Урок математики в 5 классе «Деление»
Деление
Цель урока: сформировать представление о делении натуральных чисел; вывести правила нахождения неизвестного множителя, делимого и делителя.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «Деление», «Частное», «Неизвестный множитель», «Неизвестное делимое», «Неизвестный делитель»;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, отстаивать свою точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами; воспитывать ответственность и аккуратность;
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; передавать информацию в сжатом, выборочном виде; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Приветствие.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и лицам.
Доброе утро!
Улыбчивым птицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
2) Проверка готовности к уроку.
2. Подготовка учащихся к усвоению новой темы
Фронтальная работа
1. Вычисли устно (первого учащегося называет учитель, следующего -ответивший ребенок)
71*11
11*42
10*311
1*413
48*2*5
125*8
25*36*4
29*125*8
35*8*2
32*2*25
45*2*10*125*8*0
2.Определите последнюю цифру результата действия:
26* 34, 263-198, 39*53,
275+79, 447+568, 377-199.
2.Найди и исправь ошибки:
233>2304;
8247<8247;
7777=77777;
12015>121053.Решите уравнение:
a+45=100;
49-х=48;
Во время устной работы учащиеся, не знающие таблицу умножения работают самостоятельно.
(приложение 2)
-Какие арифметические действия вы использовали при решении задач?
-Каким арифметическим действием вы не разу не воспользовались?
-Назовите тему урока.
Записать число, тему урока в тетрадях. Прописать в тетрадях цифры 1 и 9.
-А где можно использовать «Деление» на практике (в повседневной жизни)?
Как вы думаете, что значит «Делить»?
-В.И.Даль о делении сказал так: «Делить- разлагать на части, дробить, раздроблять, делать раздел».
«Делить одно число на другое- узнавать, сколько раз одно число содержится в другом».3. Изучение нового материала
Работа в парах
-Вам предстоит выполнить небольшую исследовательскую работу. Для этого вам необходимо выполнить задание на карточках, которые лежат у вас на столе. (Приложение 1)
-Давайте проверим результаты вашей работы.
-Сформулируйте определение действия «деление».
-Как по другому называется действие деление? (частное)
-Сформулируйте правила нахождения неизвестного множителя, делимого, делителя.
-Откройте учебник на с.74, найдите определение «деления» («неизвестного множителя, делимого и делителя»), прочитайте, сравните со своими записями в тетрадях, закройте ладошкой, расскажите его сами себе.
-Теперь расскажите это определение друг другу.
-Определение «деления» и правила нахождения неизвестного множителя, делимого и делителя нужно запомнить.
(для лучшего запоминания напечатанные определения вывесить на доску)
Что еще вы можете рассказать о делении?
(деление числа на 1, на 0, на себя)4. Первичное закрепление знаний.
1.Разбейте на группы слова. Почему именно так?
Слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное.
2.Какое из чисел пропущено
36, 9, 4
48, 6, * (задание выполняют устно)
Физкульминутка.
3. Заполните таблицу (вычисления в тетрадях и у доски 4 человека)
Делимое | 11172 | 9030 | 935 | 1161 |
Делитель | 114 | 215 | 11 | 27 |
Частное | 98 | 42 | 85 | 43 |
4.Реши уравнение: (вычисления в тетрадях и у доски)
96:Х=8
Х:70=14
105:Х=35
5. Реши задачу, составив уравнение: (в тетрадях и у доски)
Я задумала число. Если его разделить на 4, а потом от частного отнять 2,
то получится 7. Какое число я задумала?
Самостоятельная работа (можно обратиться за помощью к учителю или соседу по парте)
Делимое | 2397 | | 3190 | 2727 | 0 |
Делитель | 47 | 315 | 11 | | 3457 |
Частное | | 42 | | 27 | |
Рефлексия (предложить каждому учащемуся продолжить одну из фраз)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел… я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание: стр 79, № 514, стр 80. № 517, п .12
Приложение 1
1.Закончите предложение:
А) Число, которое делят, называют ___________________
Б) Число, на которое делят, называют ________________________
В) Результат деления называют ____________________________
Г) Как по другому называют «деление»_____________________
2. Сформулируйте правило нахождения неизвестного множителя
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сформулируйте правило нахождения неизвестного делителя
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Найдите значение выражения:
132:1= ___; 132:132= ___; 0:132= ___.
4 x 9 = | 9 x 7 = | 4 x 4 = |