Деловая игра для педагогов ДОО «Ценностно-смысловые дискурсы в воспитании дошкольников средствами живописи»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 1»
Деловая игра
«Ценностно-смысловые дискурсы в воспитании
дошкольников средствами живописи»
Участники: педагоги МБДОУ
«Детский сад №1»,
Подготовил и провел:
педагог Ерёмич Ольга Сергеевна
Луга, 2024г.
Деловая игра для педагогов
«Ценностно-смысловые дискурсы в воспитании дошкольников средствами живописи»
Цель: систематизировать знания педагогов о «ценностном ядре» ФОП ДО, вовлечь педагогов в деловую игру, где ее участники смогут найти доминантные ценности в произведениях живописи, представленных в межгрупповом культурно-образовательном пространстве - картинной галерее ДОО.
Вступительное слово ведущего
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) определила «ценностное ядро» воспитания, обучения и развития детей как воплощение национального воспитательного идеала, нравственное (идеальное) представление о человеке на основе конституционных и национальных ценностей российского общества. Достижение цели воспитания на уровне дошкольного образования осуществляется через:
формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе [ФОП ДО].
Воплощение национального воспитательного идеала в образовательную практику дошкольных образовательных организаций возможно при условии освоения педагогами механизмов удержания и укоренения человека в мире культуры. В философских и педагогических исследованиях определены некоторые из них и нашли место в ФОП ДО. Среди таких механизмов названы; «культурная традиция», представляющая кодирующую и декодирующую систему, в которой отражены правила жизни человека от «современности к вектору будущего при интерпретации культурных артефактов прошлого»; культурное наследие народа, выраженное в произведениях искусства, как «ценностная составляющая культурно-исторической, социальной памяти народа»; культурная матрица, как своеобразная рамка правил и норма поведения человека в обществе, определяющая индивидуальное и групповое поведение в рамках культурного пространства.
«Вращивание ребенка в культуру» своего народа и «вращивание культуры в ребенка» (Л.С. Выготский) позволяет «сохранять ценности своей культуры в мультикультурном мире».
Всматриваясь в картины русских художников, мы учим детей не только видеть художественный образ, но открывать его значение, заглянуть за предметность, раскодировать (ребенок открывает код, тайну) художественные знаки как послание художника из прошлого нам современникам, как его дар последующим поколениям. Например, картина В. М. Васнецова «Богатыри». Художник раскрыл богатырей как русскую идею-идеал. Идеальные ценности и смыслы - «общее благо» - культурно- исторический («цивилизационный») код русского народа, матрица этноса. Система ценностей, знаков, значений, смыслов – основа развития убеждений, установок и оценок личности. Культурные смыслы, закрепленные в языке, символах, действиях, в ментальности, неизбежно трансформируются в культурные коды сообщества людей, связанных единой исторической судьбой.
В ФОП ДО представлены направления, в которых реализуются доминантные ценности:
- патриотическое направление - Родина и Природа;
- социальное направление: человек, семья, дружба, сотрудничество;
- духовно-нравственное направление: милосердие, добро, забота;
- познавательное направление: познание и знание;
- физкультурное и оздоровительное - здоровье и жизнь;
- трудовое направление – труд;
- этико-эстетическое направление: культура и красота.
Основная часть
Деловая игра
Педагогам предлагаются карточки с базовыми традиционными российскими ценностями:
РОДИНА, ПАТРИОТИЗМ
ПРИРОДА
СЕМЬЯ
ТРУД
ДРУЖБА, СОТРУДНИЧЕСТВО
МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРО, ЗАБОТА
КУЛЬТУРА И КРАСОТА
Каждый педагог путём жребия выбирает ценность и находит ее отражение в произведениях живописи, представленных в картинной галерее детского сада. После того как педагоги самостоятельно проведут подбор подходящих к выбранным ценностям картин, они представляют в ходе выступления:
ЦЕННОСТЬ и ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ.
Например, ценность «Родина, патриотизм»: произведения живописи: В.М. Васнецов «Богатыри», В.М. Васнецов «Витязь на распутье», Б.М. Кустодиев «Масленица», И.В. Разживин «Расцвёл салют в честь праздника Победы», А.И. Лактионов «Письмо с фронта», П.Д. Корин «Портрет маршала Г.К. Жукова», Н.Н. Репин «С Победой», Ф.В. Сычков «Катание с горы зимой» др.
Ценность «Природа»: В.Д. Поленов «Золотая осень», И.И. Шишкин «Зима в лесу», И.И. Левитан «Берёзовая роща», А.И. Куинджи «Берёзовая роща», А.А. Пластов «Лето» и др.
Ценности «Милосердие, добро, забота»: К. Маковский «Дети, бегущие от грозы», В.М. Васнецов «Алёнушка», В.М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке», О. Смирнова «Я поделюсь с тобой», В. Беспалов «Баба-Яга», А.Г. Венецианов «Девушка в платке» и др.
Ценность «Семья»: К.В. Лемох «Родительская радость», Н.С. Третьяков «Утром на даче», И. Куликов «В крестьянской избе», Ю.П. Кугач «Накануне праздника», В. Максимов «Материнство» и др.
Ценность «Красота»: И.Э. Грабарь «Хризантемы», И.Ф. Хруцкий «Плоды и цветы», И.И. Машков «Фрукты на блюде», К.С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт» и др.
Ценность «Труд», «Взаимопомощь»: А.А. Пластов «Сенокос», Н.Ф. Новиков «Картошка», А.А. Пластов «Жатва», Н.Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого» и др.
Также педагоги предлагают возможные технологии, приёмы работы с выбранными картинами.
Заключительная часть
«Развивающие педагогические эффекты в наполнении ценностями образовательного пространства ДОО»
Развивающие педагогические эффекты в наполнении ценностями образовательного пространства ДОО определяются тем, что они воплощают в себе идеалы, признанные человечеством многие века назад; имеют универсальный характер, передаются из поколения в поколение, относятся к вечным ценностям, на которые обращали внимание мыслители России во все исторические времена; ценности создают ритм и гармонию в жизни людей, поддерживают порядок и безопасность их жизнедеятельности на основе красоты; определяют ценностный аспект взаимоотношений личности с миром, становление ментальности ребенка согласно своим культурным национальным корням. Освоенные детьми жизненные ценности они по мере прохождения различных уровней образования приобретают опыт созидания «собственных текстов жизни» на основе ценностного восприятия «чужих текстов», картины мира лексическими средствами.
В культурно-образовательном пространстве «Картинная галерея» ребенок обращается к вечным ценностям, значимым для жизни и окружающего мира, к красоте, которая:
делает нас людьми - добрыми, заботливыми, бережливыми, творческими;
обеспечивает гармонию и ритм жизни людей (материальной и духовной);
рождает ощущение безопасной, психологически комфортной среды Жизни;
объединяет в коммуникации на общих представлениях о Добре, Красоте.
Красота в Природе:
наслаждает, гармонизирует отношения Человек-Природа;
дает возможность отдыхать, расслабляться, наслаждаться;
переосмысливать свое отношение и позицию.
Красота в Предметах:
украшает среду, быт, Уклад жизни;
гармонизирует отношения Человек-Предметный мир.
В ФОП ДО определено требование осуществить ценностно- смысловое наполнение жизнедеятельности ДОО, отразив специфику организации видов деятельности; развивающей предметно-пространственной среды (РППС); режима дня; традиций и ритуалов ДОО; праздников совместных детско- взрослых событий, ситуаций, сообществ, которые по совокупности создают воспитывающую среду. Организация «Картинной галереи» позволяет апробировать различные модели наполнения ценностями культурно-образовательного пространства ДОО и, в частности, художественно-эстетической среды развития дошкольников средствами живописных произведений.
В образовательной области «художественно-эстетическое развитие» ФОП ДО предусмотрено решение таких задач:
формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов. развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;
становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах искусства;
формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности;
развитие художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности;
развитие и поддержка самостоятельной творческой деятельности детей.
В рамках работы с культурно-образовательным пространством «Картинная галерея», мы классифицировали задачи ОО «Художественно-эстетическое развитие» для того, чтобы воспитатель точно понимал соотношение задач и технологий развития, воспитания ребенка дошкольного возраста, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов, предусмотренных ФОП ДО. Задачи классифицированы по группам, каждая из которых содержит более детализированные задачи, решаемые на всех возрастных группах с учетом возраста и особенностей развития детей:
1ая группа задач – познавательные, связанные с познанием произведений живописи (сюжета, художественного образа);
2ая группа задач - направлена на освоение выразительных средств живописи (колорит, композиция, ритм, гармония, контрасты, светотень и т.п.);
3я группа задач - обуславливает развитие высших психических функций ребенка (внимание, восприятие, память, мышление, чувства);
4ая группа задач - определяет формирование творческого опыта и творческих способностей детей (самостоятельно создавать оригинальные художественные образы);
5ая группа задач - обеспечивает воспитанием эмоциональной сферы детей, их чувств (эстетические, нравственные), нравственно-волевых качеств, отношений к миру (человеку, природе, культуре, предметам и т.п);
6ая группа задач - связана с развитием ценностно-смысловой сферы (постижение ценностей по ФОП ДО и открытие личностным смыслов в процессе погружения в мир ценностей);
7ая группа задач - направлена на развитие социально- коммуникативных, речевых навыков, которые позволяют ребенку выразить в речи отношение к миру и произведениям живописи, проявить речевую, диалоговую, коммуникативную культуру.
Следует отметить, что процессы познавательного и ценностно-смыслового развития дошкольников отличаются и требуют от педагога освоения новых педагогических методов погружения детей дошкольного возраста в мир ценностей. Погружая ребенка в мир ценностей, педагогу необходимо знать, что невозможно ценностям научить, их запомнить, дать детям, воздействовать ими на ребенка, заставить детей их познать и выучить. Когда речь идет о ценностях, от педагога требуется создать ситуации, события и среду «проживания, открытия, погружения, проявления» ценностей и открытия личностных смыслов для трансформации своего образа «Я» и окружающей среды жизнедеятельности. Ценности открываются в процессе диалога: художник - педагог – ребенок, в котором проявляются мотивы ребенка, суждения о ценностях, интерпретация художественного образа и открытие личностных смыслов тех или иных ценностей в жизни человека.
Рефлексия