Деловая игра по эффективному поведению на рынке труда на тему «Собеседование с работодателем»

11
0
Материал опубликован 12 May 2016 в группе

Деловая игра «Собеседование с работодателем»

Подготовка к проведению игры

Для проведения игры нам необходимо создать отборочную комиссию. В нее войдет три человека — преподаватель и двое обучающихся. Остальные участники будут претендентами на вакантные должности. Отборочная комиссия будет проводить собеседование с кандидатами на вакантные должности в различных отделах большого рекламного агентства. Давайте сформируем отборочную комиссию из желающих попробовать себя именно в этой роли. Желательно, чтобы это были люди с опытом работы, возможно, имеющие планы стать руководителем или организовать собственное дело.

Комиссия в течение 10 минут составляет план структурированного собеседования для беседы с соискателями на имеющиеся вакансии на основе полученного ранее всеми участниками игры списка вопросов (Приложение 1).

Приложение 1. «Типичные вопросы собеседования при приеме на работу».

В первом части собеседования вы можете услышать следующие вопросы:

Расскажите немного о себе.

Нужно излагать только главное о своей квалификации и опыте. Говорить четко и ясно, быть уверенным в себе. Если работодатель хотел узнать не о квалификации, а биографические данные — он задаст вам еще один вопрос — конкретно о биографии.

Выполняли ли Вы такую работу раньше? (Есть ли у Вас опыт подобной работы?)

На такой вопрос никогда не следует отвечать «Нет». Если есть опыт — опишите его, не преуменьшая. Если есть опыт подобной работы в другой сфере или опыт работы, требующей сходных навыков и способностей — расскажите об этом. Даже если Вы никогда не работали в данной сфере — но Вы же учились, выполняли практические задания и проходили практику.  Можно сказать о том, что Вам интересна эта работа и Вы считаете, что обладаете знаниями и способностями, чтобы  качественно ее выполнять.  

Почему Вы хотите работать именно в нашей организации?

Расскажите о том, чем Вам понравилась организация с точки зрения положения на рынке, достижений, качества продукции или услуги и т.п. Продемонстрируйте свою подготовленность, осведомленность, профессионализм. Так как поиск работы — это тоже работа, интервьюер будет оценивать Ваш подход к работе по тому, насколько серьезно Вы изучали организацию, прежде, чем предлагать свою кандидатуру для работы в ней. Избегайте ответов типа «Мне близко добираться» или «У вас высокие зарплаты» - это действительно важный критерий при выборе места работы, но отвечать следует все же с позиции профессионала. Этот вопрос — также повод рассказать и о своей квалификации и возможности применить ее именно в этой замечательной организации.

Почему Вы ушли с предыдущей работы?

Никогда не говорите плохо о предыдущем работодателе. Уход с работы из-за конфликта является бегством от трудностей, признанием собственного поражения. Нужно обязательно подчеркнуть все позитивное, что было в предыдущей работе и взаимоотношениях с людьми. К ответу на этот вопрос необходимо подготовиться . Отвечая на данный вопрос, можно рассказать о стремлении к профессиональному росту, расширению сферы применения своих знаний и умений, повышению зарплаты.  Можно сослаться на реорганизацию или другие изменения, приведшие к тому, что работа в прежней организации стала не столь привлекательна для Вас.

Во втором разделе собеседования вам могут быть заданы как конкретные вопросы о вашем образовании, навыках и опыте, так и вопросы, которые дадут представление интервьюеру также и о вашем отношении к работе и мотивации, об ответственности, целеустремленности, самооценке и пр.

Как Вы представляете себе свои служебные обязанности?

Если Вы не знаете ответа на подобный вопрос, Вам необходимо к нему подготовиться. В Интернете можно найти должностные инструкции на любую позицию. Полезную информацию Вы можете найти на сайте компании, на профессиональных форумах и т.п.

Как Вы считаете, какие требования предъявляет эта работа к человеку?

Подготовка к ответу на этот вопрос аналогична. И не забудьте сказать, что Вы соответствуете этим требованиям.

Чем Вас привлекает работа в данной должности?

Нужно назвать конкретные доводы: желание применить свою квалификацию и опыт там, где они могут дать наибольшую отдачу и будут по достоинству оценены.

Почему мы должны принять именно Вас?

В чем Ваши преимущества перед другими кандидатами?

Это наилучший вопрос для кандидата, чтобы без ложной скромности назвать свои главные преимущества перед другими претендентами. При этом он должен продемонстрировать свое умение убеждать, подчеркивая свои преимущества.

Каковы Ваши сильные стороны?

Отвечая на этот вопрос, нужно назвать те Ваши качества, которые требуются для данной работы и могут обеспечить ее успешное и качественное выполнение.

Каковы Ваши слабые стороны?

Не  стоит приводить длинный перечень своих недостатков. Расскажите о чем-то, что не помешает Вам успешно выполнять обязанности на данной позиции. Например, если менеджер по продажам скажет, что не любит монотонной работы, а бухгалтер — что больше склонен к работе с документами и цифрами, чем к работе, требующей постоянного общения — это не произведет неблагоприятного впечатления. Такой вопрос задается не столько для того, чтобы получить информацию о Ваших недостатках, сколько, чтобы проверить вашу находчивость и стрессоустойчивость.

Какова Ваша цель в работе?

Как Вы представляете свое положение через пять (десять) лет?

Еще до собеседования нужно подумать о своем профессиональном росте и личных целях, чтобы работодатель видел в вас человека, нацеленного на успех. Не планируют свою карьеру и жизнь только безынициативные люди.

После того, как работодатель прояснил для себя профессиональный уровень соискателя, следуют вопросы третьего раздела, касающиеся зарплаты и других житейских обстоятельств.

На какую зарплату Вы рассчитываете?

Хороший специалист всегда знает себе цену, поэтому прежде чем искать работу, нужно промониторить зарплаты на рынке труда, расспросить знакомых. Лучше слегка завысить свою цену, чем занизить ее. Можно говорить об определенном диапазоне и назвать цифру на испытательный срок и ту, к которой Вы хотели бы прийти в дальнейшем.

Не помешает ли Ваша личная жизнь данной работе, связанной с дополнительными нагрузками (ненормированный рабочий день, длительные или дальние командировки, постоянные разъезды)?

Это можно сказать женский вопрос. В некоторых фирмах, пытаясь обойти закон, ставят жесткие условия, такие как не заводить детей определенное время, не оформлять больничные листы по уходу за ребенком, не оформлять отпусков без сохранения содержания и т. д.

Как у Вас со здоровьем?

Из вашего ответа должно быть  ясно, что Ваше здоровье вполне позволяет Вам выполнять данную работу. Если Вы занимаетесь спортом, ведете здоровый образ жизни — самое время об этом рассказать.

Когда Вы можете приступить к работе?

Если Вы не работаете, правильный ответ — завтра или в ближайшие дни. Если работаете — через две недели.

Есть ли у Вас какие-то вопросы?

Вопросы у Вас должны быть. Начните с вопросов, уточняющих обязанности, касающихся используемого оборудования и программ. После этого можно задать вопросы и о соцпакете, условиях труда, столовой и т.д. Совет: не задавайте слишком много «бытовых» вопросов сразу, спросите только о том, что действительно важно для Вас и повлияет на решение о том, стоит ли начинать работу в этой организации.

Итак, мы рассмотрели некоторое количество наиболее часто задаваемых на собеседованиях вопросов. Безусловно, вы можете столкнуться с какими-то другими вопросами, однако важно понять принцип — прежде, чем отвечать, подумайте, какое впечатление  вы произведете своим ответом и то ли это впечатление, которое вы хотели бы произвести. Не спешите, лучше уточните вопрос, чтобы точнее сформулировать ответ. И еще раз повторюсь — к любому собеседованию надо готовиться, собирая необходимую информацию и продумывая свои цели.

Остальные обучающиеся в это же время готовятся пройти собеседование, определив для себя позицию в рекламном агентстве, на которую они будут претендовать в соответствии со своими личными предпочтениями. Преподаватель отвечает на возникающие вопросы и дает необходимые рекомендации.

Прежде, чем приступить к игре, преподаватель дает участникам инструкции:

- Уважаемые члены отборочной комиссии! Вам следует проводить интервью с соискателями на вакантные должности в соответствии с подготовленным планом, в доброжелательной и уважительной форме. Решение о приеме должно быть вами принято в ходе интервью, для его согласования вы можете взять небольшую паузу.

- Дорогие соискатели! Позвольте пожелать вам проявить себя максимально позитивно и успешно пройти собеседование!  

- И еще я хочу напомнить вам правила конструктивной обратной связи.

Сначала следует сказать об ответах, действиях, вербальных и невербальных проявлениях, которые показались вам удачными, продвигающими к цели — получению приглашения на работу;

После этого вы можете сказать о том, что показалось неудачным. Будет полезнее, если вы  дополните свое мнение предложением, как, с вашей точки зрения, это можно было бы сделать лучше.

Помните, что обратная связь должна относиться только к словам и поведению, а не личности получателя. Формулировать свои высказывания лучше в форме «Я думаю...» «Мне кажется...» «По моему мнению...» и т.п.

Правила выписываются на доске.

- Не забывайте, пожалуйста, что функция наблюдателей в игре очень важна! Подойдите ответственно к этой роли, обращайте внимание на все детали поведения «соискателей», чтобы иметь возможность дать им адекватную и полезную обратную связь.

«Собеседование с работодателем»

«Соискатели» поочередно проходят собеседование, интервью продолжается не более 5 минут.

По окончании каждого собеседования «соискатель» выслушивает решение отборочной комиссии («Принят», «Будет второй тур собеседования для окончательного отбора», «Не принят») и получает обратную связь, как от членов отборочной комиссии, так и от наблюдателей о том, насколько ему удалось:

Произвести благоприятное впечатление.

Убедить работодателя в том, что именно его знания, умения, навыки и качества соответствуют требованиям и ожиданиям.

Обратить внимание работодателя на себя, запомниться и выделиться на фоне конкурентов.

В процессе собеседования выяснить все важные для принятия собственного решения моменты.

Преподаватель при необходимости комментирует, корректирует и дополняет обратную связь каждому участнику. «Соискателю» также предоставляется возможность высказаться, поделиться своими мыслями и впечатлениями.

Оценка результатов работы обучающихся производится на основе наблюдения за вербальным и невербальным поведением участников во время деловой игры и группового обсуждения ее результатов. Анализируются ответы на вопросы «работодателей», демонстрирующие степень сформированности ключевых профессиональных компетенций.

Объявление оценок и проставление их в журнал;

Подведение итогов занятия, выводы.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации