12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА2367
мечтатель
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Этнокультурное развитие образования - это направление образовательной деятельности в ДОУ, где цели, задачи и содержание ориентированы на социализацию личности как гражданина многонациональной России, способного к самоопределению как части своего культурного народного достояния.

Чем глубже ребенок знаком со своей родной национальной культурой, тем легче и понятнее он принимает основы традиционного развития своего народа, тем легче он воспринимает культуру других народов. Главным в этнокультурном воспитательном процессе становится проблема воспитания ребенка-гражданина Мира, обладающего широким разносторонним кругозором, умением понимать национальные традиции своей страны, культуру населяющих родные просторы народов, а также владеющего навыками культуры межнационального общения. Если дошкольник научится любить, уважать, беречь культуру своего народа, то он будет уважительно относиться к истокам культуры других народов, а, значит, он сможет стать проводником идей духовно- культурной общности российского народа и других народов мира.

Развитие этнокультурного компонента основывается, в первую очередь, на народную педагогику, воспитывающую этническую толерантность и взаимоуважение к традициям своего народа и народов, населяющих нашу родину. Основной задачей этнокультурного образования является формирование готовности и умения хранить, пользоваться, распространять и созидать духовные ценности своей родной культуры. Народная педагогика способствует созданию основ для овладения каждым дошкольником знаний о быте и культуре своего города, истории и литературе своего края, приобщению к родной этнической традиционной культуре, знаниям и умениям владеть родным языком.

Ярким примером беззаветного служения родной Чувашии и чувашскому народу является сын Чувашской республики, истинный патриот своей родины Геннадий Никандрович Волков, советский и российский ученый- педагог, основатель этнопедагогики, ведущий исследователь наследия И.Я. Яковлева. Г. Волков- талантливый писатель, критик, этнограф, фольклорист, публицист, переводчик. В 2003 г. он основал научно- исследовательский институт этнопедагогики в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева, а в 2005 г. открыл научно- исследовательскую лабораторию этнопедагогических инноваций Калмыцкого государственного университета. Широко известны его статьи о духовном просвещении чувашского края, о традициях чувашского народа в эстетическом воспитании, работы о творчестве К. Иванова, И. Яковлева, М. Сеспеля, А. Пушкина, А. Чехова, М. Лермонтова и др. За выдающиеся заслуги в образовании Г. Н. Волков награжден золотой медалью И. Гердера, медалями К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского, «За заслуги в образовании в Республике Татарстан», «За заслуги перед Чувашской Республикой». Им сформулировано «золотое правило» этнопедагогики: без исторической памяти – нет традиций, без традиций- нет культуры, без культуры- нет воспитания, без воспитания- нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Все дело Г. Н. Волкова, его педагогическое и литературное творчество – это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него – это личность, мерило всех ценностей, это осознание пронизано через все его творческое наследие. Работы автора переведены на чувашский язык, олицетворяющий «народное звучание» культурно-ценностных традиций и обычаев чуваш, их самобытность и неповторимость. Благодаря чувашскому фольклору до нас дошли подзабытые обряды и традиции, легенды и предания. Они сегодня дороги нам как память об истории родного края, как способ сохранения вечных общечеловеческих ценностей: мира и лада в семье, любви к ближнему, заботы о природе, мужской силе и порядочности, добре, толерантности, гуманности.

Проводимые занятия в саду направлены на изучение народных традиций и обычаев наших предков. Этому способствуют организованные праздничные недели: «Народные наигрыши», «Город мастеров», «Загадки старины глубокой», «Народные промыслы», «Трудовые праздники», «Праздники природы», «Чувашские обычаи и обряды», «Бабушкины сказки». В ходе проводимых мероприятий идет поиск утраченных ценностей, попытки найти новых авторов, которые берегут и сохраняют в своей глубинке обычаи и традиционные обряды. С большим интересом дошколята учат народные чувашские песни и игры, изучают пословицы и загадки в рамках Дней Культуры: «Край родной, любимый, милый», «Ты да я, да мы с тобой», «Звучи и пой, чувашский стих», «Малая родина – островок любви», «Играйте как мы, играйте вместе с нами», «Подарок своими руками». Такие формы работы способствуют раскрытию детских талантов, развивают их интерес к культурному духовному богатству и национальным традициям, что являются средством повышения эффективности педагогического процесса обучения и воспитания дошкольников. Без знания народных этнокультурных ценностей невозможно полноценное образование и воспитание подрастающего поколения. Важно стремиться осмыслить современные тенденции развития духовной культуры своего народа.

Устное народное творчество наполняет нашу жизнь нравственными устоями, духовностью, выразительностью, яркостью образов, широко представленных в традиционных народных жанрах. Именно фольклор выражает душу народа, его неповторимость, богатство и красочность, что передается посредством языка и голоса. Народная художественная культура раскрывает связь поколений и укрепляет духовное начало в нравственном осознании себя как части целого этноса. Это стимулирует процесс формирования гражданского самосознания, самобытности, самоопределения как части этнического саморазвития.

Этнокультурный пласт как носитель информации должен стать важнейшим фактором возрождения традиционной чувашской культуры, несущий в своей основе общечеловеческие ценности национального колорита культурного наследия Чувашии, формирования способности у детей к пониманию исторического развития народной культуры как диалога культур в мировом сообществе.

Современный педагог должен знать основы организации этнокультурного образования, уметь работать с учетом краеведческого материала, направленного на формирование определенных универсальных учебных действий, владеть навыками инновационных образовательных технологий, благодаря которым ярче раскрываются внутренние резервы и потенциал дошкольников при совместной поисково- исследовательской деятельности и сотворчестве в практическом воплощении результатов педагогического процесса , формирующего готовность и умение жить в этнокультурной среде.

Наследие трудов Г. Н. Волкова позволяет расширить пути развития этнокультурного образования с учетом ценностного отношения и приобщения детей к родной этнокультуре, воспитания этнической толерантности и эмпатии, уважении к культурам других народов нашей необъятной Родины, возрождения фольклорного прошлого чувашского края, использования содержательной информации языковой основы слова родного языка для дальнейшего воспитания всесторонне развитой, толерантной личности, которая достойно пронесет национальное богатство через года…

Бесценна роль народной педагогики в воспитании личности дошкольников. «Материнский язык- величайшая из духовно- нравственных сил народа, его главная опора…Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного» - великие слова мастера чувашской этнокультуры И. Я. Яковлева.

Культура- способ видения мира. Пусть этот способ взаимодействия с миром будет добрым, исторически правдивым, эмоционально – насыщенным и душевным, с любовью обращенным к своему народу и его этнокультурному наследию.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.