Фрагмент урока обществознания в 7 классе на тему «Деньги и функции»
Методическая разработка фрагмента урока обществознания в 7 классе
на тему «Деньги и функции»
Цель: ознакомление учащихся с причинами появления денег, видами денег, функциями денег.
Задачи:
Образовательная:
-сформировать представление учащихся о причинах возникновения денег;
-показать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций
-раскрыть основные функции денег.
- подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.
Воспитательная:
- формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.
Развивающая:
-продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.
-развитие умения вступать в диалог, оперировать экономическими понятиями, отстаивать свое мнение.
-развитие памяти, внимания, умения ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать и объяснять понятия: деньги, функции денег, инфляция. Различать исторические формы эквивалента стоимости. Характеризовать основные виды денег. Анализировать и систематизировать материал, характеризовать понятия, решать проблемные и творческие задания, анализировать информацию.
Метапредметные:
Познавательные: Самостоятельное создание способов решений, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение выделять существенную информацию из текстов разных видов, выдвижение гипотез и их обоснований.
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия.
Коммуникативные: Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, учитывать разные мнения, уметь формулировать собственное мнение, уметь задавать вопросы, владеть диалогической формой речи. взаимодействовать в ходе групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Технологическая карта:
Этапы | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент | 1 мин | Приветствие учащихся, создание позитивного настроя на познавательную деятельность. | Приветствие преподавателя, включение в режим урока. |
2.Мотивация | 1 мин | Зачитывает афоризм о деньгах, как великом созидателе благополучия, о служении им человека. | Слушают. Настраиваются на учебную деятельность. |
3.Постановка целей | 1 мин | Объявление темы урока. Определение цели занятия. | Записывают тему урока. Слушают цели. |
4.Изучение нового материала | 15 мин | Объяснение нового материала. | Основные моменты записывают в тетрадь. |
5.Самостоятельная работа – деловая игра. | 24 мин | Закрепление нового материала с помощью деловой игры «Деньги и их функции» | Выполнение действий в соответствии с планом игры. |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. | 2 мин | Насколько были достигнуты цели урока. Раздает листочки для проведения рефлексии. | Слушают. Обсуждают. Письменно отвечают на вопросы. |
7Домашнее задания | 1 мин | Объясняет задание. | Записывают. |
Деловая игра «Деньги и их функции»
Перед началом игры класс делится на 2 команды
- Сейчас мы узнаем, какая команда лучше всех усвоила тему «Деньги и их функции».
1. Конкурс «Разминка»
Первое задание: ответьте на следующие вопросы-шутки по очереди.
Задание 1-ой команде:
Он в Америке родился,
Путешествовать пустился.
С тех пор пол миру гуляет,
Везде цену себе знает.
С ним торгуют, управляют…
Как его все называют? (Доллар)
Задание 2-ой команде:
Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно всё это …(купить)
Задание 1-ой команде:
Угадай, как то зовётся,
Что за деньги продаётся.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто…(товар)
Задание 2-ой команде:
Та сумма, что заплатит покупатель,
Та сумма, что устроит продавца;
Как мера для обмена всех товаров,
На рынке называется…(цена)
Задание 1-ой команде:
- Как называется обесценивание бумажных денег, сопровождающееся ростом цен на товары и падением реальной зарплаты? (инфляция)
Задание 2-ой команде:
За границей у меня есть фартовая родня.
Он и стоит подороже и мощней пока. И что же?
Подрасту и сил прибавлю, Родину свою прославлю.
Испокон веков за мной был народ, как за стеной. (Рубль)
Задание 1-ой команде:
Маленька, кругленька, из кармана в карман скачет, весь мир обскачет.
Ни с чему сама не годна, а всем нужна. (Монета)
Задание 2-ой команде:
Прежде рубль берегла, суетилась, стерегла.
А теперь, поди, устала, рукой махнула и пропала.(Копейка)
2. Конкурс «Знаете ли вы?»
Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу. Учащиеся вытягивают билеты и быстро дают ответ.
Гривна – это денежная единицы страны (Украина).
Юань – это денежная единица страны (Китай).
Где зародились первые бумажные деньги? (в Китае).
Как называли первые бумажные деньги в царские времена? (ассигнации).
Как называется коллекционирование монет? (нумизматика).
Обесценивание денег, которые выражается ростом цен на товары? (инфляция).
3.Конкурс «Русские пословицы»
Пословицы разрезаны. Ваша задача – правильно и быстро собрать пословицы.
За одну пословицу – 1 балл. Доп. балл за скорость.
Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.
4. Конкурс капитанов
Подобрать к данному определению подходящее по смыслу существительное, прилагательное или глагол:
Бережно расходовать (экономить).
Бережливый, действующий с расчётом (расчётливый).
Чрезмерно бережливый, до жадности; избегающий расходов (скупой).
Человек, который безрассудно тратит (транжира).
Открытое похищение чужого имущества (грабёж).
Процесс, который помогает увеличить продажу товаров или услуг (реклама).
5. Конкурс «Ситуации» . Пока капитаны выполняют задание,команды получают карточки с ситуациями. Их задача - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае.
Карточка №1
Единственное их занятие- торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.- Средство обмена ( обращения).
Карточка №2
Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Средство измерения ( мера стоимости).
Карточка №3
В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения).
Карточка №4
Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. - Средство платежа.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Насколько добились поставленных целей (проговорить).
Интересен ли был материал урока?
Комфортно ли вам было работать в группе?
Как вы понимаете фразу «Деньги нужны для того, чтобы без них обходиться».
Домашнее задание.
Подготовьтесь к проверочной работе по теме сегодняшнего занятия.