План – конспект урока развития речи «Деловое письмо. Анкета»
МКОУ
Бетлицкая школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Росток»
План – конспект урока развития речи
«Деловое письмо. Анкета»
Гуськова Л.В.,
учитель русского языка и
чтения, высшая квалификационная
категория
Февраль - 2022 год
Тема: Деловое письмо. Анкета.
Цель:
Вспомнить структуру и закрепить навык написания деловой бумаги «анкета»;
Задачи:
- создать условия для обучения навыку делового письма через следующие приемы:
• практическую деятельность,
• твердое уяснение, в каких случаях применяется данная деловая бумага,
• анализ стандартного образца, т.е. выявление обязательных элементов, специфичных только для данного документа,
• подражание образцу,
• самостоятельное творчество.
-создать условия для развития:
• речи при анализе документа с новым содержанием, через правильное построение предложений,
• логического мышления через правильное выражение мысли, коллективное составление документа после разбора образца,
• эмоций через самостоятельную работу,
• памяти через составление документа на темы, предложенные учителем или учениками.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, опорные таблицы «Деловое письмо».
Тетради обучающихся по развитию речи.
Ход урока.
Организационный момент. Слайд
У. Здравствуйте ребята!
Я рада вас приветствовать на нашем уроке русского языка.
Не можешь – сумей,
Не знаешь – узнай,
Пробуй,
Ищи,
Свершай,
Достигай.
Введение в тему.
Все мы любим получать сообщения, да? Совсем недавно мне пришло необычное послание от необычного человека. Слайд
- Я получила сообщение с обращением к вам от президента В.В. Путина. (Чтение сообщения)
- Здравствуйте, дорогие ребята.
-Я вас всех поздравляю с предстоящим окончанием школы.
Ребята, мы живем в достаточно сложном, но очень интересном мире, в очень интересное время. И я хочу пожелать, чтобы вы нашли себя, свое место, свое основное занятие и были лучшими на своем месте и в своем деле.
Взрослая жизнь всегда связана с новыми мечтами, желанием сделать свою жизнь красивой и счастливой. Это всегда момент ожиданий. И хочу пожелать, чтобы вас этим деревом жизни находили то, что очень хотите, и чтобы вас сопровождала удача.
Будьте счастливы!
В.ПУТИН
- Как называется эта почтовая корреспонденция?
- К какому стилю относится письмо? Слайд
Вступительное слово учителя.
- Слайд
Деловая письменная речь сложилась еще в Древней Руси. Деловые бумаги – челобитные грамоты (прошение, заявление, жалоба в Русском государстве XV — начала XVIII вв). Грамотные люди назывались писцы.
Слайд
Отличительной чертой делового письма является краткость и общепринятая стандартность.
-Как подразделяется деловая письменная речь? (деловая корреспонденция, деловые бумаги).
Слайд
- Что относится к деловой корреспонденции? (письма, телеграммы, открытки).
- Что относится к деловым бумагам? (доверенность, объяснительная, расписка, заявление, автобиография, объявление, анкета).
- Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам.
Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Вспомним, какие виды деловых бумаг мы с вами уже научились заполнять?
/автобиография, расписка, объяснительная записка, объявление
На сегодняшнем занятии мы вспомним, как надо заполнять анкету, потому что вам это
обязательно пригодится в дальнейшей жизни.
- А сейчас вы прочитаете тексты деловых бумаг и определите их назначение.
Слайд
Я, М.И. Коновалов, взял 12.12.2014г. напрокат коньки у А.В. Попова и обязуюсь вернуть их 14.12.2014г. (Расписка) Слайд
23 декабря 2014 г. в 16.00 в школе состоится НОВОГОДНИЙ БАЛ МАСКАРАД. (Объявление) Слайд
Я, Галина Александровна Баева родилась 07.10.1998 года в г. Томске. В 2006 г. поступила Моряковскую школу-интернат…(Автобиография)
Я, Шерин Данил, опоздал на урок русского языка, потому что находился на улице и не слышал звонка…(Объяснительная) Слайд
Прошу освободить меня от занятий в школе на 16 декабря 2014 года в связи с поездкой в больницу. (Заявление)
Слайд с определением, что такое разные виды деловых бумаг
III. Словарная работа: анкета, аббревиатура, графа.
-Сегодня на уроке мы закрепим знания по одному из видов делового письма – анкета. Слайд со словарными словами
Анкета – опросный лист. Её заполняют в виде ответов на вопросы или в виде каких – либо сведений о себе.
Аббревиатура – сложносокращённое слово по первым буквам.
Графа – полоса, столбец на листе бумаги.
Профессия –
Квалификация ( трудовая подготовка)-
Сообщение темы.
- Анкеты в нашей жизни встречаются при поступлении в школу или на работу, при получении паспорта, для поступления в ПТУ.
Они заполняются на специальных бланках, имеющих короткие вопросы, например: дата рождения, пол, образование и т.д.
Основная цель работы с анкетой – изучение отдельной личности или общественного мнения по какому – нибудь вопросу.
Слайд ВИДЫ АНКЕТ
V. Работа с образцом. Анкета обучающегося.
АНКЕТА Обучающийся: Имя Иван Отчество Петрович Фамилия Сидоров Число, месяц, год рождения 2 октября 1996г. Адрес ул.Мира, д.35, кв.15. Мать: Имя Татьяна Отчество Ивановна Фамилия Сидорова Число, месяц, год рождения 15 марта 1975г Место работы детская больница Должность медсестра Отец: Имя Петр Отчество Петрович Фамилия Сидоров Число, месяц, год рождения 17 января 1976г Место работы з-д Металлоконструкций Должность слесарь-сборщик |
VI. Правила работы с анкетой.
У. Как видите правила работы с такими письменными документами просты и понятны:
минимальная информация
разборчивый текст;
нельзя применять малораспространенные сокращения (аббревиатура);
заполнение всех граф (линеек).
/обучающиеся записывают в тетрадь словарную работу и правила работы над анкетой/
VII. Физминутка.
VIII. Работа с учебником.
Ответить на вопросы анкеты/устно/ с.
IX. Самостоятельная работа.
Заполнить анкету выпускника
Анкета выпускника
Ф.И.О._____________________________________________________________
(полностью)
Число, месяц, год рождения___________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________
Состав семьи________________________________________________________
(перечислить членов семьи с указанием Ф.И.О.,)
Образование________________________________________________________
(сколько классов окончил (а), № школы, адрес школы)
Трудовая подготовка(специальность)_________________________________________________
(по какой профессии обучался (лась) в школе)
Профориентация (профессия)_____________________________________________________
(где работаешь, пойдешь работать)
Любимое занятие____________________________________________________
Твои обязанности _______________________________________________
(перечислить)
Что дала тебе школа?_________________________________________________
_________________________ ______________________
(число, месяц, год) (подпись)
X. Чтение лучших анкет/обучающиеся читают свои анкеты/
XI. Итог.
-Почему анкеты относятся к письменным документам?
- Как часто приходится заполнять анкеты?
-Каковы правила заполнения анкет?
ХII.Д/З Заполнить самостоятельно анкету, стр.
XII. Оценивание.