Технологическая карта урока «Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах» (физика, 7 класс)
Предмет, класс , УМК |
Физика, 7 класс, Перышкин А.В. |
Тема урока
|
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах |
Цель урока |
Изучить явление диффузии, как оно происходит и от чего зависит скорость протекания этого явления |
Планируемые результаты обучения |
Личностные: развить способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению Предметные: освоение обучающимися понятия диффузии, динамика процесса и факторы, влияющие на скорость протекания. Метапредметные: развитие навыка планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками |
Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование |
Комплект интерактивного оборудования, мензурка, раствор медного купороса, пахучие вещества, перманганат калия, сосуды с холодной и горячей водой, кубики сахара. |
Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности |
|
Задачи |
Замотивировать обучающихся к изучению данной темы |
Длительность этапа |
1-2 мин |
Методы и приемы работы |
Демонстрация диффузии в газе, эвристическая беседа, постановка проблемы. |
Деятельность обучающихся |
Обучающиеся пытаются объяснить, почему произошло распространение запаха ароматического вещества в классной комнате. Формулируют цель урока совместно с преподавателем. |
Деятельность преподавателя |
Демонстрация опыта с ароматическим веществом (Приложение 1). Ставится проблема, почему распространился запах в классе |
Формируемые УУД |
Познавательные: Устанавливать причинно-логические связи; Проводить наблюдение Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом Регулятивные: Осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. |
Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
|
Задачи |
Подготовка и мотивация обучающихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения |
Длительность этапа |
4-5 мин |
Методы и приемы работы |
Работа в группах с дальнейшим совместным обсуждением результатов, совместная работа по формулированию предварительных выводов о зависимости скорости диффузии от температуры и рода вещества |
Деятельность обучающихся |
Аналогично предыдущему опыту, обучающиеся должны показать, как распространяется цвет в жидкости и, согласно полученным результатам, попытаться сделать вывод о возможности смешивания различных веществ. Актуализация изученных способов действий: выдвижение гипотезы, сравнение. Тренировка соответствующих мыслительных операций: сравнение результатов между группами |
Деятельность преподавателя |
Направляет деятельность обучающихся. |
Формируемые УУД |
Познавательные: Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя Коммуникативные: Уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: Осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную |
Этап 3. Постановка учебной задачи |
|
Задачи |
Сформулировать вопросы, на которые необходимо ответить в процессе изучения новой темы |
Длительность этапа |
4-5 минут |
Методы и приемы работы |
Формирование новых групп и работа в них с формулированием вопросов, на которые необходимо ответить в процессе изучения нового материала. |
Деятельность обучающихся |
Сформулировать вопросы, на которые необходимо ответить, а именно, какой процесс объясняет явление распространения запаха и цвета в жидкости. От каких факторов зависит протекание этих процессов, возможно ли протекание данного процесса не только в жидкостях и газах, но и в твердых телах. |
Деятельность преподавателя |
Координировать и направлять деятельность обучающихся по формулировке вопросов |
Формируемые УУД |
Познавательные: Устанавливать причинно-логические связи Коммуникативные: Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Регулятивные: Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. |
Этап 4. Открытие нового знания |
|
Задачи |
Ответить на вопросы, поставленные на предыдущем этапе работы и дать определение диффузии, совместно объяснить, как она происходит и от чего зависит скорость ее протекания |
Длительность этапа |
7-8 мин |
Методы и приемы работы |
Интерактивная демонстрация диффузии в твердых телах. |
Деятельность обучающихся |
Наблюдение демонстрации диффузии в твердых телах, вспоминают, что тела состоят из мельчайших частиц, нахождение общего в протекании процессов смешивания в газе, жидкостях, твердых телах, выдвижение гипотезы о том, что продемонстрированные процессы происходят на молекулярном уровне. Сформулировать определение диффузии. Выявление зависимости скорости протекания процесса от температуры, рода и агрегатного состояния вещества. |
Деятельность преподавателя |
Демонстрации диффузии в твердых телах (приложение 2), корректировка и направление деятельности обучающихся. |
Формируемые УУД |
Познавательные: Давать определение понятиям. Проводить наблюдение под руководством учителя. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Коммуникативные: Уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Регулятивные: Овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. |
Этап 5. Первичное закрепление |
|
Задачи |
Закрепление основных терминов и понятий. |
Длительность этапа |
4-5 мин |
Методы и приемы работы |
Работа с интерактивной доской. |
Деятельность обучающихся |
Выполняют задания на интерактивной доске |
Деятельность преподавателя |
Предложение проблемных задач (приложение 3) |
Формируемые УУД |
Познавательные: Обобщать понятия Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Регулятивные: Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; |
Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль |
|
Задачи |
Дать задания для самостоятельной работы с последующим анализом результатов этой работы. |
Длительность этапа |
4-5 мин |
Методы и приемы работы |
Тест |
Деятельность обучающихся |
Выполнение теста с самопроверкой и самоконтролем. |
Деятельность преподавателя |
Проводит тест (приложение 4) с дальнейшей рефлексией. |
Формируемые УУД |
Познавательные: Давать определение понятиям Устанавливать причинно-логические связи Коммуникативные: Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Регулятивные: Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
Этап 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
|
Задачи |
Включение понятия диффузии в систему знаний и повторение. |
Длительность этапа |
7-8 мин |
Методы и приемы работы |
Решение задач из сборника Лукашика №57, 60, 62, 65, 66, 67, 69. |
Деятельность обучающихся |
Решение задач из сборника Лукашика №57, 60, 62, 65, 66, 67, 69. |
Деятельность преподавателя |
Наблюдение за ходом выполнения задачи и качественная оценка деятельности. |
Формируемые УУД |
Познавательные: Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Регулятивные: Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. |
Этап 8. Рефлексия деятельности (итог урока) |
|
Задачи |
Провести рефлексию. |
Длительность этапа |
7-8 мин |
Методы и приемы работы |
Заполнение таблицы успешности овладения знаниями |
Деятельность обучающихся |
Заполнение таблицы успешности овладения знаниями (приложение 5) |
Деятельность преподавателя |
Анализ результатов. |
Формируемые УУД |
Коммуникативные: Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей Регулятивные: Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания. |
Итоговый контроль, подведение итогов |
Совместное подведение итогов занятия, домашнее задание (приложение 6). |
Приложение 1.
Распыляем ароматическое вещество в классе; в случае, если ученик почувствовал запах, он должен встать. Постепенно встанут все обучающиеся класса.
Приложение 2.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b53-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf
Приложение 3.
На интерактивной доске предлагается задание по выбору тезисов, которые правильны в теме «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах».
Приложение 4.
Тест (на интерактивной доске)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fa7f302f-e11f-3a91-ff76-b0bc976069bd/00119642898058974.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ab1c8fe1-b46e-f61a-e975-aa5b38f8aeac/00119642903933988.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/47916fc3-0a6e-3253-8600-d305e520a75a/00119633345635295.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f056ccdd-6b1e-2081-6fc3-3620dd42f987/00119642895073967.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5e229711-e7fb-22bc-9b68-393dc67f06a2/00119642943231188.htm
Приложение 5.
Учащимся предлагается заполнить таблицу
Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях |
Очень уверенно |
Уверенно |
Довольно уверенно |
Неуверенно |
Я могу дать определение диффузии |
||||
Я могу привести примеры проявления диффузии в газах |
||||
Я могу привести примеры проявления диффузии в жидкостях |
||||
Я могу привести примеры проявления диффузии в твердых телах |
||||
Я могу назвать от каких факторов зависит скорость протекания диффузии |
||||
Я могу назвать, в каком агрегатном состоянии диффузия протекает быстрее всего |
||||
Я могу назвать, в каком агрегатном состоянии диффузия протекает медленнее всего |
Приложение 6.
Д/з §9