классе
на тему «Действие жидкости и газа на погруженные в них тела»
Учитель Плиева Лариса Ахсарбековна
Предмет физика
Класс 7
Тема урока Действие жидкости и газа на погруженные в них тела
Тип урока Урок «открытия» новых знаний
Форма урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная, экспериментальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, презентация, набор грузов, динамометр
Цель урока: сформировать понятие о выталкивающей силе сил и определить способ ее нахождения.
Задачи урока:
образовательные: сформировать понятие о выталкивающей силе и определить способ ее нахождения;
воспитательные: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы и обеспечить дальнейшее развитие рефлексивных умений учащихся; формировать интерес учащихся к изучению физики;
развивающие: осознание мотивации познавательной деятельности; развитие способностей учащихся к анализу и синтезу; развитие теоретического мышления.
Результаты УУД:
- личностные: проявление познавательного интереса, любознательности, ответственности, старательности и достижения познавательной цели; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками;
- познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Работать с учебником и с другими источниками информации; самостоятельно приобретать новые знания. Выделять количественные характеристики объектов, заданные словами.
- регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения; составлять план и последовательность действий, анализировать и строго следовать ему.
-коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; уметь слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность
Технологическая карта
Тип урока: урок «открытия» новых знаний | |||||
Задачи: обеспечить усвоение знаний о действии жидкости и газа на погруженное в них тело, формировать умение опытным путем выявлять действие выталкивающей силы | |||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные: научиться доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы. | Метапредметные: познавательные – работать с учебником и с другими источниками информации; самостоятельно приобретать новые знания; регулятивные – самостоятельно определять цели своего обучения; выделять и осознавать, что уже освоении и что ещё подлежит усвоению; коммуникативные – формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности. | Личностные: проявление познавательного интереса, любознательности, ответственности, старательности и достижения познавательной цели. | |||
Образовательные ресурсы: учебник, задачник, рабочая тетрадь. | |||||
Организационная структура урока | |||||
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
I.Организационный момент. | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. - Предлагаю начать урок с улыбки. Сейчас я определю «самого улыбчивого» ученика. - Кто мне поможет перечислить причины, почему нам нужно сотрудничать на уроке? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрация внимания на работе на уроке. Прием «Я контролирую свои мысли». - Я на уроке … физики. - Я сосредоточиваюсь на изучении физики. - Мне нужно перестать думать о … - Мои мысли только о физике. | Формировать навыки самоорганизации. | ||
II. Проверка домашнего задания | Способствует проверке домашнего задания в парах. Организует анализ решения трудных заданий (задания повышенного уровня) Задание. Лекарство для инъекций набирают с помощью шприца. Почему лекарство поднимается вслед за поршнем? | Проверка домашнего задания соседа по парте. Фиксируют найденные ошибки. Оценивают домашнюю работу одноклассников. Решают задачи повышенного уровня. Ответ. Давление внутри шприца становится намного меньше давления снаружи, вещество устремляется в зону наименьшего давления. | Оценивать достижения других людей. | ||
III. Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся. Постановка учебной задачи. | Организовывает обсуждение достижений учащихся на уроках физики. - Чему вы научились на уроках физики? - Какой информацией, полученной на уроках физики, вы делились с друзьями, родителями, знакомыми? -Что у вас лучше всего получается на уроках физики? Вопрос запуска постановки учебной задачи - Следует ли вам больше узнать о действии жидкости и газа на погруженное в них тело? Формирует учебную задачу: - Изучит вопрос о действии жидкости и газа на погруженное в них тело. | Принимают участие в обсуждении. Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развивать навыки целеполагания. | ||
IV.Сообщение темы. Постановка цели и задач урока. | Сообщает тему урока. Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. - Что от вас ожидается сегодня на уроке? - Чему нужно научиться? - Какие цели и задачи урока вы бы предложили? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: - усвоить знания о действии жидкости и газа на погруженное в них тело; - научиться опытным путем выявлять действие выталкивающей силы. | Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу. | ||
V. Мотивирование к учебной деятельности. | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: - Насколько понятны для меня поставленные задачи урока? - Почему я хочу быть активным на уроке? - Что мешает мне сконцентрироваться на изучении действия жидкости и газа на погруженное в них тело? - Нужна ли мне помощь учителя, чтобы сформулировать личные цели урока? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации. | ||
VI. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала. | Организовывает обсуждение проблемных вопросов: - Почему под водой мы можем легко поднять камень, который с трудом поднимаем в воздухе? - Почему, если погрузить пробку под воду и выпустить ее из рук, она всплывает? Объясняет, что жидкость давит на дно и стенки сосуда, а если внутри нее положить какое-нибудь твердое тело, то оно так же будет подвергаться давлению. Предлагает учащимся, использовать материал учебника, описать силы, которые действуют на погруженное в жидкость тело, и обозначить их на иллюстрации. Выводят формулу нахождения выталкивающей силы. Fвыт = F2 – F1 Силы F1 и F2, действующие на верхнюю и нижнюю грани параллелепипеда, можно вычислить, зная их площади и давление жидкости на уровнях этих граней. Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа , направлена противоположна силе тяжести, приложенной к этому телу. Поэтому, если какое-нибудь тело взвесить в жидкости или газе, то его вес окажется меньше его веса в вакууме (пустоте). Именно этим объясняется, что в воде мы иногда легко поднимаем тела, которые с трудом удерживаем в воздухе. | Принимают участи в обсуждении проблемных вопросов. Предлагают свои идеи. Дискутируют. Задают вопросы. Выполняют задание. F1 - __________________________ F2 - __________________________ h1 - __________________________ h2 - __________________________ Делают записи в рабочей тетради. Задают вопросы учителю. | Выражать свои мысли в соответствии с задачей. | ||
VII. Закрепление изученного материала. | Организовывает конкурс. Задание. Кто больше назовет явлений из жизни, которые указывают на существование выталкивающей силы? Предлагает выступить определенным учащимся в роли учителя. Совместно с учениками определяет победителей в номинациях: - Самый оригинальный «учитель»; - Самый доступный «учитель»; = Самый понятный «учитель»; - «Учитель», побуждающий задуматься. | Принимают участие в конкурсе. По очереди вживаются в образ учителя и доказывают перед классом, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость. | Уметь преобразовывать информацию. | ||
VIII.Практическая работа. | Организовывает выполнение практической работы. «Проведение опытов, которые показывают существование выталкивающей силы». Задание 1. Придумайте опыты, с помощью которых можно показать, что на тело, находящееся в газе, действует выталкивающая сила. Задание 2. Имея динамометр, стакан с водой и металлический брусок, проверьте, зависит ли выталкивающая сила при полном погружении тела в воду от положения бруска в жидкости (горизонтальное, вертикальное, наклонное). Задание 3. Попробуйте обнаружить наличие выталкивающей силы, используя тонкий резиновый шнур, картофелину и сосуд с водой. Задание 4. Придумайте способ градуирования динамометра, основанный на использовании выталкивающей силы. | Выполняют практическую работу. Работают в группах. Решение. - Шарик с гелием в воздухе. Шарик стремится вверх, потому что тяжелый воздух его выталкивает. Не зависит. | Уметь работать в группах. | ||
IX. Поведение итогов урока. Рефлексия. | Организация подведения итогов урока учащимися. Побуждает учащихся к размышлению над вопросами: - Достиг ли я поставленных целей на этом уроке? - Что из изученного на уроке мне больше всего запомнилось? - Доволен ли я своей работой на уроке? - Какой вопрос я хотел бы дополнительно исследовать дома? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Отслеживать цель учебной деятельности. | ||
X. Домашнее задание | §50 учебника. Помогает учащимся выбрать задание из учебника, задачника, рабочей тетради. Обращает внимание на возможности и способности учащихся. | Выбирают задания, которые будут выполнять дома. Записывают домашнее задание. | Формировать навыки самоорганизации. |