Урок по физике в 7 классе на тему «Действие жидкости и газа на погруженные в них тела»

2
0
Материал опубликован 7 January 2020



Урок по физике в 7 классе

на тему «Действие жидкости и газа на погруженные в них тела»

Учитель Плиева Лариса Ахсарбековна

Предмет                    физика

Класс         7

Тема урока               Действие жидкости и газа на погруженные в них тела

Тип урока                  Урок «открытия» новых знаний



Форма урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная, экспериментальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, презентация, набор грузов, динамометр


Цель   урока: сформировать понятие о выталкивающей силе сил и определить способ ее нахождения.

Задачи урока:

образовательные: сформировать понятие о выталкивающей силе и определить способ ее нахождения;

воспитательные:  актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы и обеспечить дальнейшее развитие рефлексивных умений учащихся; формировать интерес учащихся к изучению физики;

развивающие:  осознание мотивации познавательной деятельности; развитие способностей учащихся к анализу и синтезу; развитие теоретического мышления.


Результаты УУД:

- личностные: проявление познавательного интереса, любознательности, ответственности, старательности и достижения познавательной цели; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками;

- познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Работать с учебником и с другими источниками информации; самостоятельно приобретать новые знания. Выделять количественные характеристики объектов, заданные словами.

- регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения; составлять план и последовательность действий, анализировать и строго следовать ему.

-коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; уметь  слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность




Технологическая карта

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Задачи: обеспечить усвоение знаний о действии жидкости и газа на погруженное в них тело, формировать умение опытным путем выявлять действие выталкивающей силы

Планируемые результаты

Предметные: научиться доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы.

Метапредметные:

познавательные – работать с учебником и с другими источниками информации; самостоятельно приобретать новые знания;

регулятивные – самостоятельно определять цели своего обучения; выделять и осознавать, что уже освоении и что ещё подлежит усвоению;

коммуникативные – формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности.

Личностные: проявление познавательного интереса, любознательности, ответственности, старательности и достижения познавательной цели.

Образовательные ресурсы: учебник, задачник, рабочая тетрадь.

Организационная структура урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые

способы

деятельности

1

2

3

4

I.Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

- Предлагаю начать урок с улыбки. Сейчас я определю «самого улыбчивого» ученика.

- Кто мне поможет перечислить причины, почему нам нужно сотрудничать на уроке?

Настраиваются на учебную деятельность.

Концентрация внимания на работе на уроке.

Прием «Я контролирую свои мысли».

- Я на уроке … физики.

- Я сосредоточиваюсь на изучении физики.

- Мне нужно перестать думать о …

- Мои мысли только о физике.

Формировать навыки самоорганизации.

II. Проверка домашнего задания

Способствует проверке домашнего задания в парах.

Организует анализ решения трудных заданий (задания повышенного уровня)


Задание. Лекарство для инъекций набирают с помощью шприца. Почему лекарство поднимается вслед за поршнем?

Проверка домашнего задания соседа по парте. Фиксируют найденные ошибки. Оценивают домашнюю работу одноклассников.

Решают задачи повышенного уровня.

Ответ. Давление внутри шприца становится намного меньше давления снаружи, вещество устремляется в зону наименьшего давления.

Оценивать достижения других людей.

III. Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся.

Постановка учебной задачи.

Организовывает обсуждение достижений учащихся на уроках физики.

- Чему вы научились на уроках физики?

- Какой информацией, полученной на уроках физики, вы делились с друзьями, родителями, знакомыми?

-Что у вас лучше всего получается на уроках физики?

Вопрос запуска постановки учебной задачи

- Следует ли вам больше узнать о действии жидкости и газа на погруженное в них тело?

Формирует учебную задачу:

- Изучит вопрос о действии жидкости и газа на погруженное в них тело.

Принимают участие в обсуждении.






Осознают важность решения поставленной учебной задачи.

Развивать навыки целеполагания.

IV.Сообщение темы.

Постановка цели и задач урока.

Сообщает тему урока.

Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.

- Что от вас ожидается сегодня на уроке?

- Чему нужно научиться?

- Какие цели и задачи урока вы бы предложили?

Записывают в тетрадь тему урока.

Участвуют в формулировании целей и задач урока:

- усвоить знания о действии жидкости и газа на погруженное в них тело;

- научиться опытным путем выявлять действие выталкивающей силы.

Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу.

V. Мотивирование к учебной деятельности.

Способствует обсуждению мотивационных вопросов:

- Насколько понятны для меня поставленные задачи урока?

- Почему я хочу быть активным на уроке?

- Что мешает мне сконцентрироваться на изучении действия жидкости и газа на погруженное в них тело?

- Нужна ли мне помощь учителя, чтобы сформулировать личные цели урока?

Отвечают на мотивационные вопросы.

Создают условия для успешной учебной деятельности.

Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации.

VI. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала.

Организовывает обсуждение проблемных вопросов:

- Почему под водой мы можем легко поднять камень, который с трудом поднимаем в воздухе?

- Почему, если погрузить пробку под воду и выпустить ее из рук, она всплывает?

Объясняет, что жидкость давит на дно и стенки сосуда, а если внутри нее положить какое-нибудь твердое тело, то оно так же будет подвергаться давлению.

Предлагает учащимся, использовать материал учебника, описать силы, которые действуют на погруженное в жидкость тело, и обозначить их на иллюстрации.














Выводят формулу нахождения выталкивающей силы.

Fвыт = F2F1

Силы F1 и F2, действующие на верхнюю и нижнюю грани параллелепипеда, можно вычислить, зная их площади и давление жидкости на уровнях этих граней.

Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа , направлена противоположна силе тяжести, приложенной к этому телу. Поэтому, если какое-нибудь тело взвесить в жидкости или газе, то его вес окажется меньше его веса в вакууме (пустоте). Именно этим объясняется, что в воде мы иногда легко поднимаем тела, которые с трудом удерживаем в воздухе.

Принимают участи в обсуждении проблемных вопросов.

Предлагают свои идеи.

Дискутируют.



Задают вопросы.




Выполняют задание.


F1 - __________________________

F2 - __________________________

h1 - __________________________

h2 - __________________________

Делают записи в рабочей тетради.

Задают вопросы учителю.

Выражать свои мысли в соответствии с задачей.

VII. Закрепление изученного материала.

Организовывает конкурс.

Задание. Кто больше назовет явлений из жизни, которые указывают на существование выталкивающей силы?

Предлагает выступить определенным учащимся в роли учителя.

Совместно с учениками определяет победителей в номинациях:

- Самый оригинальный «учитель»;

- Самый доступный «учитель»;

= Самый понятный «учитель»;

- «Учитель», побуждающий задуматься.

Принимают участие в конкурсе.




По очереди вживаются в образ учителя и доказывают перед классом, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.

Уметь преобразовывать информацию.

VIII.Практическая работа.

Организовывает выполнение практической работы.

«Проведение опытов, которые показывают существование выталкивающей силы».


Задание 1. Придумайте опыты, с помощью которых можно показать, что на тело, находящееся в газе, действует выталкивающая сила.


Задание 2. Имея динамометр, стакан с водой и металлический брусок, проверьте, зависит ли выталкивающая сила при полном погружении тела в воду от положения бруска в жидкости (горизонтальное, вертикальное, наклонное).


Задание 3. Попробуйте обнаружить наличие выталкивающей силы, используя тонкий резиновый шнур, картофелину и сосуд с водой.


Задание 4. Придумайте способ градуирования динамометра, основанный на использовании выталкивающей силы.


Выполняют практическую работу.

Работают в группах.




Решение.

- Шарик с гелием в воздухе. Шарик стремится вверх, потому что тяжелый воздух его выталкивает.



Не зависит.

Уметь работать в группах.

IX. Поведение итогов урока. Рефлексия.

Организация подведения итогов урока учащимися. Побуждает учащихся к размышлению над вопросами:

- Достиг ли я поставленных целей на этом уроке?

- Что из изученного на уроке мне больше всего запомнилось?

- Доволен ли я своей работой на уроке?

- Какой вопрос я хотел бы дополнительно исследовать дома?

Подводят итоги своей работы на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Отслеживать цель учебной деятельности.

X. Домашнее задание

§50 учебника.

Помогает учащимся выбрать задание из учебника, задачника, рабочей тетради. Обращает внимание на возможности и способности учащихся.

Выбирают задания, которые будут выполнять дома.

Записывают домашнее задание.

Формировать навыки самоорганизации.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации