Конспект урока по физике в 7 классе «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по физике в 7 классе.
Тема: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
образовательная: ознакомление школьников с новыми физическими явлением – действие жидкости на погруженное в нее тело; установление, от каких факторов зависит выталкивающая сила, от каких не зависит;
воспитательная: формирование познавательного интереса к физике; воспитание толерантного отношения друг к другу;
развивающая: формирование интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, систематизировать знания.
Задачи:
Формирование знаний о выталкивающей силе, умений применять полученные знания для решения качественных задач
Развитие исследовательских умений: ставить цели, наблюдать, анализировать, делать выводы
Формирование коммуникативных умений: взаимодействовать в паре, группе, высказывать свою точку зрения
Развитие рефлексивных умений: осуществлять самооценку, соотносить уровень своих знаний с требованиями программы.
обучение навыкам самостоятельного получения новых знаний;
формирование сознательной деятельности обучающихся при изучении нового материала;
формирование умения наблюдать, анализировать, делать выводы;
формирование навыков сотрудничества в процессе совместного познания.
Планируемые результаты:
Личностные: проявление эмоционально - ценностного отношения к учебной проблеме; творческого отношения к процессу обучения;
формирование интереса к познанию окружающего мира;
установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения жизненных потребностей;
Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации.
Предметные: умение измерять выталкивающую силу, используя динамометр; различать в каких случаях эта сила больше(меньше); выяснить, от чего зависит сила.
Оборудование: динамометры, мензурки с водой, сосуд с раствором соли, нитка, пластилин, алюминиевые цилиндры, латунный цилиндр, парафиновый шарик.
Этапы урока
I. Организационный момент урока. – 4 мин.
II. Актуализация знаний (кроссворд). – 4 мин.
III. Мотивация, постановка проблемы – 2 мин.
IV. Исследование, эксперимент (самостоятельная работа учащихся). – 12 мин.
V. Обобщение и систематизация (заполнение таблицы) – 5 мин.
VI. Закрепление изученного (качественные задачи, загадки). – 6 мин.
VII. Рефлексия (тест). – 3 мин.
VIII. Заключение. Домашнее задание. – 1 мин.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Девизом нашего сегодняшнего урока послужит высказывание Иммануила Канта:
Без сомнения, все наше знание начинается с опыта.
Как известно, опыт и наблюдение – величайшие источники мудрости. А доступ к ним открыт для каждого из вас.
II. Актуализация.
Начнем наш урок с интеллектуальной разминки, которая поможет освежить ваши знания, необходимые сегодня при изучении новой темы. Для этого вам нужно вспомнить формулы вычисления следующих физических величин:
Вес тела.
Давление жидкости и газа.
Сила давления.
Масса тела.
Объем цилиндра.
Работа с формулами (найти соответствие):
III. Мотивация:
Попробуем использовать эти знания при изучении новой темы.
Эксперимент: В сосуде на дне лежит парафиновый шарик. Наливаем воду, парафиновый шарик всплыл.
- Почему тело всплыло?
(на него действует сила, направленная вверх).
- А действуют ли газы на тело, погруженное в них?
(да, например, воздушный шар). Если ребята затрудняются ответить на вопрос, можно продемонстрировать заранее спрятанный воздушный детский шарик.
Как мы можем сформулировать тему нашего урока?
Запишем тему нашего урока: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».
IV. Изучение нового материала (исследование, эксперимент)
- Давайте экспериментально выясним, на все ли тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила?
Фронтальная работа:
На каждом столе у вас есть динамометр и металлический цилиндр.
Определите вес данного тела в воздухе Р1.
Не снимая с динамометра, погрузите это тело в воду и определите вес этого тела в воде Р2.
Сравните результаты и сделайте вывод. (Р2 < Р1).
Проблема: Почему вес тела в воде меньше веса тела?
(существует сила, действующая на тело в воде и направленная вверх)
● Таким образом, на любое тело, погруженное в жидкость или газ действует выталкивающая сила. (Записываем вывод в тетрадь). Эту силу ещё называют силой Архимеда. А почему, мы узнаем чуть позже.
- Рассчитать значение этой силы мы можем, опираясь на результаты нашего эксперимента.
- Подумайте, как можно это сделать?
/ответы учащихся - формулировка вывода на слайде для проверки/
- Итак, мы выяснили, что на погруженное в жидкость или газ тело действует архимедова сила.
- Продолжаем исследование; давайте-ка, подумаем, от каких факторов (физических величин) зависит выталкивающая сила?
Выдвижение гипотез: FA зависит от:
Плотности тела
Объёма тела
Плотности жидкости
От глубины погружения
От формы тела
- А теперь давайте работать в группах, попробуем все эти гипотезы проверить экспериментально и выяснить, какие гипотезы верны.
- Ведь как говорил наш соотечественник М. В. Ломоносов: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением».
Работа в группах.
Определим, от каких фактов зависит или не зависит выталкивающая сила.
Разбиваемся на небольшие группы по 4-5 человек. Каждая группа получает свое задание. Работаем в парах. У каждого из вас на парте имеется Лист исследования с заданием и инструкцией к его выполнению. Подпишите, пожалуйста, свой лист и приступайте к исследованию.
Задание первой группе.
Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от массы и плотности тела.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и латунный цилиндры, нить.
Порядок выполнения задания:
1. Возьмите алюминиевый цилиндр. Определите с помощью динамометра вес цилиндра в воздухе Р1.
2. Не снимая с динамометра, погрузите цилиндр в воду и определите вес этого цилиндра Р2.
3.Определите выталкивающую силу, действующую на цилиндр.
4. Повторите опыт с латунным цилиндром. Результаты измерений внесите в таблицу:
Цилиндр |
Вес тела в воздухе, Р1. |
Вес тела в воде, Р2. |
Выталкивающая сила Fвыт =P1 – P2. |
алюминиевый |
|||
латунный |
5. Сравните плотности тел (см. табл. №2 стр. 50 учебника) и выталкивающие силы, действующие на тела_______________________________________________________________
Сделайте вывод о зависимости (не зависимости) выталкивающей силы от плотности тела или массы.
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание второй группе.
Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от объема тела.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.
Порядок выполнения задания:
Возьмите тело с меньшим объемом и определите вес тела в воздухе Р1.
Погрузите это тело в воду и определите вес тела в воде Р2.
Повторите опыт с телом большего объема.
Определите выталкивающую силу в обоих случаях. Результате внесите в таблицу:
Объем тела |
Вес тела в воздухе, Р1. |
Вес тела в воде, Р2. |
Выталкивающая сила, Fвыт = P1 – P2. |
Vмал. тела |
|||
Vбол. тела |
Сравните результаты и сделайте выводы о зависимости (независимости) выталкивающей силы от объема.
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание третьей группе.
Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от объема погруженной в жидкость части тела.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, небольшое тело, нить.
Порядок выполнения работы:
Определите вес тела в воздухе Р1 _____________________.
Погрузите тело на половину в воду и определите вес тела в воде Р2________________________.
Определите выталкивающую силу Fвыт 1 = P1 – P2________________________________________________.
Опустите тело полностью в воду и определите вес тела в воде Р3____________________________.
Определите выталкивающую силу Fвыт 2 = P1 - P3_________________________________________________.
Сравните выталкивающие силы: Fвыт1 и Fвыт2. Сделайте вывод о зависимости (не зависимости) выталкивающей силы от объема погруженной в жидкость части тела.
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание четвертой группе.
Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости, в которую погружено тело.
Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, сосуд с раствором соли, небольшое тело.
Порядок выполнения работы:
Определите вес тела в воздухе Р1.
Опустите тело полностью в сосуд с водой и определите его вес в воде Р2.
Повторите этот опыт с раствором соли.
Определите выталкивающие силы в обоих случаях и занесите результаты в таблицу:
Жидкость |
Вес тела в воздухе, Р1. |
Вес тела в жидкости, Р2. |
Выталкивающая сила Fвыт. = P1 – Р2. |
вода |
|||
раствор соли |
Чем отличаются эти жидкости?
Что можно сказать о выталкивающих силах, действующих на тело в различных жидкостях?
Сделайте вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от плотности жидкости.
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание пятой группе.
Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения тела внутри жидкости.
Оборудование: сосуд с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.
Порядок выполнения работы:
Определите вес тела в воздухе Р1.
Определите вес тела в воде на глубине h1 и на глубине h2, большей, чем h1, Р2.
Рассчитайте выталкивающую силу, действующую на тело на разной глубине. Результаты измерения и расчета занесите в таблицу:
Глубина погружения |
Вес тела в воздухе, Р1 |
Вес тела в воде Р2 |
Выталкивающая сила Fвыт. = P1 – P2 |
h1 |
|||
h2 > h1 |
Сравните выталкивающие силы, действующие на тело на разной глубине.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от глубины погружения тела в жидкость.
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание шестой группе.
Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от формы тела, погруженного в жидкость.
Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
Порядок выполнения задания:
Кусочку пластилина придайте форму шара.
определите вес тела в воздухе Р1.
Опустите тело в воду и определите вес тела в воде Р2.
Определите выталкивающую силу, действующую на тело.
Измените форму тела (куб, цилиндр…).
Повторите опыт. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:
Номер опыта |
Вес тела в воздухе, Р1. |
Вес тела в воде, Р2. |
Выталкивающая сила Fвыт. = P1 – P2. |
1. |
|||
2. |
Сравните силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от формы тела.
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Обобщение и систематизация
По ходу отчетов каждой группы на доске таблица
Архимедова сила |
|
Зависит от |
Не зависит от |
Объема тела |
Формы тела |
Плотности жидкости |
Плотности тела |
Массы тела |
|
Глубины погружения |
Молодцы! Все группы справились со своими заданиями.
-Впервые обратил внимание на существование этой силы древнегреческий учёный Архимед, живший в городе Сиракузы на Сицилии в III веке до нашей эры. А что этому предшествовало посмотрите сами...
(просмотр видеофрагмента)
- Вот так Архимед нашёл решение задачи Гиерона. Поэтому силу, действующую на погруженные в жидкость или газ тела, мы называем Архимедовой силой.
VII. Закрепление изученного. (качественные задачи на слайдах)
1. Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже, стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти россказни?
3. Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковороде?
4. Почему в недосоленом супе ощипаная курица тонет, а в пересоленом спасается вплавь?
VIII. Контроль и самоконтроль (рефлексия)
Итоговый тест: «Верю, не верю»
1. Выталкивающая сила действующая на погруженное в жидкость тело зависит от плотности тела.
2. Вес тела в жидкости меньше веса этого же тела в воздухе.
3. Выталкивающая сила также возникает и в газах.
4. В воду опущены два тела разной формы, но равные по объему. На первое тело действует большая выталкивающая сила.
5. Выталкивающая сила направлена вверх.
ОТВЕТЫ: -, +, +, - , + . (нет, да, да, нет, да)
.
X. Домашнее задание §48 (выучить определения и формулы). Записать в тетрадь три доказательства существования выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.
Презентация к уроку: