Урок математики в 5 классе по теме «Деление с остатком»
ТЕМА: «Деление с остатком».
КЛАСС: 5.
ТЕМА И НОМЕР УРОКА В ТЕМЕ: «Деление с остатком» (первый урок из трех по данной теме).
БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика, 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина, 2013.
ЦЕЛИ УРОКА: повторить и углубить знания по делению с остатком натуральных чисел.
ЗАДАЧИ:
образовательные (формирование познавательных УУД)
повторить и углубить знания по делению с остатком.
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)
формировать культуру общения при работе в классе; развивать умение слушать и вступать в диалог; воспитывать интерес к математике как к науке.
развивающие (формирование регулятивных УУД)
развитие познавательных интересов учащихся; умение обрабатывать информацию.
ТИП УРОКА: урок первичного предъявления знаний.
ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, индивидуальная.
НЕОБХОДИМОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: учебники по математике, карточки рефлексии (приложение 1).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п/п |
Этап |
УУД |
Деятельность |
ЭОР |
Время (в минутах) |
|
учитель |
учащиеся |
|||||
1. |
Организационный момент |
личностные развитие познавательного интереса, мобилизация внимания, уважение к окружающим; |
Приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку; |
Приветствуют учителя, подготавливаются к уроку, |
— |
1 |
2. |
Актуализация знаний учащихся |
коммуникативные умение слушать, вступать в диалог регулятивные планирование своей деятельности, целеполагание |
Ставит перед учениками жизненные задачи |
Стараясь помочь, решают задачи. |
— |
8 |
3. |
Изучение нового материала |
личностные нравственно-этическая оценка коммуникативные выявление проблемы, поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; планирование своей деятельности для решения поставленной задачи |
Объяснение нового материала, |
Внимательно слушаю, записывают теорию в тетрадь, делают выводы. |
— |
10 |
4. |
Закрепление материала |
коммуникативные выявление проблемы, поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; планирование своей деятельности для решения поставленной задачи |
Организует коллективную и индивидуальную работу учащихся |
Выполняют задания у доски и в рабочих тетрадях, участвуют в работе по коррекции ошибок |
— |
15 |
5. |
Итог занятия и рефлексия деятельности |
личностные нравственно-этическая ориентация регулятивные оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения учебной мотивации |
Подводит итоги урока |
Проставляют оценки в карточки, делают выводы о достигнутых результатах |
Приложение 1 |
5 |
6. |
Домашнее задание |
Задает дозированное домашнее задание |
Записывают домашнее задание в дневник |
— |
1 |
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь! Открываем тетради, записываем «Классная работа», на полях сегодняшнюю дату.
Актуализация знаний учащихся.
Учитель: А пока вы пишите, я присяду, что то у меня закружилась голова! Доктор прописал лекарство, которое нужно пить по 2 таблетки 2 раза в день в течение 17 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Сколько же надо купить упаковок? Кто поможет ? (один ребенок у доски, остальные в тетради)
2х2х18= 68(шт) всего
68:10 = 6 упаковок и 8 таблеток.
Вывод: надо купить 7 упаковок (70 таблеток) и 2 останется.
Учитель: Спасибо ребята! Помогите еще раз. Давайте выясним, хватит ли, положить на счет мобильного телефона 300 рублей на месяц, если ежедневно снимается 5 руб? 8 руб? и 11 руб? (задания соответственно для 1,2 и 3 ряда).
Каждый ряд, выделяет представителя, показывает решение на доске.
1)300:5=60 дней.
2)300:8=37 дней и 4 руб останется.
3)300:11= 27 дней и 3 руб останется.
Вывод: В первом и втором случае денег хватит на месяц.
III. Физкультминутка-
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
V. Изучение нового материала.
Компоненты деления с остатком
Делимое : Делитель = Неполное частное Остаток
Выводим правило.
Чтобы найти делимое при делении с остатком, надо умножить неполное частное на делитель и к полученному произведению прибавить остаток: a = bc + d,
где а – делимое, b – делитель, с – неполное частное, d – остаток.
На доске записаны примеры: 75:2=37 (остаток 1)
13:2=6 (остаток 1)
Учитель: Ребята, обратите внимание на остаток! Какому условию он должен удовлетворять?
Вывод: Остаток обязательно должен быть меньше делителя. Если в остатке нуль, то делимое делится на делитель нацело (без остатка).
VI. Закрепление знаний.
Коммуникативные УУД: выявление проблемы, поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.
Задание для каждого ряда, 3 человека (от каждого ряда по 1) у доски.
Задача № 1
Можно ли разместить 100 пассажиров Яхты в 15 шлюпок, вместимостью 10 человек?
Задача № 2
Детский лагерь посещают 90 детей. Хватит ли по одному карандашу каждому ребенку из детского лагеря, если есть 12 пачек по 12 цветов?
Задача № 3
Один килограмм конфет стоит 390 руб. Сколько килограмм конфет можно купить на 1000 руб?
Закрепление материала
Как выполнить деление с остатком?
Каким должен быть остаток?
Что означает, если остаток больше делителя?
Рефлексия деятельности.
Этап урока |
Было интересно, все понял(а) |
Все понял(а), но не все получилось |
На уроке работал(а), но плохо понял(а) |
Задачи про таблетки и телефон |
|||
Новый материал |
|||
Решение задач по рядам |
|||
Итого |
Приложение 1:
Домашнее задание.
Стр 84 №550, 552