12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Брянцева Елена Петровна3515
Россия, Ярославская обл., с.Бурмакино Некрасовского района
Материал размещён в группе «Учителя физики»
15

Технологическая карта урока «Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах»

Технологическая карта урока
 

Предмет, класс , УМК

Физика, 7 класс, Перышкин А.В.

Тема урока

 

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

Цель урока

Изучить явление диффузии, как оно происходит и от чего зависит скорость протекания этого явления

Планируемые результаты обучения

Личностные: развить способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Предметные: освоение обучающимися понятия диффузии, динамика процесса и факторы, влияющие на скорость протекания.

Метапредметные: развитие навыка планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками

Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование

Комплект интерактивного оборудования, мензурка, раствор медного купороса, пахучие вещества, перманганат калия, сосуды с холодной и горячей водой, кубики сахара.

Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности

Задачи

Замотивировать обучающихся к изучению данной темы

Длительность этапа

1-2 мин

Методы и приемы работы

Демонстрация диффузии в газе, эвристическая беседа, постановка проблемы.

Деятельность обуча­ющихся

Обучающиеся пытаются объяснить, почему произошло распространение запаха ароматического вещества в классной комнате. Формулируют цель урока совместно с преподавателем.

Деятельность преподавателя

Демонстрация опыта с ароматическим веществом (Приложение 1). Ставится проблема, почему распространился запах в классе

Формируемые УУД

Познавательные:

Устанавливать причинно-логические связи;

Проводить наблюдение

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Регулятивные:

Осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Задачи

Подготовка и мотивация обучающихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Работа в группах с дальнейшим совместным обсуждением результатов, совместная работа по формулированию предварительных выводов о зависимости скорости диффузии от температуры и рода вещества

Деятельность обуча­ющихся

Аналогично предыдущему опыту, обучающиеся должны показать, как распространяется цвет в жидкости и, согласно полученным результатам, попытаться сделать вывод о возможности смешивания различных веществ.

Актуализация изученных способов действий: выдвижение гипотезы, сравнение.

Тренировка соответствующих мыслительных операций: сравнение результатов между группами

Деятельность преподавателя

Направляет деятельность обучающихся.

Формируемые УУД

Познавательные:

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя

Коммуникативные:

Уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Регулятивные:

Осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

Этап 3. Постановка учебной задачи

Задачи

Сформулировать вопросы, на которые необходимо ответить в процессе изучения новой темы

Длительность этапа

4-5 минут

Методы и приемы работы

Формирование новых групп и работа в них с формулированием вопросов, на которые необходимо ответить в процессе изучения нового материала.

Деятельность обучаю­щихся

Сформулировать вопросы, на которые необходимо ответить, а именно, какой процесс объясняет явление распространения запаха и цвета в жидкости. От каких факторов зависит протекание этих процессов, возможно ли протекание данного процесса не только в жидкостях и газах, но и в твердых телах.

Деятельность преподавателя

Координировать и направлять деятельность обучающихся по формулировке вопросов

Формируемые УУД

Познавательные:

Устанавливать причинно-логические связи

Коммуникативные:

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Регулятивные:

Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Этап 4. Открытие нового знания

Задачи

Ответить на вопросы, поставленные на предыдущем этапе работы и дать определение диффузии, совместно объяснить, как она происходит и от чего зависит скорость ее протекания

Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

Интерактивная демонстрация диффузии в твердых телах.

Деятельность обучаю­щихся

Наблюдение демонстрации диффузии в твердых телах, вспоминают, что тела состоят из мельчайших частиц, нахождение общего в протекании процессов смешивания в газе, жидкостях, твердых телах, выдвижение гипотезы о том, что продемонстрированные процессы происходят на молекулярном уровне. Сформулировать определение диффузии. Выявление зависимости скорости протекания процесса от температуры, рода и агрегатного состояния вещества.

Деятельность преподавателя

Демонстрации диффузии в твердых телах (приложение 2), корректировка и направление деятельности обучающихся.

Формируемые УУД

Познавательные:

Давать определение понятиям.

Проводить наблюдение под руководством учителя.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Коммуникативные:

Уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные:

Овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Этап 5. Первичное закрепление

Задачи

Закрепление основных терминов и понятий.

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Работа с интерактивной доской.

Деятельность обучаю­щихся

Выполняют задания на интерактивной доске

Деятельность преподавателя

Предложение проблемных задач (приложение 3)

Формируемые УУД

Познавательные:

Обобщать понятия

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные:

Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Задачи

Дать задания для самостоятельной работы с последующим анализом результатов этой работы.

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Тест

Деятельность обучаю­щихся

Выполнение теста с самопроверкой и самоконтролем.

Деятельность преподавателя

Проводит тест (приложение 4) с дальнейшей рефлексией.

Формируемые УУД

Познавательные:

Давать определение понятиям

Устанавливать причинно-логические связи

Коммуникативные:

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Регулятивные:

Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Этап 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Задачи

Включение понятия диффузии в систему знаний и повторение.

Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

Решение задач из сборника Лукашика №57, 60, 62, 65, 66, 67, 69.

Деятельность обучаю­щихся

Решение задач из сборника Лукашика №57, 60, 62, 65, 66, 67, 69.

Деятельность преподавателя

Наблюдение за ходом выполнения задачи и качественная оценка деятельности.

Формируемые УУД

Познавательные:

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Регулятивные:

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Этап 8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Задачи

Провести рефлексию.

Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

Заполнение таблицы успешности овладения знаниями

Деятельность обучаю­щихся

Заполнение таблицы успешности овладения знаниями (приложение 5)

Деятельность преподавателя

Анализ результатов.

Формируемые УУД

Коммуникативные:

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Регулятивные:

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Итоговый контроль, подведение итогов

Совместное подведение итогов занятия, домашнее задание (приложение 6).

Приложение 1.

Распыляем ароматическое вещество в классе; в случае, если ученик почувствовал запах, он должен встать. Постепенно встанут все обучающиеся класса.

Приложение 2.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b53-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf

Приложение 3.

На интерактивной доске предлагается задание по выбору тезисов, которые правильны в теме «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах».

Приложение 4.

Тест (на интерактивной доске)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fa7f302f-e11f-3a91-ff76-b0bc976069bd/00119642898058974.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ab1c8fe1-b46e-f61a-e975-aa5b38f8aeac/00119642903933988.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/47916fc3-0a6e-3253-8600-d305e520a75a/00119633345635295.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f056ccdd-6b1e-2081-6fc3-3620dd42f987/00119642895073967.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5e229711-e7fb-22bc-9b68-393dc67f06a2/00119642943231188.htm

Приложение 5.

Учащимся предлагается заполнить таблицу

Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях

Очень уверенно

Уверенно

Довольно уверенно

Неуверенно

Я могу дать определение диффузии

       

Я могу привести примеры проявления диффузии в газах

       

Я могу привести примеры проявления диффузии в жидкостях

       

Я могу привести примеры проявления диффузии в твердых телах

       

Я могу назвать от каких факторов зависит скорость протекания диффузии

       

Я могу назвать, в каком агрегатном состоянии диффузия протекает быстрее всего

       

Я могу назвать, в каком агрегатном состоянии диффузия протекает медленнее всего

       

Приложение 6.

Д/з §9

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.