12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Брянцева Елена Петровна3515 Россия, Ярославская обл., с.Бурмакино Некрасовского района Материал размещён в группе «Учителя физики» |
Технологическая карта урока «Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах»
Предмет, класс , УМК | Физика, 7 класс, Перышкин А.В. |
Тема урока
| Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах |
Цель урока | Изучить явление диффузии, как оно происходит и от чего зависит скорость протекания этого явления |
Планируемые результаты обучения | Личностные: развить способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению Предметные: освоение обучающимися понятия диффузии, динамика процесса и факторы, влияющие на скорость протекания. Метапредметные: развитие навыка планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками |
Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование | Комплект интерактивного оборудования, мензурка, раствор медного купороса, пахучие вещества, перманганат калия, сосуды с холодной и горячей водой, кубики сахара. |
Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности | |
Задачи | Замотивировать обучающихся к изучению данной темы |
Длительность этапа | 1-2 мин |
Методы и приемы работы | Демонстрация диффузии в газе, эвристическая беседа, постановка проблемы. |
Деятельность обучающихся | Обучающиеся пытаются объяснить, почему произошло распространение запаха ароматического вещества в классной комнате. Формулируют цель урока совместно с преподавателем. |
Деятельность преподавателя | Демонстрация опыта с ароматическим веществом (Приложение 1). Ставится проблема, почему распространился запах в классе |
Формируемые УУД | Познавательные: Устанавливать причинно-логические связи; Проводить наблюдение Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом Регулятивные: Осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. |
Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | |
Задачи | Подготовка и мотивация обучающихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения |
Длительность этапа | 4-5 мин |
Методы и приемы работы | Работа в группах с дальнейшим совместным обсуждением результатов, совместная работа по формулированию предварительных выводов о зависимости скорости диффузии от температуры и рода вещества |
Деятельность обучающихся | Аналогично предыдущему опыту, обучающиеся должны показать, как распространяется цвет в жидкости и, согласно полученным результатам, попытаться сделать вывод о возможности смешивания различных веществ. Актуализация изученных способов действий: выдвижение гипотезы, сравнение. Тренировка соответствующих мыслительных операций: сравнение результатов между группами |
Деятельность преподавателя | Направляет деятельность обучающихся. |
Формируемые УУД | Познавательные: Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя Коммуникативные: Уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: Осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную |
Этап 3. Постановка учебной задачи | |
Задачи | Сформулировать вопросы, на которые необходимо ответить в процессе изучения новой темы |
Длительность этапа | 4-5 минут |
Методы и приемы работы | Формирование новых групп и работа в них с формулированием вопросов, на которые необходимо ответить в процессе изучения нового материала. |
Деятельность обучающихся | Сформулировать вопросы, на которые необходимо ответить, а именно, какой процесс объясняет явление распространения запаха и цвета в жидкости. От каких факторов зависит протекание этих процессов, возможно ли протекание данного процесса не только в жидкостях и газах, но и в твердых телах. |
Деятельность преподавателя | Координировать и направлять деятельность обучающихся по формулировке вопросов |
Формируемые УУД | Познавательные: Устанавливать причинно-логические связи Коммуникативные: Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Регулятивные: Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. |
Этап 4. Открытие нового знания | |
Задачи | Ответить на вопросы, поставленные на предыдущем этапе работы и дать определение диффузии, совместно объяснить, как она происходит и от чего зависит скорость ее протекания |
Длительность этапа | 7-8 мин |
Методы и приемы работы | Интерактивная демонстрация диффузии в твердых телах. |
Деятельность обучающихся | Наблюдение демонстрации диффузии в твердых телах, вспоминают, что тела состоят из мельчайших частиц, нахождение общего в протекании процессов смешивания в газе, жидкостях, твердых телах, выдвижение гипотезы о том, что продемонстрированные процессы происходят на молекулярном уровне. Сформулировать определение диффузии. Выявление зависимости скорости протекания процесса от температуры, рода и агрегатного состояния вещества. |
Деятельность преподавателя | Демонстрации диффузии в твердых телах (приложение 2), корректировка и направление деятельности обучающихся. |
Формируемые УУД | Познавательные: Давать определение понятиям. Проводить наблюдение под руководством учителя. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Коммуникативные: Уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Регулятивные: Овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. |
Этап 5. Первичное закрепление | |
Задачи | Закрепление основных терминов и понятий. |
Длительность этапа | 4-5 мин |
Методы и приемы работы | Работа с интерактивной доской. |
Деятельность обучающихся | Выполняют задания на интерактивной доске |
Деятельность преподавателя | Предложение проблемных задач (приложение 3) |
Формируемые УУД | Познавательные: Обобщать понятия Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Регулятивные: Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; |
Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль | |
Задачи | Дать задания для самостоятельной работы с последующим анализом результатов этой работы. |
Длительность этапа | 4-5 мин |
Методы и приемы работы | Тест |
Деятельность обучающихся | Выполнение теста с самопроверкой и самоконтролем. |
Деятельность преподавателя | Проводит тест (приложение 4) с дальнейшей рефлексией. |
Формируемые УУД | Познавательные: Давать определение понятиям Устанавливать причинно-логические связи Коммуникативные: Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Регулятивные: Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
Этап 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение | |
Задачи | Включение понятия диффузии в систему знаний и повторение. |
Длительность этапа | 7-8 мин |
Методы и приемы работы | Решение задач из сборника Лукашика №57, 60, 62, 65, 66, 67, 69. |
Деятельность обучающихся | Решение задач из сборника Лукашика №57, 60, 62, 65, 66, 67, 69. |
Деятельность преподавателя | Наблюдение за ходом выполнения задачи и качественная оценка деятельности. |
Формируемые УУД | Познавательные: Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Регулятивные: Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. |
Этап 8. Рефлексия деятельности (итог урока) | |
Задачи | Провести рефлексию. |
Длительность этапа | 7-8 мин |
Методы и приемы работы | Заполнение таблицы успешности овладения знаниями |
Деятельность обучающихся | Заполнение таблицы успешности овладения знаниями (приложение 5) |
Деятельность преподавателя | Анализ результатов. |
Формируемые УУД | Коммуникативные: Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей Регулятивные: Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания. |
Итоговый контроль, подведение итогов | Совместное подведение итогов занятия, домашнее задание (приложение 6). |
Приложение 1.
Распыляем ароматическое вещество в классе; в случае, если ученик почувствовал запах, он должен встать. Постепенно встанут все обучающиеся класса.
Приложение 2.
Приложение 3.
На интерактивной доске предлагается задание по выбору тезисов, которые правильны в теме «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах».
Приложение 4.
Тест (на интерактивной доске)
Приложение 5.
Учащимся предлагается заполнить таблицу
Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях | Очень уверенно | Уверенно | Довольно уверенно | Неуверенно |
Я могу дать определение диффузии | ||||
Я могу привести примеры проявления диффузии в газах | ||||
Я могу привести примеры проявления диффузии в жидкостях | ||||
Я могу привести примеры проявления диффузии в твердых телах | ||||
Я могу назвать от каких факторов зависит скорость протекания диффузии | ||||
Я могу назвать, в каком агрегатном состоянии диффузия протекает быстрее всего | ||||
Я могу назвать, в каком агрегатном состоянии диффузия протекает медленнее всего |
Приложение 6.
Д/з §9