Урок по физике в 7 классе «Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах. Броуновское движение»

11
1
Материал опубликован 10 July 2017 в группе
Технологическая карта конструирования урока
в системно - деятельностном подходе

Предмет, класс, УМК

Физика, 7 класс, Перышкин А.В.

Тема урока

 

Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах. Броуновское движение

Цель урока

1) Сформировать представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, непрерывном и хаотичном движении молекул.

2) Сформировать представление о значении диффузии

3) Научить самостоятельно учащихся объяснять диффузию в жидкостях и газах, объяснять конкретные ситуации на основе основных положений молекулярно-кинетической теории.

4) Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, творческие способности.

5) Развивать познавательный интерес учащихся.

Планируемые результаты обучения

Личностные - осознание ценности и практической важности изучаемого материала; способность к рефлексивной самооценке собственных действий;

Предметные:

Ученик научится:

- объяснять явление диффузии

- характеризовать броуновское движение, взаимодействия частиц, понятие об атомно-молекулярном строении вещества

- обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.

- на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества

- различать экспериментальный и теоретический способ познания природы

Ученик получит возможность научиться:

- использовать знания о диффузии в повседневной жизни для обеспечения положительных результатов

Метапредметные - освоение норм коммуникативного взаимодействия.

Умение находить способы решения поставленной задачи; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение делать правильные выводы.

Междисциплинарные связи: литература, биология, зоология.

Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование

На уроке необходим компьютер с выходом в Интернет. (использование ИКТ –технологий для компьютерной демонстрации физических явлений)

Листочки с заданиями для работы в парах и самостоятельной работы

Демонстрации:

Кристаллы йода на стекле под слоем парафина.

Явление диффузии (видео с сайта YouTube) https://www.youtube.com/watch?v=o-GvlndFJjM

Диффузия в жидкости (сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов) (видео http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b53-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf;

Зависимость диффузии от температуры (видео с сайта YouTube) https://www.youtube.com/watch?v=agBd6QqKyz0)

Модель броуновского движения (видео модель броуновского движения (сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/88f2ea3f-1732-4c72-8513-3dba9b8ae057/7_20.swf)

Горох и мак.

Освежитель воздуха, одеколон

Горячая и холодная вода, кристаллик марганцовки

Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности

Задачи

Настроить учащихся на работу.

Длительность этапа

1-2 мин

Методы и приемы работы

словесные

Деятельность уча­щихся

Ученики готовятся к работе, организуют рабочее место.

Деятельность преподавателя

Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

Приветствие

Проверка наличия учебных принадлежностей

Проверка присутствующих

Формируемые УУД

- самоопределение (Л);

- смыслообразование(Л);

- внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

- планирование учебного сотрудничества (К)

Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Задачи

Сформулировать цель урока. Смотивировать обучающихся к изучению темы.

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Физический диктант «Веришь – не веришь»

Фронтальная беседа

Деятельность уча­щихся

На местах все:

Физический диктант "Веришь - не веришь"

(На столе листы с текстом физического диктанта (1-2 вариант). Школьники записывают под соответствующим номером "да", если они считают это утверждение верным, или "нет", если считают его неверным)

Вариант 1.

Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом. (Нет)

Объем газа при нагревании увеличивается, т. к. каждая молекула становится больше по размеру. (Нет)

Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь. (Нет)

Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда. (Да)

Атомы состоят из молекул. (Нет)

Вариант 2.

Объем тела при нагревании уменьшается. (Нет)

Объем жидкости при охлаждении уменьшается, т. к. промежутки между молекулами становятся меньше. (Да)

Молекулы водяного пара отличаются от молекул воды. (Нет)

При сжатии газа уменьшается размер молекул. (Нет)

Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить четырехлитровый сосуд. (Да)

Учащиеся формулируют цели урока путем обсуждения проблемной ситуации. (Учитель демонстрирует распространение запахов (опыт с освежителем воздуха с запахом лимона))

Учащиеся обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт

В беседе учащиеся подводятся к выводам: жидкость, освежитель, превращается в пар; молекулы газа находятся в движении; скорость молекул газа значительна; между молекулами газов, из которых состоит воздух, имеются промежутки; вещества способны перемешиваться по причине движения молекул.

Отвечают: что это за явление, вспомнив окружающий мир, природоведение.

Бесспорным доказательством движения молекул служит физическое явление, хорошо известное вам из курса природоведения,— диффузия (от лат.  diffusio —  распространение,  растекание).

Записывают тему урока в тетрадь.

Деятельность преподавателя

Создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели урока.

(Учитель демонстрирует распространение запахов (опыт с освежителем воздуха с запахом лимона))

Диффузия: в газах.

При распылении освежителя учитель предлагает в случае, если ученик почувствовал запах, он должен встать. Таким образом, постепенно, через пару минут, встанут все учащиеся класса. Они безошибочно определят, что за освежитель был распылен.

Почему запах духов распространяется по всей комнате? Могут ли «срастись» два кусочка металла? От чего зависит скорость движения атомов и молекул? На эти и другие вопросы вы сможете ответить, используя тему сегодняшнего урока

Формируемые УУД

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- смыслообразование (Л);

- структурирование знаний (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- волевая саморегуляция (Р)

Этап 3. Постановка учебной задачи

Задачи

Создать атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания об окружающем мире.

Длительность этапа

8-9 минут

Методы и приемы работы

Наглядный, практический

Фронтальный эксперимент

Деятельность уча­щихся

Выдвигают гипотезу перед просмотром эксперимента.

Устная речь, выдвижение гипотез

Различать в устной речи мнение (точку зрения), доказательства

Анализ наблюдения эксперимента

Анализ, синтез, обобщение, выводы по эксперименту

Анализируют просмотренное видео (видео с сайта YouTube)

https://www.youtube.com/watch?v=o-GvlndFJjM

Учащиеся делают вывод:

  1. молекулы жидкостей движутся медленнее, чем молекулы газов;

    скорость движения молекул зависит от рода вещества.

Учитель: Сформулируйте ответ, вытекающий из наблюдений и опытов.
Учащиеся: Если привести в соприкосновение твердые тела, жидкости или газы из разных веществ, то они сами собой смешиваются.

^ Учитель: Мы познакомились с новым явлением, в физике оно известно под названием ДИФФУЗИЯ.

3. Работа с учебником, запись определения в тетрадь.


Явление, при котором происходит самопроизвольное взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией

Деятельность преподавателя

Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов

Формирование учебно- познавательного интереса к новому материалу

Фронтальный эксперимент.

Демонстрация явления диффузии на модели:

В стаканчик насыпать не доверху горох

Досыпать стаканчик с маком

Слегка встряхнуть стаканчик.

(Достаточно эффектно видно, как проникают крупинки мака в промежутки между горохом)
 

Перед учениками ставятся вопросы:

Какие свойства молекул обусловливают смешивания веществ?

Почему возможна диффузия?

Какие невидимые процессы происходят с молекулами при диффузии?

Как объяснить явление проникновение одного вещества в другое?

Могло бы оно происходить, если бы молекулы были неподвижны и между ними не было промежутков?

Демонстрация видео :диффузия в газах, жидкостях, диффузия в твердых телах http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b53-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf;

После проведенного эксперимента и беседы с учащимися учитель подчеркивает, что явление диффузии происходит без вмешательства извне, за счет движения самих молекул, т.е. может быть объяснено только тем, что молекулы беспрерывно и беспорядочно движутся и сталкиваются.

Формируемые УУД

- учебно-познавательный интерес (Л);

- смыслообразование (Л);

- волевая саморегуляция (Р);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- подведение под понятие (П);

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

Этап 4. Открытие нового знания

Задачи

Показать зависимость скорости протекания диффузии от температуры.

Получить научные факты по теме урока через физический эксперимент

Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

Физический эксперимент, групповая работа

Работа с учебником

Деятельность уча­щихся

Учащиеся проводят физические эксперименты в группах.

Анализ наблюдения эксперимента. Обсуждают результат в группах, приходят к единому мнению. Выступают с сообщением от группы.

Слушать собеседника, высказывать и аргументировать собственное мнение, приходить к единому мнению.

Высказывают мнения в порядке очередности

Контролировать время, предоставленное для работы

Физические эксперименты.


1 группа. Определение скорости диффузии в жидкости. 

Приборы и материалы: три сосуда с водой различной температуры (20° С, 40° С и 80° С), раствор марганцовки или крупинки марганцовки, пинцет. 
Примечание. Разложите пинцетом крупинки марганцовки в сосуды с водой и пронаблюдайте за окраской воды. Сделайте вывод. 

В случае повышения температуры скорость диффузии увеличивается.

2 группа. Определение скорости диффузии в газах. 

Приборы и материалы: два флакончика с одинаковым одеколоном, спиртовка или свеча, часы.


Примечание. Отмерьте расстояние от пробирки с одеколоном. Капните одеколон на бумажку и засеките время, за которое запах дойдет до фиксированного вами места. 
Затем повторите опыт, предварительно немного нагрев пробирку с одеколоном. Сделайте вывод.

Номер опыта

Холодный одеколон, с

Горячий одеколон, с

1

   

2

   

3 группа. Демонстрация диффузии кристаллов йода на стекле под слоем парафина.

(парафин около кристалликов йода окрасился в коричневый цвет)

Различие в скорости протекания диффузии твердых тел, жидкостей и газов объясняют ученики.

Видео https://www.youtube.com/watch?v=agBd6QqKyz0)

Деятельность преподавателя

Организует фронтальную проверку понимания нового материала

Дополнительный материал: Зависимость скорости диффузии от температуры особенно заметна для твердых тел. Так, английский металлург Вильям Роберт Остин провел следующий опыт. Он наплавил тонкий диск золота на свинцовый цилиндр и на несколько дней поместил этот цилиндр в печь, где поддерживалась температура около 400 °С. Оказалось, что золото продиффундировало через весь цилиндр ; тем временем при комнатной температуре диффузия практически не наблюдалась.


Рис. 2.11  Опыт по наблюдению диффузии в твердых телах: а — свинцовый цилиндр с напаянной золотой пластинкой; б — тот же цилиндр в конце опыта

Таким образом, мы выяснили, что чем выше температура вещества, тем быстрее происходит диффузия, т. е. молекулы быстрее двигаются. При любой температуре в веществе есть молекулы, двигающиеся довольно медленно, и молекулы, скорость которых высока. Если количество молекул вещества, имеющих высокую скорость, увеличивается, т. е. увеличивается средняя скорость молекул, то это значит, что температура вещества также увеличивается.

Модель броуновского движения http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/88f2ea3f-1732-4c72-8513-3dba9b8ae057/7_20.swf

Формируемые УУД

- самоопределение (Л);

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- постановка познавательной цели (П);

- познавательная инициатива (Р);

- планирование, прогнозирование (Р);

- построение логической цепи рассуждений(П);

- построение речевых высказываний (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- разрешение конфликтов (К)

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- волевая саморегуляция (Р);

Этап 5. Первичное закрепление

Задачи

Развивать умения и навыки решения физических задач, применения полученных теоретических знаний на практике, в конкретной ситуации

Подтвердить необходимость полученных знаний в жизни, на практике

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Работа в парах, группах

Работа с карточками

Деятельность уча­щихся

Находят ответ на поставленный вопрос

Включаются в процессы обсуждения, дискуссии, строят логичное рассуждение

Карточки

Задачи для любителей литературы:

1. Н.В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки.

«… разговорились об том, как нужно солить яблоки. Старуха моя начала было говорить, что нужно наперед хорошенько вымыть яблоки, потом намочить в квасу, а потом уже…»

Вопрос: На каком явлении основано соление яблок? Что нужно сделать, чтобы яблоки просолились быстрей?

Ответ. Это явление называется диффузией, так как ионы Na и Cl беспорядочно движутся в воде, то сквозь поры они проникают в яблоки. Чем выше температура раствора, тем больше скорость движения ионов и, следовательно, они быстрее попадут в яблоки.


2. Из произведения Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
1.Из закоптевшей трубы столбом валил дым и, поднявшись высоко, так, что посмотреть - шапка валилась , рассыпался горячими угольями по всей степи...

Вопрос: Почему дым по мере его подъема перестает быть видимым?
Ответ. Это следствие диффузии.


3. По произведению М. Булгакова " Мастер и Маргарита ".

....Маргарита открыла ее (коробочку) и увидела в коробочке жирный желтоватый крем . Ей показалось , что он пахнет болотной тиной . Кончиком пальца Маргарита выложила небольшой мазочек крема на ладонь , причем сильнее запахло болотными травами и лесом. 
Вопрос: О каком физическом явлении повествуется в этом отрывке? Почему, когда Маргарита переложила крем из баночки на ладонь, запах от крема увеличился?

Ответ. Это явление называется диффузией, диффузия протекает быстрее с повышением температуры, следовательно, температура ладони Маргариты больше, чем температура воздуха.


4.После душного города Иуду поразил одуряющий запах весенней ночи. Из сада через ограду выливалась волна запахов миртов и акаций с гефсиманских полян.

Вопрос: Запах миртов и акаций. Почему мы можем ощущать запах этих кустарников, ведь многие цветы на деревьях и кустарниках не имеют запаха? Какое физическое явление объясняет перенос запахов?

Ответ.( Молекулы и атомы цветов диффундируют в воздух, таким образом за перенос запахов отвечает такое явление, как диффузия.


Задачи для любителей пословиц и поговорок:

Из пословиц и поговорок.

1.Все меня любят ,

А как раздевать –

Слезы проливать .

( лук )
Вопрос. Почему при разделки лука мы проливаем слезы ?
Ответ. Это объясняется явлением диффузии .

2.Расту на кочке -
Душистые листочки .
Меня собирай -
Заваривай чай .
( душица )
Вопрос . На каком явлении основана заварка чая ?
Ответ. Диффузия молекул .

3. Объясните смысл корейской пословицы

«На мешке с солью и верёвка солёная»

Ответ: Соль диффундирует сквозь мешок.

4. Объясните смысл русской пословицы

«Ложка дёгтя в бочке мёда»

Ответ: Диффузия — это взаимное проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого. В данном случае диффундируют мед и деготь. Деготь — это смолистое жидкое вещество, обладающее устойчивым неприятным запахом. Поэтому даже малая его масса испортит продукт.

Задачи для любителей биологии. 


1.У некоторых птиц наблюдаются значительные колебания температуры тела. Например, у колибри в холодные ночи температура тела почти равна температуре окружающей среды (иногда снижается до 18,8 °С), и все функции организма значительно замедлены. Подобные явления оцепенения отмечены у пролетных стрижей и ласточек в холодную, пасмурную погоду. Обнаруживали скопление оцепеневших птиц, которые, однако, оживали и улетали прочь, как только их брали в руки. Снижение температуры тела и впадение в состояние длительного оцепенения может быть вызвано сочетанием неблагоприятной внешней температуры и недостатка пищи.

Задача. А почему замедляются все функции организма птиц при понижении температуры?


2.Большинство клопов, божьи коровки, некоторые листоеды вооружились для своей защиты химией. Запах от клопов отвратительный, а божьи коровки выделяют желтую ядовитую жидкость. 
Задача. Объясните передачу запахов.

3. Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде рек, озёр и морей.

Задача. Какой физический процесс позволяет кислороду из атмосферы попадать в воду?

4. Пчелиный яд - средство защиты пчелы, к которому она прибегает в случае опасности. Яд - это бесцветная прозрачная жидкость с ароматным запахом, горьким и жгучим вкусом. Количество яда в организме пчелы составляет 0,1- 0,3 миллиграмма. Пчелиный яд обладает высокой биологической активностью . У некоторых людей уже после 2 - 3 пчелиных укусов может развиться недомогание и сильная аллергическая реакция . А 500- 600 укусов могут повлечь за собой смерть здорового человека . Тем не менее , пчелиный яд оказывает хорошее действие при лечении ревматизма , язв , бронхиальной астмы , заболеваниях глаз.

Задача. Объясните с точки зрения физики термин : "высокая биологическая активность".

Деятельность преподавателя

Организует обсуждение

Формируемые УУД

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- волевая саморегуляция(Р);

- подведение под понятие (П);

- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);

- построение речевых высказываний (П);

- смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Задачи

Самостоятельная работа (тест) +эталон

Карта самооценки

Карта самооценки в ходе урока

Наименование
деятельности

уверенно

очень уверенно

неуверенно

Повторение материала

     

Постановка целей

Вычленение причин затруднений

     

Реализация целей

     

Работа в группе

     

Решал проблемы

     

Предлагал идеи

     

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Самостоятельная работа (тест)

Деятельность уча­щихся

Выполняют тест

Самопроверка

ТЕСТ

1. Какое из приведенных ниже утверждений верно?
А) только газы состоят из молекул
Б) только жидкости состоят из молекул
В) все тела состоят из молекул


2. В каких телах диффузия, при одинаковых температурах, происходит быстрее?
А) в газах
Б) в жидкостях
В) в твердых телах


3. Что доказывает процесс диффузии?
А) что молекулы взаимодействуют между собой
Б) что молекулы состоят из атомов
В) что молекулы непрерывно хаотично движутся

4. Как зависит скорость протекания диффузии от температуры?
А) не зависит
Б) чем ниже температура вещества, тем меньше скорость 
В) чем выше температура вещества, тем меньше скорость 


5. Какое явление доказывает движение молекул веществ
А) броуновское движение
Б) механическое движение
В) среди ответов нет верного

6. В каких из перечисленных случаев имела место диффузия?

А) распространение запаха духов
Б) растворение краски в воде
В) взаимное проникновение золота и свинца
Г) во всех перечисленных случаях

7. К какому классу понятий относится диффузия?

А) к физической величине;

Б) к физической единице измерения;

В) к физическому явлению.

8. Что является причиной явления диффузии?

А) движение молекул;

Б) наличие промежутков;

В) размеры молекул.

9. Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела?

А) увеличение скорости движения молекул.

Б) увеличение беспорядочности движения молекул.

В) увеличение промежутков между молекулами.

Самопроверка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

В

А

В

Б

А

Г

В

А

А

Деятельность преподавателя

Организует обсуждение результатов

Формируемые УУД

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

- анализ, сравнение, классификация (П);

- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

- волевая саморегуляция(Р);

- познавательная инициатива (Р);

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);

- подведение под понятие (П);

- выведение следствий, доказательство (П);

- координирование разных позиций с учетом разных мнений (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

Этап 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Задачи

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни

Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

Работа с текстом (тексты (Закономерности протекания диффузии) с сайта http://revolution.allbest.ru/physics/00422622_0.html)

Работа в парах, группах

Деятельность уча­щихся

Применяют полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни

Учащиеся выполняют задание, вспоминают, достигают поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления. Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению.

Контролируют собственное время, правильность и очередность высказываний своих и собеседника в процессе работы

Диффузия в природе и технике

Работают с текстами, которые получит каждая группа. Задача каждой группы - выделить в тексте главное и составить рассказ о применении процесса диффузии в данной области. Выступающих от группы может быть несколько.

Текст 1 группы. Диффузия в растительном мире

К.А. Тимирязев говорил: «Будем ли мы говорить о питании корня за счёт веществ, находящихся в почве, будем ли говорить о воздушном питании листьев за счет атмосферы или питании одного органа за счёт другого, соседнего, – везде для объяснения мы будем прибегать к тем же причинам: диффузия».
Действительно, в растительном мире очень велика роль диффузии. Например, большое развитие листовой кроны деревьев объясняется тем, что диффузионный обмен сквозь поверхность листьев выполняет не только функцию дыхания, но частично и питания. В настоящее время широко практикуется внекорневая подкормка плодовых деревьев путем опрыскивания их кроны.
Большую роль играют диффузные процессы в снабжении природных водоёмов и аквариумов кислородом. Кислород попадает в более глубокие слои воды в стоячих водах за счёт диффузии через их свободную поверхность. Поэтому нежелательны всякие ограничения свободной поверхности воды. Так, например, листья или ряска, покрывающие поверхность воды, могут совсем прекратить доступ кислорода к воде и привести к гибели ее обитателей. По этой же причине сосуды с узким горлом непригодны для использования в качестве аквариума.

Текст 2 группы. Роль диффузии в пищеварении и дыхании человека

Наибольшее всасывание питательных веществ происходит в тонких кишках, стенки которых специально для этого приспособлены. Площадь внутренней поверхности кишечника человека равна 0,65м2. Она покрыта ворсинками – микроскопическими образованиями слизистой оболочки высотой 0,2-1мм, за счет чего площадь реальной поверхности кишечника достигает 4-5 м2, т.е. достигает в 2-3 раза больше площади поверхности всего тела. Процесс всасывания питательных веществ в кишечнике возможен благодаря диффузии.
Дыхание – перенос кислорода из окружающей среды внутрь организма сквозь его покровы – происходит тем быстрее, чем больше площадь поверхности тела и окружающей среды, и тем медленнее, чем толще и плотнее покровы тела. Отсюда понятно, что малые организмы, у которых площади поверхности велики по сравнению с объемом тела, могут обходиться вовсе без специальных органов дыхания, удовлетворяясь притоком кислорода исключительно через наружную оболочку.
А как же дышит человек? У человека в дыхании принимает участие вся поверхность тела – от самого толстого эпидермиса пяток до покрытой волосами кожи головы. Особенно интенсивно дышит кожа на груди, спине и животе. Интересно, что по интенсивности дыхания эти участки кожи значительно превосходят легкие. С одинаковой по размеру дыхательной поверхности здесь может поглощаться кислорода на 28% а выделяться углекислого газа даже на 54% больше, чем в легких. Однако во всем дыхательном процессе участие кожи ничтожно по сравнению с легкими, так как общая площадь поверхности легких, если развернуть все 700 млн. альвеол, микроскопических пузырьков, через стенки которых происходит газообмен между воздухом и кровью, составляет около 90-100 м2, а общая площадь поверхности кожи человека около 2 м2, т.е, в 45-50 раз меньше. Таким образом, диффузия имеет большое значение в процессах жизнедеятельности человека, животных и растений. Благодаря диффузии кислород из легких пpoникaeт в кровь человека, а из крови – в ткани.

Текст 3 группы. Применение диффузии в технике.

Диффузия находит широкое применение в промышленности. На явлении диффузии основана диффузионная сварка металлов. Методом диффузионной сварки соединяют между собой металлы, неметаллы, металлы и неметаллы, пластмассы. Детали помещают в закрытую сварочную камеру с сильным разряжением, сдавливают и нагревают до 800 градусов. При этом происходит интенсивная взаимная диффузия атомов в поверхностных слоях контактирующих материалов. Диффузионная сварка применяется в основном в электронной и полупроводниковой промышленности, точном машиностроении.
Для извлечения растворимых веществ из твердого измельченного материала применяют диффузионный аппарат. Такие аппараты распространены главным образом в свеклосахарном производстве, где их используют для получения сахарного сока из свекловичной стружки, нагреваемой вместе с водой.
На явлении диффузии основан процесс металлизации – покрытия поверхности изделия слоем металла или сплава для сообщения ей физических, химических и механических свойств, отличных от свойств металлизируемого материала. Он применяется для защиты изделий от коррозии, износа, повышения контактной электрической проводимости, в декоративных целях. Для повышения твердости и жаростойкости стальных деталей применяют цементацию. Она заключается в том, что стальные детали помещают в ящик с графитовым порошком, который устанавливают в термической печи. Атомы углерода вследствие диффузии проникают в поверхностный слой деталей. Глубина проникновения зависит от температуры и времени выдержки деталей в термической печи.

Текст для 4 группы. Но, не всегда диффузия благо для человека. К сожалению, необходимо отметить и вредные проявления этого явления. Дымовые трубы предприятий выбрасывают в атмосферу углекислый газ, оксиды азота и серы. В настоящее время общее количество эмиссии газов в атмосферу превышает 40 миллиардов тонн в год. Избыток углекислого газа в атмосфере опасен для живого мира Земли, нарушает круговорот углерода в природе, приводит к образованию кислотных дождей. Процесс диффузии играет большую роль в загрязнении рек, морей и океанов. Годовой сброс производственных и бытовых стоков в мире равен примерно 10 триллионов тонн.
Загрязнение водоёмов приводит к тому, что в них исчезает жизнь, а воду, используемую для питья, приходится очищать, что очень дорого. Кроме того, в загрязненной воде происходят химические реакции с выделением тепла. Температура воды повышается, при этом снижается содержание кислорода в воде, что плохо для водных организмов. Из-за повышения температуры воды многие реки теперь зимой не замерзают.
Для снижения выброса вредных газов из промышленных труб, труб тепловых электростанций устанавливают специальные фильтры. Для предупреждения загрязнения водоемов необходимо следить за тем, чтобы вблизи берегов не выбрасывался мусор, пищевые отходы, навоз, различного рода химикаты.

Деятельность преподавателя

Где же нашел применение процесс диффузии? Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем вам поработать над текстами, которые получит каждая группа. Задача каждой группы - выделить в тексте главное и составить рассказ о применении процесса диффузии в данной области. Выступающих от группы может быть несколько.

Мы видим, как велико значение диффузии в неживой природе, а существование живых организмов было бы невозможно, если бы не было этого явления.

К сожалению, приходится бороться с отрицательным проявлением этого явления, но положительных факторов намного больше и поэтому мы говорим об огромном значении диффузии в природе.

Давайте проведем между командами небольшой конкурс. В фольклоре народов тоже упоминается о процессе диффузии. Вспомните несколько пословиц или поговорок, в которых так или иначе идет речь о диффузии.

1. Ложка дёгтя в бочке мёда. (Русская)

2 Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее. (Мальгашская)

3. Тухлое яйцо портит всю кашу. (Немецкая)

4. На мешке с солью и верёвка солёная. (Корейская)

5. Овощной лавке вывеска не нужна. (Японская)

6. Капля яду ведро молока портит. (Тамильская)

8. Запах мускуса не скроешь. (Персидская)

9 Волка нюх кормит. (Узбекская)

Объясняет домашнее задание: §§ 7-8; вопросы;

Написать рассказ «Путешествие молекулы с помощью диффузии»

Формируемые УУД

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- анализ, синтез, сравнение, классификация (П);

- поиск и выделение необходимой информации (П);

- умение структурировать знания (П);

- построение речевых высказываний (П);

- подведение под понятие (П);

- выведение следствий (П);

- доказательство (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- постановка вопросов (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

Этап 8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Задачи

Подвести итоги урока

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Рефлексия деятельности

Деятельность уча­щихся

Обучающиеся рефлексируют и анализируют деятельность на уроке.

Делают самооценку своей и коллективной деятельности, задают вопросы на будущее.

Фиксируют настроение.

Оценивают степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой. Анализируя результаты собственной деятельности.

Деятельность преподавателя

Предлагает учащимся выбрать окончания фраз:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Меня удивило…

Формируемые УУД

внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- формулирование и аргументация своего мнения (К);

- планирование учебного сотрудничества (К)

Итоговый контроль, подведение итогов

Формулируют выводы о достижении цели урока.

Формулировка ответа на вопрос: для чего необходима полученная информация.

Обсуждают результаты урока

Формулировка учащимися итога урока: достижение каких целей урока было достигнуто в ходе урока.

Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению.

В заключении учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке и делает вывод о достижении цели урока всем классом.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Много интересного материала, активные формы работы. Спасибо! Елена Владимировна, Вы успеваете с детьми все сделать, что запланировали? Обычно дети в 7 классе только привыкают к новому предмету и работают медленно.

11 July 2017

Похожие публикации