12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Данилова Оксана Михайловна106
Россия, Ставропольский край, п. им. Кирова

Разработка урока математики в 5 классе по теме: «Деление с остатком»

Цели:

в личностном направлении (воспитательные): воспитывать чувство коллективизма и научить договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения;

в метапредметном направлении (развивающие): развивать внимание, логическое мышление, математическую речь;

в предметном направлении (обучающие): повторить деление с остатком, названия его компонентов, вспомнить формулу для нахождения делимого, формировать навыки деления с остатком.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление изученного.

Форма урока: комбинированный урок.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, карточки, куски ленты длиной 21,22,23 см, линейка и ножницы.

Учебник: «Математика 5 класс», А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I этап. Организационный момент.(2 мин)

Приветствие учителя.

Дети, вам тепло?

 -Да!

 – В классе светло?

 – Да!

Прозвенел уже звонок?

 – ДА!

  – Уже закончился урок?

 – Нет!

 - Только начался урок?

Да!

Хотите учиться?

Да!

  – Значит можно всем садиться!

 

Настроенье каково?

  – Во!

  – Все такого мнения?

 – Все без исключения!

  – Математика - наука!

Ей хотим мы научиться.

И сегодня на уроке обещаем

-не лениться!

 

- Запишите в тетрадях «Классная работа», число сегодняшнего урока – 11.12.2018 г

 

Составь из предложенных слов девиз урока:

С МАЛЕНЬКОЙ УДАЧИ НАЧИНАЮТСЯ БОЛЬШИЕ УСПЕХИ

 

Ученики стоя приветствуют учителя.

Настраиваются на работу, вступая в диалог с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают.

 

 

Составляют.

II этап. Актуализация знаний. (2 мин)

- Итак, ребята, давайте выполним устный счет. Найти значение выражения:45* 100, 7200:200, 150:30, 3232: 16, 560: 70, 0: 56, 457:1, 3876: 38, 125*8, 2025: 5, 720: 720, 128:0

 

- Скажите, пожалуйста, примеры с какими арифметическими действиями вам чаще всего встречаются?

- Молодцы, ребята!

 

Учащихся решают устный счет.

 

 

-Примеры с делением.

 

III этап. Сообщения новой темы (создание проблемной ситуации). (3 мин)

- А, теперь решим такую задачу:

«Сошлись на полянке 17 зайчат,

Парами прыгать они захотят.

Сколько мы в паре увидим зайчат?

Сколько уныло в сторонке сидят?»

 

- Сколько было зайчат?

- «Парами» - это значит по сколько?

- Сколько зайчат будут в танце?

- Сколько пар?

- А в сторонке сколько?

 

- Как записать решение?

Один ученик записывает на доске, остальные в тетради.

 

 

- Возникли ли у вас затруднения при вычислении?

 

 

- Значит, какова тема нашего урока?

 

 

 

 

- В начальных классах вы знакомились с этой темой?

 

 

- Какие цели мы перед собой поставим на этот урок?

 

Запишите тему урока «Деление с остатком»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 17

- по 2

- 16

- 8

- 1

 

Запись на доске учащимся 17 : 2 = 8 (ост.1)Вычисляют.

 

Проблема:

-Да. Здесь получается остаток.

- Тема сегодняшнего урока – деление с остатком (записывают в тетрадях)

 

- Да, мы изучали в 4 классе.


 

- Вспомним как выполнять деление с остатком, повторить названия его компонентов, формировать навыки деления с остатком.

IV этап. Изучение нового материала.(10 мин)

 

 

- Итак, ребята, с помощью предыдущей задачи, мы с вами вспомнили, что не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком.

-А ещё где применяется деление с остатком и зачем мы это изучаем.

- Правильно. Давайте наглядно убедимся как деление с остатком может использоваться в жизни, сделав следующую практическую работу. Вы будете работать в парах. Для работы вам нужны: кусок ленты длиной 21 см,22 и 23 см, линейка и ножницы. Все готовы?

- Разделите ленту на кусочки по 4 см.

- Что у вас получилось?

 

- Запишем это решение.

 

 

- Назовите делимое

- Назовите делитель

- 5 – это какой компонент действия?

- Ребята, так как мы решили пример на деление с остатком, то это число будем называть не частным, а неполным частным.

- Назовите остаток.

- Делаем запись в тетради: 21:4 = 5 (ост.1) 22:4 = 5 (ост.2 ) 23:4 = 5 (ост.3 )

21,22,23 – делимое

– делитель

5– неполное частное

1,2,3 – остаток

 

А если 24:4?

 

 

 

 

 

 

- Какой вывод можно сделать из этого?

Остаток всегда меньше делителя

 

 

- Молодцы! Давайте сформулируем правило как найти делимое, если известен делитель, неполное частное и остаток.

- Давайте напишем формулу для нахождения делимого, если обозначим:

а – делимое

b – делитель

n – неполное частное

r - остаток

 

Сравнительный анализ формул деления нацело и деления с остатком

а:в=с а:в=с(ост d)

а=в*с а=в*с+d

Где можно проверить правильность записи нашей версии?

П 19 стр 131-132

 

При покупке чего либо, при расчёте стройматериалов, при расчёте лекарств, в задачах ЕГЭ профильного уровня и т. д.

 

 

Дети выполняют практическую работу под руководством учителя.

 

 

- Получилось 5 кусочков ленты по 4 см и остался 1 кусочек длиной 1 см.

Из нескольких пар к доске выходит один ученик и записывает решение. После этого сравниваем полученные выражения.

21:4=5 (ост.1) 22:4 = 5 (ост.2 ) 23:4 = 5 (ост.3 ) 24:4 = 6 (ост.0)

 

- Остаток не может быть больше делителя.

- 21=5*4+1

 

- Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на неполное частное и прибавить остаток.

Записывают в тетради

а= b*n +r

 

 

 

 

В учебнике.

V этап. Физкультминутка. (3 мин)

VI этап. Закрепление. (15 мин)

1,2 уровень № 521(1,4,7), № 527 решить примеры у доски и задачу.

 

 

3 уровень (для сильных)

Решите задачу:

№ 1.Сырок стоит 7 рублей 20 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 60 рублей?

№ 2. Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?

 

Проверьте своё решение, оцените работу (сильные, сверяя с учителем и объясняя задачи профильного уровня на деление с избытком и недостатком.)

 

Всегда ли можно выполнить деление?

 

Найди ошибку в примерах

42:8=4 ОСТАТОК 10

30:7=4 ОСТАТОК 2

49:6= 7 ОСТАТОК 7

58:8= 6 ОСТАТОК 8

Взаимопроверка.

 

3 ученика решают на доске, остальные самостоятельно в тетради. Потом проверяем, обсуждая решение. Затем задачу.

 

Проверяющие комментируют ошибки проверяемых.

 

 

 

 

Да, нацело или с остатком.

 

Проверяют друг у друга.

VII этап. Итог урока.(3 мин)

Какую цель мы ставили в начале урока?

 

Как вы думаете, добились мы цели?

Какой знак поставить?

ОСТАТОК (<, >, =) ДЕЛИТЕЛЬ

Как найти делимое, если деление выполнено нацело?

Как найти делимое, зная делитель, неполное частное и остаток?

Для чего нужно деление с остатком? (решение различных задач)

- Молодцы!

 

 

 

 

 

 

Объявляются отметки, полученные на уроке.

 

- Вспомнить как выполнять деление с остатком.

- Да.

<,

- Нет. Остаток всегда меньше делителя.

Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель.

- Чтобы найти делимое, надо неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток.

-Для решения задач.

 

VII этап. Домашнее задание.(4 минуты)

Посмотрите ролик.

Дети как вы думаете правильно Витя Перестукин решил задачу? А почему он решил
неправильно?

Какие последние действия применил Витя Перестукин для решения задачи? (деление).

А в чем состоит его ошибка?

 

Дома, ребята, п 19, решить задачу Вити Перестукина и придумать ещё задачу на деление с остатком и решить её.

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

VIII этап. Рефлексия.(3 минуты)

- Прошу вас дать самооценку своей работы на уроке и прикрепить смайлики на лестницу успеха.

 

Закончить урок хочу таким четверостишьем:

 

Учитесь думать, объяснять,

Учитесь мыслить, рассуждать.

Ведь в математике, друзья,

Без логики никак нельзя.

Спасибо за урок!

 

 

 


презентация к уроку
PPTX / 5.79 Мб

физкультминутка
PPTX / 17.76 Мб

Мультфильм
MP4 / 7.34 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.