Деловая игра на уроке повторения по теме «Десятичные дроби» (Математика, 6 класс)
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области
«Амурский многофункциональный центр профессиональных квалификаций»
г. Белогорск
Технологическая карта урока
Тема: «Деловая игра на уроке повторения»
Разработчик: преподаватель математики
Прокопова С.А.
г. Белогорск
2019 год
Технологическая карта урока
Тема: Деловая игра на уроке повторения по теме "Десятичные дроби" (2 урока)
Класс: 6 класс
Предмет: математика
УМК (авторы): Прокопова Светлана Александровна
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Планируемые результаты: осуществить контроль за сформированными умениями, вскрыть пробелы, ошибки и недочеты у каждого обучающегося. Увидеть творческое мышление обучающихся.
Предметные (знания, умения, представления): десятичные дроби и действия над ними, пропорция, решение задач на пропорцию, формула объема прямоугольного параллелепипеда
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): следует большое внимание уделять решению математических задач. В школьном учебнике обучающимся предлагаются готовые, но составление задач часто требует проведения рассуждений, которые при решении данных задач не выполняются. Стало быть, составление задач развивает творческое мышление обучающихся.
Личностные (личностные УУД): воспитание лидерских качеств личности, развитие практических умений и навыков математического характера, необходимых для трудовой и профессиональной подготовки обучающихся.
Образовательная цель: показать практическое применение математики
Развивающая цель: уметь применять полученные знания на практике
Воспитательная цель: воспитывать математическую культуру, самостоятельность, умение работать в команде
Педагогические технологии (педагогические техники): технология дифференцированного обучения: работа заключается в создании смешанных групп из обучающихся одного возраста, но с разным уровнем подготовки. Групповая форма обучения дает заметный эффект не только в обучении, но и в воспитании. В каждой группе, выделяется свой лидер. Сильные обучающиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те в свою очередь, стараются показать себя в группе с лучшей стороны.
Вся работа направлена на учет индивидуальных возможностей и способностей детей носит личностно – ориентированный характер.
Методы обучения: метод проблемного и разноуровнего обучения, коллективного взаимообучения с использованием объяснительно – иллюстративных и эвристических методов. Предлагается типовая производственная ситуация.
Средства обучения: карточки для групповой работы, использование компьютерной техники для индивидуальной работы, табличка скорая помощь.
Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, игра вызывает дух соревнования, будит эмоции обучающихся, заставляет удивляться, повышает интерес к предмету, знакомит с профессиями. Раздаются производственные задания.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты обучения (на уровнеУУД) |
1.Организационный |
Озвучивает высказывание А.Д. Александрова, знакомит реальной ситуацией, разбивает класс на группы (бригады) по 5 человек |
Расходятся по бригадам |
Составить бригады (можно использовать соответствующие атрибуты): 1. Бригада конструкторов 2.Бригада строителей 3.Бригада кондитеров 4.Бригада железнодорожников 5.Бригада зоотехников 6. Бригада агрономов |
Создание смешанных групп из обучающихся одного класса с разен уровнем подготовки |
2.Целеполагание |
Объявляет задачи и этапы урока, уточняет роль обучающихся в игре |
Выстраивают модель имитированной игры |
Создают образы предлагаемых профессий |
Выбирают бригадира |
3.Работа с учебником |
Определяет значимость изучаемого материала на практике (создает игровую проблемную ситуацию) |
Работают с учебником |
Повторить основные правила с десятичными дробями и решение задач на пропорцию. |
Находят в учебнике необходимые правила. Вычленяют необходимый для решения проблемы теоретический материал |
4. Закрепление ранее изученного материала |
Дает бригаде карточку, в которой записана задача для решения, вопрос, исходные данные для составления задачи |
Работают в бригаде над предложенным текстом карточки |
Хорошо изучить свою индивидуальную карточку для работы в группе. Выслушать мнение каждого. Предлагается типовая производственная ситуация. |
Бригадир прогнозирует деятельность каждого. Остальные восполняют пробелы. При необходимости обращаются за помощью к учителю. Решают проблему |
5.Физминутка |
Читает текст физкультминутки |
Выполняют упражнения |
Повторять за учителем упражнения, слушая внимательно текст |
Обучающиеся отдохнули, сделали общеукрепляющие упражнения. |
6.Практическая работа (работа в группах) |
Учитель, в процессе работы обучающихся, оказывает им помощь по их запросу (скорая помощь) |
1. Решают задачу. 2.Обдумывают ответы на вопросы. 3.Продумывают свое выступление по защите. 4. Составляют свою задачу по исходным данным. 5. Бригадир оценивает работу каждого и помогает ликвидировать пробелы в знаниях |
Выполнить предложенные задания |
Каждый в группе решает задачу, предлагая свое решение. Бригадир следит за тем, чтобы все смогли решить и объяснить данную задачу, ответить на вопрос, учувствовали в составлении задачи, высказывая свое мнение. Умение слушать и вступать в диалог, обсуждают и проверяют полученные результаты. Принимают решение по выступлению обучающихся для защиты своей профессии |
7. Контрольно- оценочный |
Слушает и корректирует ответы обучающихся |
От каждой группы выступают трое учеников: первый показывает решение задачи на доске; второй отвечает устно на вопрос; третий набирает условие составленной задачи на компьютере и показывает классу через проектор |
Защитить свою профессию, согласно предложенным заданиям Вызывать дух соревнования |
Реализуют принятое решение. Выявляют лидеров. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают ответы обучающихся. Задают вопросы. |
8. Подведение итога урока |
Задает дополнительные вопросы и домашнее задание. Озвучивает оценки обучающихся. Дает оценку работы групп. |
Отвечают на дополнительные вопросы. Записывают домашнее задание. |
Перечислить правила, применяемые при решении задач. Сделать вывод о значении десятичной дроби |
Дают оценку работы группы Создают творческие работы о значении десятичной дроби |
9. Рефлексия |
Предлагает обучающимся продолжить предложение. Подводит итог урока |
Заканчивают предложение учителя |
Оценивают свою работу |
Обратная связь |
Дидактические материалы к уроку:
Высказывание: «Математика полезна тем, что она трудна» А.Д. Александров
Физкультминутка
Раз - согнуться – разогнуться.
Два – нагнуться, подтянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим
Карточки-задания для групп:
Бригада конструкторов:
Задача: Деталь имеет размеры 0,2см, 1,21 см и 2,05 см (форма параллелепипеда).
Как измениться вес этой детали, если малый размер увеличить на 1 см, а самый большой размер уменьшить на 1 см?
Вопрос: Во сколько раз надо увеличить высоту детали, имеющей форму прямоугольного параллелепипеда, если ширину уменьшить в 2 раза, а объем оставить прежним?
Составить задачу (используя предложенные данные): Расценка 1 детали- 10,32, а норма за день -8 деталей?
Бригада строителей:
Задача: Для прокладки труб к дому надо вырыть траншею. За 1 час бульдозер вырывает траншею длиной 3,5 м. Какой длиной прорыли траншею, если бульдозерист работал 3,2 ч?
Вопрос: Как определить количество половой краски, необходимой для нового дома? Количество обоев для одной квартиры?
Составить задачу (используя данные): норма площади на одного человека 9,5 м2. Семья состоит из 4 человек.
Бригада кондитеров:
Задача: Определить стоимость торта, если для него нужно 0,3 кг муки, 0,3 кг сливочного масла, 0, 2 кг сахара и 6 яиц?
Вопрос: Как определить норму питания человека за день? Можно ли испечь пирожное без муки?
Составить задачу (используя данные): в семье три человека, норма продуктов на 1 день: хлеб- о,55 кг, сахар – 0,09 кг, мяса – 0,15кг, молока – 0,3 кг.
Бригада железнодорожников:
Задача: Сколько потребуется времени, чтобы поезд, длина которого 500м, идущий со скоростью 60 км\ч, прошел тоннель в 500 м?
Вопрос: Как определять путь? Время движения поезда? Скорость?
Составить задачу (используя данные): Скорость поезда 45км\ч, электропоезда 175 км\ч.
Бригада зоотехников:
Задача: Для получения 100 яиц расходуется на кормление кур 22,4 кг концентратов. Птицефабрика ежегодно поставляет в город 450000 свежих яиц. Сколько кг концентратов ежегодно расходует фабрика?
Вопрос: Как определить привес животного за месяц?
Составить задачу (используя данные): Звено птицеводов 11 человек, откормили за лето 2 тыс. уток. 1 утка дала доход хозяйству 12,65 руб.
Бригада агрономов:
Задача: Кукуруза дала урожай зеленной массы 1,1 т с га, причем масса початков только на 0,2 меньше массы стеблей. Сколько центнеров початков собрали с 3,5 га?
Вопрос: Как определить, сколько каждого удобрения нужно закупить хозяйству?
Составить задачу (используя данные): Хозяйство получило картофеля по 0,24 т с га, площадь 95 га, 10 картофеля дают доход 10,8 руб.
Предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке я повторил.
Сегодня на уроке я закрепил…
Стихи, сочиненные шестиклассниками как
творческое домашнее задание
Дроби десятичные,
Такие вот отличные
На доске мы их решаем
И в задачах применяем
Работа конструктора будет ясна,
Если задачи с дробями содержит она,
Задачу свою поскорее реши,
Правило вспомни, и его примени
Как умножить дробь на дробь,
Знает пятиклассник,
Десятичную, же дробь,
Только «старшеклассник»