Декоративно-прикладное творчество как средство развития детей с ОВЗ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №31»
Декоративно-прикладное творчество как средство развития детей с ОВЗ
Карачёв Алексей Александрович,
учитель технологии ГБОУ АО СКОШ №31
Архангельск 2023
На современном этапе становления системы российского образования особую актуальность приобретает вопрос создания оптимальных условий развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Центральное направление работы коррекционной школы при этом – социальная адаптация детей с ОВЗ. Найдут свое место в жизни сегодняшние школьники или нет зависит в огромной степени от тех навыков, которые будут сформированы за годы обучения в школе.
Да, дети с ОВЗ ограничены в средствах познания мира, но они также талантливы, как их обычные сверстники. Задача учителя – помочь найти, развить и научить реализовывать эти таланты в реальной жизни.
Мощнейшим стимулом для общего развития ребенка всегда являлось и будет являться декоративно-прикладное творчество. Термин «декоративно-прикладное» несет в себе сразу несколько смыслов. Первый смысл – эстетическая составляющая. Любой человек может определить, что красиво, а что – нет. Любой ребенок с удовольствием пойдет по тропинке, ведущей к прекрасному, отказываясь при этом от соблазнов современного мира. Второй смысл – практическая составляющая. Особую ценность для детей будет иметь не умозрительная деятельность, а полезное, утилитарное изделие.
В термине «декоративно-прикладное» есть и третий, очень важный смысл – культурно-исторический. Все виды, направления декоративно-прикладного творчества ведут свое начало не просто из глубины веков, а со времен становления человека как вида. Лепя из глины игрушку, вышивая узор на ткани, расписывая деревянную ложку, ребенок, будто связывается духовно, интеллектуально, эстетически со своими далекими, но конкретными предками.
Освоение различных декоративно-прикладных технологий детьми с ОВЗ позволяет повысить эффективность обучения в целом, и обосновывается развитием психомоторных, интеллектуальных и эстетических качеств. Не случайно, а очень даже осознанно и точно утверждал В.А. Сухомлинский: «Истоки творческих способностей детей – на кончиках их пальцев».
Цель данного доклада – показать значимость декоративно-прикладной деятельности в развитии детей с ОВЗ на примере рабочей программы «Художественная обработка древесины». Эта программа разработана автором доклада в 2022 году для учеников 10-11 класса с легкой степенью умственной отсталости.
Художественная обработка древесины – одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В нашей стране деревянная архитектура, отделка интерьеров, мебель, разнообразные предметы быта, выполненные из дерева, принадлежат к одному из важнейших видов искусства и занимают значительное место в национальной культуре народа. Подлинных памятников древнерусского искусства относящихся к IX–XVI вв. сохранилось очень мало, но по литературным источникам, а также по изображениям в живописи и миниатюре, известно, что обработка древесины занимала ведущее место среди ремесел. Из древесины строили жилье, изготовляли мебель и бытовую утварь, которую украшали выжиганием, росписью и резьбой. Искусство художественной обработки древесины, имеющее в нашей стране глубокие традиции, широко развивается в Архангельской области. На весь мир известны шедевры северной деревянной архитектуры с её неизменным вниманием к домовой резьбе, уникальные образцы северной росписи и внимательное отношение взрослых к обучению детей народным промыслам.
Программа включает в себя шесть разделов;
1. Материаловедение. Перед началом освоения нового вида декоративно-прикладного творчества ученикам даются элементарные сведения о древесине, фанере, видах лакокрасочных изделий, инструментах и технологиях обработки материалов.
2. Элементы графической грамоты. Без разметки – никуда! Мое глубокое убеждение, что при изготовлении любого изделия, при любой, самой незначительной операции необходимо учить детей использовать разметочные инструменты. Измерять и размечать! Чем больше – тем лучше! Отпиливаешь – разметь. Строгаешь – разметь. Забиваешь гвоздь, закручиваешь шуруп – разметь. Тем более не обойтись без разметки при росписи по дереву, резьбе и выжиганию.
3. Выжигание по дереву. Самый простой способ украсить изделие из древесины – выжигание (пирография) – искусство, пришедшее к нам из глубины веков. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа.
Первые предметы быта, украшенные выжженным узором датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу. В средние века в Европе выжигание стало уже не только формой народного творчества, но и действительно искусством. Им занимались многие знаменитые художники, такие, как Рембрант и П.Пикассо.
Выжигание по дереву доступно для детей с дошкольного возраста, но эта технология увлекательна и для взрослых. При соблюдении элементарных правил охраны труда, режима труда и отдыха она доступна и детям с ОВЗ.
На фото внизу вы видите примеры изделий выполненных учениками ГБОУ АО СКОШ №31 в технике пирографии:
Фото 1. Панно «Карлсон» Фото 2. Панно «Самолёт АН-140»
Фото 3. Панно «Вертолёт Ми-8»
а также примеры работ, украшенных выжиганием дополнительно:
Фото 4. «Паровоз» Фото 5. «Подставка для телефона»
4. Резьба по дереву.
Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании бытовых декоративных изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.
Есть много видов резьбы по дереву – домовая, объемная, прорезная, плоско-выемчатая, плоскорельефная, барельефная, накладная, тальянка и т. д.
В условиях работы с детьми с ОВЗ я рекомендую два самых простых вида резьбы:
- контурную резьбу:
Фото 6. Панно «Конь» Фото 7. «Кони на водопое»
- и геометрическую резьбу:
Фото 8. «Розетка и лучи»
Фото 9. «Разделочные доски»
Технология резьбы по дереву развивает у школьников внимательность, сосредоточенность, усидчивость, пространственное воображение и уверенные мышечные движения.
5. Точение изделий из древесины.
Изготовление точеных изделий на Руси относят к XII веку. В это время токарный станок на территории Новгорода и Поволжья был уже известен. На станке вытачивали деревянную посуду. В современных условиях с помощью токарного станка изготавливают около 100 наименований точеных изделий (балясина, булава, игрушки, катушки, молоток кухонный, ножки для мебели и др.).
Токарный станок изучается в обычной школе с 6 класса, в коррекционной – с 6-7 класса, в зависимости от готовности детей. Опыт показывает, что большинство школьников с ОВЗ успешно справляется с токарными работами:
Фото 10. «Киянки» Фото 11. «Журнальный столик»
Фото 12. «Скалки»
6. Роспись по дереву.
Роспись по дереву – декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековую историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками. Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов.
И снова, о разметке! В основе росписи – графические навыки, поэтому начинать следует с простого: точка, прямая линия, дуга, кривая, окружность. Затем – элементарный орнамент, например, ленточный. Далее – более сложные формы:
Фото 13. «Кухонная утварь» Фото 14. «Разделочные доски»
Фото 15. «Подставки под телефон» Фото 16. «Подставки под горячее»
Фото 17. «Кулончики» Фото 18. «Ёлочные шары»
Фото 19. «Работа ученика с УУО» Фото 20. «Подставка под горячее»
Есть ещё одно направление декоративно-прикладного творчества, которое нельзя обойти вниманием. Его нет в программе «Художественная обработка древесины», но оно также оказывает определенное и значительное влияние на развитие практических навыков и эстетическое воспитание школьников. Речь идёт об использовании на уроках технологии других, самых доступных природных материалов.
Для работы с ними не нужны значительные материальные затраты. В лесах Архангельской области, даже в городской черте всегда можно найти ветви, стволы поваленных деревьев, наросты на березе – такие, как кап или сувель. Это уникальный материал для детского творчества!
Изделия, выполненные учениками 5-8 класса:
Фото 20. «Фигурки животных» Фото 21. «Кулоны из сувеля»
Фото 22.. «Шкатулка» Фото 23. «Подарок папе»
В завершение доклада отмечу еще раз, что декоративно-прикладное творчество – сильнейший инструмент развития ребенка, это начало, старт для совершенствования практических навыков, знаний, эстетического восприятия и, одновременно, архетипическая связь между бесчисленными поколениями людей.
Надеюсь, что мой доклад и представленные образцы изделий окажутся полезными для моих коллег.
Хотелось бы завершить доклад фотографиями радостных детских лиц, создавших свое, такое дорогое изделие, но современные правила этого не рекомендуют. Поэтому, в завершение:
Фото 24. «Обниман». Работа учеников 8 класса.
Примечания:
1.Все фотографии сделаны автором доклада.
2.Работы на Фото 6, 7, 8, 20 выполнены учениками ГБОУ АО СКОШ №31 под руководством учителя технологии Краева Валерия Геннадьевича, а остальные – учениками Карачёва А.А.