Деление слов на слоги. Дикие животные

2
0
Материал опубликован 14 June в группе

Предмет: подгрупповое логопедическое занятие Дата: Возраст 9-10 лет Учитель-логопед Кузьменюк В.Я.

Тема: Деление слов на слоги. Дикие животные.

Цель: Обучающие закрепят навыки деления слов на слоги.

Задачи:

Образовательные:

-совершенствование умения делить слова на слоги,
-закрепление знания соотносить слова со слоговой схемой слова,
-развитие навыков дифференциации слоги-слова,
-совершенствование знания в образовании новых слов,

Коррекционно - развивающие:

-повторение знаний о речи, предложении, слове, слоге,
- совершенствование фонематического слуха,
- активизация словарного запаса по теме «Животные»;

- совершенствование координации движения тела, речевого дыхания;

- развитие памяти, слухового восприятия, мышления; 
- формирование жизненных компетенций.
- совершенствование навыка словообразования.

Воспитательные:

- формирование навыков дисциплинированности на занятиях;

- формирование навыков самостоятельности, сотрудничества, взаимодействия;

-развитие у обучающихся коммуникативной компетентности,

(воспитывать умение выслушивать педагога и товарищей)
-формирование самооценки обучающихся.

Технологии: коррекционно-развивающие; здоровьесберегающие; игровые, информационно-коммуникационные

Методы обучения: формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа, самостоятельная работа, демонстрация.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: зеркала, мяч, дидактический материал, схемы слов, индивидуальные карточки,
-карточки со словами: хвост, голова, нос, морда, лапа, глаза; 
-карточки на каждого ребёнка с длинной и короткой полоской; 
-карточки с поделенными на слоги словами: МО-ЛОД-ЦЫ! СПА-СИ-БО!
-ИКТ (мультимедийная презентация), либо картина весеннего леса и предметные картинки: лиса, волк, лось, белка, заяц, кабан. карточки и диски «Мерсибо». 

Кодификаторы: Л 2.1; Л 2.2; Л 2.3; Л 2.4; К 1.2; К 1.3; К 1.4; К 1.5; К 2.1; К 2.3; К 2.4; Р 1.1; Р 1.2; Р 1.3; Р 1.4; Р 2.1; Р 2.3; Р 2.4; Р 3.1; Р 3.2; Р 3.3; П 1.2; П 2.1; П 3.2; П 3.3

​​​​​​​ Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Коррекционная работа

1. Мотивация к деятельности.

Цель: Организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя обучающихся

на занятие.

Приветствие, проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя на занятие.


Приветствие, настрой на работу

- Посчитайте, сколько слогов в вашем имени.

- Сядет за парту тот в чьём имени 1 слог, сядет за парту тот в чьём имени 2 слога, 3 слога. 

-Ребята, приготовьтесь внимательно слушать и правильно говорить. 
-Сегодня на занятии мы будем работать устно и письменно: будем использовать карточки и работать в парах.

Коррекция поведения, внимания



фонематического слуха, мыслительных операций: анализ, обобщение, исключение

2.Актуализация знаний

Формулируют тему урока совместно с обучающимися.


-Дети, вспомните, из чего состоит наша речь? (из предложений)
-А из чего состоит предложение? (из слов)
-Из чего состоит слово? (из слогов)
- О чём пойдёт речь на уроке? (о слогах)

- Чему будем учиться на уроке?
-Мы будем учиться делить слова на слоги.

- Тема занятия – Деление слов на слоги.

- Сегодня мы отправимся в лес. Но сначала сделаем зарядку.

Развитие мыслительных операций анализ, синтез, обобщение,

3. Логопедическая зарядка

Цель: Подготовка артикуляционного аппарата к дальнейшей речевой работе, выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения, развитие фразовой речи на плавном выдохе, работа по подвижности артикуляционного аппарата



Артикуляционные упражнения перед зеркалом, с учителем по подражанию, по инструкции, самостоятельно

1.Дыхательные упражнения









2.Поговорка

3..Психогимнастика

4.Аромотерапия

5.Подведение итога

- Зарядку, для артикуляционного аппарата, для язычка


Гимнастика для языка

- Чтобы правильно произносить звуки – подготовим язычок

- Смотрим на экран и выполняем.

(артикуляционная гимнастика на диске «Мерсибо») общая

- Молодцы!

- Продолжим. (дыхательная гимнастика)

- Какое сейчас время года? (веснва)

- Как нужно дышать на улице? (носом)

- Почему? (чтобы не заболеть).

- А ещё когда мы дышим носом? (когда молчим)

- Упражнение: вдох, выдох через нос карточки

- Когда дышим ртом? (когда разговариваем и поём)

- Упражнение: вдох, выдох через рот

- На выдохе фраза: Весна красна цветами, а осень пирогами.

- Как вы понимаете эту поговорку?

- О каком времени года идет речь?

- В какой лес пойдём? (в весенний)

- Вспомним правила поведения в лесу. -Как надо вести себя в лесу?

(шишки, масло хвойное)

Молодцы! Вот мы и в лесу.

- Поиграем

Коррекция плавного речевого выдоха

Формирование артикуляционных укладов



Формирование правильного дыхания

Формирование чёткости, точности, внятности, чистоты речи

Коррекция памяти, слухового внимания, памяти

Коррекция звукопроизношения

4. Изучение нового материала.

Постановка учебной задачи.

Цель: развивать умение

различать свистящие и

шипящие звуки [з-з’]-[ж]

на письме и в устной речи, активизировать словарь,

развивать фонематический

слух




5.Физминутка

Цель: Развитие речевой и двигательной активности, психологической комфортности, коммуникабельности, навыков общения. 





Составление рассказа по мнемотаблице



.Игра с полосками. Прослушать слоги, повторить в той же последовательности.






Загадки о животных.



Двигательная разминка









Деление слов на слоги хлопками













5. Деление слов на слоги с помощью гласных



Карточки Слоговые схемы и слова на карточках, на примере названий животных

- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (весенний лес)

- Какое время года изображено на картине?

- Почему вы так думаете?


-Ребята, у вас на партах лежат карточки, возьмите их. 
-Посмотрите, чем они отличаются? (длиной полосок)
-Какой полоской обозначим слог? (короткой)
-Какой полоской обозначим слово? (длинной)
-Я буду называть слоги и слова, а вы поднимаете короткую полоску, когда услышите слог, длинную полоску, когда услышите слово. Приготовьтесь.
Словарь: барсук, си, лиса, волк, ра, заяц, стру, кри, лось,.
-Уберите карточки на край стола.

-Каких животных мы можем встретить весной в лесу? (называют)
-Встаньте из-за парт. Ребята представьте, что вы животные, изобразите их повадки.
-Встречайте первого жителя леса: 
(Постепенно на доске появляются дикие животные, повадки которых дети изображают, двигаясь по классу)
-Покажите, как прыгает заяц.
-Как белка грызёт орехи?
-Как ходит лось, покажите. (шагают, высоко поднимая ноги)
-А как волк вылизывает лапы?
-Как лиса крадётся, изобразите.
-Покажите, как кабан роет мордой снег.

-Молодцы, ребята, садитесь за парты.
-Дети, кого вы сейчас изображали? (диких животных, зверей) 
Деление слов на слоги при помощи хлопков.

-Ребята, давайте разделим слово животные на слоги, при помощи хлопков. Вместе со мной ЖИ-ВОТ-НЫ-Е, сколько в слове слогов?

- Как сказать по другому? – Животные – это…звери
-А теперь разделим слово звери на слоги: ЗВЕ-РИ, сколько в слове слогов?
-Кто попробует сам разделить на слоги слова, называющие животных. (На доске, по одному)

(медведь, заяц, белка, лиса, ёж, волк, лось, кабан)
(дети делят слова - названия животных на слоги)
-Молодцы!
-Ребята, как ещё можно определить количество слогов в слове? (с помощью каких букв?) (гласных букв)


-Дети, посмотрите на карточки. Нам нужно распределить слова по столбикам. (соединить картинку со схемой)
-Прочитайте первое слово. (лисица)
-В какой столбик поместим это слово? Почему? (во второй, в слове два слога, две гласные)
-Прочитайте второе слово. (тигр)
-В какой столбик поместим слово? Почему? (в третий, в слове три слога, три гласные)
-Прочитайте третье слово. (белка)
-В какой столбик поместим это слово? (в первый, в слове один слог, одна гласная)
- Молодцы! Справились с заданием. В гости к нам пришли зверята- детеныши.

Развитие связной речи

Коррекция фонематического слуха,

Коррекция каллиграфии

Развитие умения

дифференцироватьь слог, слова

Развитие мыслительных операций анализ, синтез, обобщение, классификация



Обогащение, активизация словаря

Расширение кругозора

Коррекция дисграфии

Коррекция фонематического слуха, связной речи, активизация словаря



Коррекция слухового внимания, памяти

Коррекция связной речи

6.Пальчиковая игра

Су-джок

пружинки

«Дикие животные»

Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибать пальцы в кулачок,

Это лисёнок, это волчонок, начиная с мизинца)

А это спешит, ковыляет спросонок (Вращать большим пальцем)

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Развитие мелкой моторики


Игра «Кто чей детёныш»

Карточки

- Соединить линией зверей и их детенышей.

Коррекция зрительного внимания, мышления


Работа в тетради









Взаимопроверка

-Ребята, сейчас вы будите работать в группе(парах)
-У вас на партах карточки со словами. Прочитайте слова, выделите гласные буквы и разложите на парте слова в три столбика, как показано на доске. Слева слова с одним слогом, в середине слова с двумя слогами, справа с тремя.
Набор карточек со словами для каждой пары детей: хвост, голова, нос, морда, лапы, глаза.
-Прочитайте слова с одним слогом, прочитайте слова с двумя слогами, прочитайте слова с тремя слогами.
-Ребята, как вы определяли количество слогов в словах?
-Каким обобщающим понятием можно назвать слова на карточках? (части тела зверей)
-Молодцы!

Работа в тетради

- Запишите в тетрадь, разделив слова на слоги. Сначала односложные слова, двусложные, трехсложные. Подчеркните гласные.

- Поменяйтесь тетрадями. Правильно ли написал ваш сосед?




Обогащение, активизация словаря

Расширение кругозора

Коррекция дисграфии



Игра с мячом/Шнуровка

дополнительно

Образование новых слов (картина весеннего леса с животными):
карточки

-Ребята, ответьте на вопросы:
-У лисы лапа чья? (лисья лапа)  
-У волка хвост чей? (волчий хвост)  
-У белки уши чьи? (беличьи уши)
-У зайца глаза чьи? (заячьи глаза)
-У кабана морда чья? (кабанья морда)
-У лисы хвост чей? (лисий хвост)
-У медведя голова чья? (медвежья голова)
-Замечательно!

Развитие мыслительных операций анализ, синтез, обобщение, классификация


7.Физминутка

Цель: Развитие речевой и двигательной активности, психологической комфортности, коммуникабельности, навыков общения. 

дополнительно

Слуховая, двигательная разминка

(громко, шёпотом)

дополнительно

- Чтобы в лесу не заблудится, поучимся слышать друг друга.

Оксана, ты сейчас в лесу.

Слышишь я тебя зову.

Ну-ка, глазки закрывай.

Кто позвал тебя – узнай! (ау)

Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников.
Воспитание желания активно участвовать в играх.


Образование слов в родительном падеже

. (весенний лес с животными)
-Возвращаемся в наш весенний лес. Поиграем в игру "Кого нет?"
-Посмотрите внимательно, кого нет? (нет белки)

-Закройте глаза, откройте, кого нет? (нет кабана)
-Закройте глаза, откройте, кого нет? (нет лисы)
-Закройте глаза, откройте, кого нет? (нет волка)
-Закройте глаза, откройте, кого нет? (нет лося)
-Закройте глаза, откройте, кого нет? (нет зайца)
(Постепенно на слайде исчезают и появляются звери в весеннем лесу.)
-Молодцы, все очень внимательные!

Развитие мыслительных операций анализ, синтез, обобщение, классификация


Работа по карточке



дополнительно

Чтение предложений, записать одно предложение, разделив слова на слоги.

Добавить в слово слог: (на слайде предложения с пропущенным слогом в конце слова)
Логопед:
-А сейчас нужно прочитать предложение и добавить в последнее слово подходящий слог.
(дети читают по одному предложению и добавляют пропущенный слог, который затем появляется на слайде):
-Заяц сидит под кус (том).
-Лиса вылезла из но (ры).
-Белка живёт в дуп (ле).

-Лось стоит под дере (вом).
-Медведь спит в берло (ге).
-Волк спит в лого (ве).


-Хорошо.

Развитие умения

дифференцироватьь слог,

Игра «Кто что ест?»

дополнительно

Прищепки, карточки

- Вспомним, чем питаются дикие животные. Прикрепи прищепку с животным.

Развитие мыслительных операций анализ,

7. Итог. Рефлексия

Цель: Подвести итоги занятия. Приучать обучающихся к самоконтролю, адекватной самооценке

Самое интересное на занятии было …

Я научился …

Я узнал нового…

Карточки «Лесенка успеха»

у меня ничего не получилось;  у меня были проблемы; 

мне всё удалось.

-Чему вы сегодня учились на занятии? – Как определим количество слогов?

-Ребята, подойдите ко мне. Каждому из вас я даю карточку со слогом ( у каждого ребёнка по одному слогу: Мо, лод, цы!, Спа, си, бо). 
-Составьте из этих слогов два слова. Встаньте так, чтобы можно было прочитать слова. 
-Какие слова получились? (Спасибо! Молодцы!)
-Ребята, почему вы молодцы? (ответы детей по выполненным заданиям на занятии)
- Где вы на лесенке успеха? Почему?

Формирование самоконтроля, адекватной самооценки

Дополнительно

Игры Мерсибо

Диск «Раз, два, три, говори»

Карточки с животным

Потерянный хвост (найти животному хвост)

По домам (жилища зверей)

Составить рассказ о животном




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.