Предмет: подгрупповое логопедическое занятие Дата: Возраст 9-10 лет Учитель-логопед Кузьменюк В.Я.
Тема: Деление слов на слоги. Дикие животные.
Цель: Обучающие закрепят навыки деления слов на слоги.
Задачи:
Образовательные:
-совершенствование умения делить слова на слоги,
-закрепление знания соотносить слова со слоговой схемой слова,
-развитие навыков дифференциации слоги-слова,
-совершенствование знания в образовании новых слов,
Коррекционно - развивающие:
-повторение знаний о речи, предложении, слове, слоге,
- совершенствование фонематического слуха,
- активизация словарного запаса по теме «Животные»;
- совершенствование координации движения тела, речевого дыхания;
- развитие памяти, слухового восприятия, мышления;
- формирование жизненных компетенций.
- совершенствование навыка словообразования.
Воспитательные:
- формирование навыков дисциплинированности на занятиях;
- формирование навыков самостоятельности, сотрудничества, взаимодействия;
-развитие у обучающихся коммуникативной компетентности,
(воспитывать умение выслушивать педагога и товарищей)
-формирование самооценки обучающихся.
Технологии: коррекционно-развивающие; здоровьесберегающие; игровые, информационно-коммуникационные
Методы обучения: формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа, самостоятельная работа, демонстрация.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: зеркала, мяч, дидактический материал, схемы слов, индивидуальные карточки,
-карточки со словами: хвост, голова, нос, морда, лапа, глаза;
-карточки на каждого ребёнка с длинной и короткой полоской;
-карточки с поделенными на слоги словами: МО-ЛОД-ЦЫ! СПА-СИ-БО!
-ИКТ (мультимедийная презентация), либо картина весеннего леса и предметные картинки: лиса, волк, лось, белка, заяц, кабан. карточки и диски «Мерсибо».
Кодификаторы: Л 2.1; Л 2.2; Л 2.3; Л 2.4; К 1.2; К 1.3; К 1.4; К 1.5; К 2.1; К 2.3; К 2.4; Р 1.1; Р 1.2; Р 1.3; Р 1.4; Р 2.1; Р 2.3; Р 2.4; Р 3.1; Р 3.2; Р 3.3; П 1.2; П 2.1; П 3.2; П 3.3
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Коррекционная работа |
1. Мотивация к деятельности. Цель: Организовать направленное внимание на начало урока; проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя обучающихся на занятие. | Приветствие, проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя на занятие. | Приветствие, настрой на работу - Посчитайте, сколько слогов в вашем имени. - Сядет за парту тот в чьём имени 1 слог, сядет за парту тот в чьём имени 2 слога, 3 слога. -Ребята, приготовьтесь внимательно слушать и правильно говорить. | Коррекция поведения, внимания фонематического слуха, мыслительных операций: анализ, обобщение, исключение |
2.Актуализация знаний | Формулируют тему урока совместно с обучающимися. | -Дети, вспомните, из чего состоит наша речь? (из предложений) - Чему будем учиться на уроке? - Тема занятия – Деление слов на слоги. - Сегодня мы отправимся в лес. Но сначала сделаем зарядку. | Развитие мыслительных операций анализ, синтез, обобщение, |
3. Логопедическая зарядка Цель: Подготовка артикуляционного аппарата к дальнейшей речевой работе, выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения, развитие фразовой речи на плавном выдохе, работа по подвижности артикуляционного аппарата | Артикуляционные упражнения перед зеркалом, с учителем по подражанию, по инструкции, самостоятельно 1.Дыхательные упражнения 2.Поговорка 3..Психогимнастика 4.Аромотерапия 5.Подведение итога | - Зарядку, для артикуляционного аппарата, для язычка Гимнастика для языка - Чтобы правильно произносить звуки – подготовим язычок - Смотрим на экран и выполняем. (артикуляционная гимнастика на диске «Мерсибо») общая - Молодцы! - Продолжим. (дыхательная гимнастика) - Какое сейчас время года? (веснва) - Как нужно дышать на улице? (носом) - Почему? (чтобы не заболеть). - А ещё когда мы дышим носом? (когда молчим) - Упражнение: вдох, выдох через нос карточки - Когда дышим ртом? (когда разговариваем и поём) - Упражнение: вдох, выдох через рот - На выдохе фраза: Весна красна цветами, а осень пирогами. - Как вы понимаете эту поговорку? - О каком времени года идет речь? - В какой лес пойдём? (в весенний) - Вспомним правила поведения в лесу. -Как надо вести себя в лесу? (шишки, масло хвойное) Молодцы! Вот мы и в лесу. - Поиграем | Коррекция плавного речевого выдоха Формирование артикуляционных укладов Формирование правильного дыхания Формирование чёткости, точности, внятности, чистоты речи Коррекция памяти, слухового внимания, памяти Коррекция звукопроизношения |
4. Изучение нового материала. Постановка учебной задачи. Цель: развивать умение различать свистящие и шипящие звуки [з-з’]-[ж] на письме и в устной речи, активизировать словарь, развивать фонематический слух 5.Физминутка Цель: Развитие речевой и двигательной активности, психологической комфортности, коммуникабельности, навыков общения. | Составление рассказа по мнемотаблице .Игра с полосками. Прослушать слоги, повторить в той же последовательности. Загадки о животных. Двигательная разминка Деление слов на слоги хлопками 5. Деление слов на слоги с помощью гласных Карточки Слоговые схемы и слова на карточках, на примере названий животных | - Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (весенний лес) - Какое время года изображено на картине? - Почему вы так думаете? -Ребята, у вас на партах лежат карточки, возьмите их. -Каких животных мы можем встретить весной в лесу? (называют) -Молодцы, ребята, садитесь за парты. -Ребята, давайте разделим слово животные на слоги, при помощи хлопков. Вместе со мной ЖИ-ВОТ-НЫ-Е, сколько в слове слогов? - Как сказать по другому? – Животные – это…звери (медведь, заяц, белка, лиса, ёж, волк, лось, кабан)
| Развитие связной речи Коррекция фонематического слуха, Коррекция каллиграфии Развитие умения дифференцироватьь слог, слова Развитие мыслительных операций анализ, синтез, обобщение, классификация Обогащение, активизация словаря Расширение кругозора Коррекция дисграфии Коррекция фонематического слуха, связной речи, активизация словаря Коррекция слухового внимания, памяти Коррекция связной речи |
6.Пальчиковая игра | Су-джок пружинки | «Дикие животные» Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибать пальцы в кулачок, Это лисёнок, это волчонок, начиная с мизинца) А это спешит, ковыляет спросонок (Вращать большим пальцем) Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. | Развитие мелкой моторики |
| Игра «Кто чей детёныш» | Карточки - Соединить линией зверей и их детенышей. | Коррекция зрительного внимания, мышления |
| Работа в тетради Взаимопроверка | -Ребята, сейчас вы будите работать в группе(парах) Работа в тетради - Запишите в тетрадь, разделив слова на слоги. Сначала односложные слова, двусложные, трехсложные. Подчеркните гласные. - Поменяйтесь тетрадями. Правильно ли написал ваш сосед? | Обогащение, активизация словаря Расширение кругозора Коррекция дисграфии |
Игра с мячом/Шнуровка дополнительно | Образование новых слов (картина весеннего леса с животными): | -Ребята, ответьте на вопросы: | Развитие мыслительных операций анализ, синтез, обобщение, классификация |
7.Физминутка Цель: Развитие речевой и двигательной активности, психологической комфортности, коммуникабельности, навыков общения. дополнительно | Слуховая, двигательная разминка (громко, шёпотом) дополнительно | - Чтобы в лесу не заблудится, поучимся слышать друг друга. Оксана, ты сейчас в лесу. Слышишь я тебя зову. Ну-ка, глазки закрывай. Кто позвал тебя – узнай! (ау) | Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников. |
| Образование слов в родительном падеже | . (весенний лес с животными) -Закройте глаза, откройте, кого нет? (нет кабана) | Развитие мыслительных операций анализ, синтез, обобщение, классификация |
Работа по карточке дополнительно | Чтение предложений, записать одно предложение, разделив слова на слоги. | Добавить в слово слог: (на слайде предложения с пропущенным слогом в конце слова) -Лось стоит под дере (вом).
| Развитие умения дифференцироватьь слог, |
Игра «Кто что ест?» дополнительно | Прищепки, карточки | - Вспомним, чем питаются дикие животные. Прикрепи прищепку с животным. | Развитие мыслительных операций анализ, |
7. Итог. Рефлексия Цель: Подвести итоги занятия. Приучать обучающихся к самоконтролю, адекватной самооценке | Самое интересное на занятии было … Я научился … Я узнал нового… Карточки «Лесенка успеха» – у меня ничего не получилось; у меня были проблемы; мне всё удалось. | -Чему вы сегодня учились на занятии? – Как определим количество слогов? -Ребята, подойдите ко мне. Каждому из вас я даю карточку со слогом ( у каждого ребёнка по одному слогу: Мо, лод, цы!, Спа, си, бо). | Формирование самоконтроля, адекватной самооценки |
Дополнительно | Игры Мерсибо Диск «Раз, два, три, говори» Карточки с животным | Потерянный хвост (найти животному хвост) По домам (жилища зверей) Составить рассказ о животном |