Урок математики в 5 классе по теме «Деление с остатком»
Разработка урока математики в 5 классе по теме: «Деление с остатком»
Цели:
в личностном направлении (воспитательные): воспитывать чувство коллективизма и научить договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения;
в метапредметном направлении (развивающие): развивать внимание, логическое мышление, математическую речь;
в предметном направлении (обучающие): повторить деление с остатком, названия его компонентов, вспомнить формулу для нахождения делимого, формировать навыки деления с остатком.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление изученного.
Форма урока: комбинированный урок.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, карточки, куски ленты длиной 21,22,23 см, линейка и ножницы.
Учебник: «Математика 5 класс», А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
I этап. Организационный момент.(2 мин) |
||
Приветствие учителя. – Дети, вам тепло? -Да! – В классе светло? – Да! – Прозвенел уже звонок? – ДА! – Уже закончился урок? – Нет! - Только начался урок? – Да! – Хотите учиться? – Да! – Значит можно всем садиться!
– Настроенье каково? – Во! – Все такого мнения? – Все без исключения! – Математика - наука! – Ей хотим мы научиться. И сегодня на уроке обещаем -не лениться!
- Запишите в тетрадях «Классная работа», число сегодняшнего урока – 11.12.2018 г
Составь из предложенных слов девиз урока: С МАЛЕНЬКОЙ УДАЧИ НАЧИНАЮТСЯ БОЛЬШИЕ УСПЕХИ
|
Ученики стоя приветствуют учителя. Настраиваются на работу, вступая в диалог с учителем.
Записывают.
Составляют. |
|
II этап. Актуализация знаний. (2 мин) |
||
- Итак, ребята, давайте выполним устный счет. Найти значение выражения:45* 100, 7200:200, 150:30, 3232: 16, 560: 70, 0: 56, 457:1, 3876: 38, 125*8, 2025: 5, 720: 720, 128:0
- Скажите, пожалуйста, примеры с какими арифметическими действиями вам чаще всего встречаются? - Молодцы, ребята!
|
Учащихся решают устный счет.
-Примеры с делением.
|
|
III этап. Сообщения новой темы (создание проблемной ситуации). (3 мин) |
||
- А, теперь решим такую задачу: «Сошлись на полянке 17 зайчат, Парами прыгать они захотят. Сколько мы в паре увидим зайчат? Сколько уныло в сторонке сидят?»
- Сколько было зайчат? - «Парами» - это значит по сколько? - Сколько зайчат будут в танце? - Сколько пар? - А в сторонке сколько?
- Как записать решение? Один ученик записывает на доске, остальные в тетради.
- Возникли ли у вас затруднения при вычислении?
- Значит, какова тема нашего урока?
- В начальных классах вы знакомились с этой темой?
- Какие цели мы перед собой поставим на этот урок?
Запишите тему урока «Деление с остатком»
|
- 17 - по 2 - 16 - 8 - 1
Запись на доске учащимся 17 : 2 = 8 (ост.1)Вычисляют.
Проблема: -Да. Здесь получается остаток. - Тема сегодняшнего урока – деление с остатком (записывают в тетрадях)
- Да, мы изучали в 4 классе.
- Вспомним как выполнять деление с остатком, повторить названия его компонентов, формировать навыки деления с остатком. |
|
IV этап. Изучение нового материала.(10 мин) |
|
|
- Итак, ребята, с помощью предыдущей задачи, мы с вами вспомнили, что не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком. -А ещё где применяется деление с остатком и зачем мы это изучаем. - Правильно. Давайте наглядно убедимся как деление с остатком может использоваться в жизни, сделав следующую практическую работу. Вы будете работать в парах. Для работы вам нужны: кусок ленты длиной 21 см,22 и 23 см, линейка и ножницы. Все готовы? - Разделите ленту на кусочки по 4 см. - Что у вас получилось?
- Запишем это решение.
- Назовите делимое - Назовите делитель - 5 – это какой компонент действия? - Ребята, так как мы решили пример на деление с остатком, то это число будем называть не частным, а неполным частным. - Назовите остаток. - Делаем запись в тетради: 21:4 = 5 (ост.1) 22:4 = 5 (ост.2 ) 23:4 = 5 (ост.3 ) 21,22,23 – делимое – делитель 5– неполное частное 1,2,3 – остаток
А если 24:4?
- Какой вывод можно сделать из этого? Остаток всегда меньше делителя
- Молодцы! Давайте сформулируем правило как найти делимое, если известен делитель, неполное частное и остаток. - Давайте напишем формулу для нахождения делимого, если обозначим: а – делимое b – делитель n – неполное частное r - остаток
Сравнительный анализ формул деления нацело и деления с остатком а:в=с а:в=с(ост d) а=в*с а=в*с+d Где можно проверить правильность записи нашей версии? П 19 стр 131-132 |
При покупке чего либо, при расчёте стройматериалов, при расчёте лекарств, в задачах ЕГЭ профильного уровня и т. д.
Дети выполняют практическую работу под руководством учителя.
- Получилось 5 кусочков ленты по 4 см и остался 1 кусочек длиной 1 см. Из нескольких пар к доске выходит один ученик и записывает решение. После этого сравниваем полученные выражения. 21:4=5 (ост.1) 22:4 = 5 (ост.2 ) 23:4 = 5 (ост.3 ) 24:4 = 6 (ост.0)
- Остаток не может быть больше делителя. - 21=5*4+1
- Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на неполное частное и прибавить остаток. Записывают в тетради а= b*n +r
В учебнике. |
|
V этап. Физкультминутка. (3 мин) |
||
VI этап. Закрепление. (15 мин) |
||
1,2 уровень № 521(1,4,7), № 527 решить примеры у доски и задачу.
3 уровень (для сильных) Решите задачу: № 1.Сырок стоит 7 рублей 20 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 60 рублей? № 2. Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?
Проверьте своё решение, оцените работу (сильные, сверяя с учителем и объясняя задачи профильного уровня на деление с избытком и недостатком.)
Всегда ли можно выполнить деление?
Найди ошибку в примерах 42:8=4 ОСТАТОК 10 30:7=4 ОСТАТОК 2 49:6= 7 ОСТАТОК 7 58:8= 6 ОСТАТОК 8 Взаимопроверка.
|
3 ученика решают на доске, остальные самостоятельно в тетради. Потом проверяем, обсуждая решение. Затем задачу.
Проверяющие комментируют ошибки проверяемых.
Да, нацело или с остатком.
Проверяют друг у друга. |
|
VII этап. Итог урока.(3 мин) Какую цель мы ставили в начале урока?
Как вы думаете, добились мы цели? Какой знак поставить? ОСТАТОК (<, >, =) ДЕЛИТЕЛЬ Как найти делимое, если деление выполнено нацело? Как найти делимое, зная делитель, неполное частное и остаток? Для чего нужно деление с остатком? (решение различных задач) - Молодцы!
Объявляются отметки, полученные на уроке. |
- Вспомнить как выполнять деление с остатком. - Да. <, - Нет. Остаток всегда меньше делителя. Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель. - Чтобы найти делимое, надо неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток. -Для решения задач.
|
|
VII этап. Домашнее задание.(4 минуты) |
||
Посмотрите ролик. Дети как вы думаете правильно Витя Перестукин решил задачу? А почему он решил Какие последние действия применил Витя Перестукин для решения задачи? (деление). А в чем состоит его ошибка?
Дома, ребята, п 19, решить задачу Вити Перестукина и придумать ещё задачу на деление с остатком и решить её. |
Записывают домашнее задание, задают вопросы. |
|
VIII этап. Рефлексия.(3 минуты) |
||
- Прошу вас дать самооценку своей работы на уроке и прикрепить смайлики на лестницу успеха.
Закончить урок хочу таким четверостишьем:
Учитесь думать, объяснять, Учитесь мыслить, рассуждать. Ведь в математике, друзья, Без логики никак нельзя. Спасибо за урок! |
|
презентация к уроку
PPTX / 5.79 Мб
физкультминутка
PPTX / 17.76 Мб
Мультфильм
MP4 / 7.34 Мб