План – конспект урока развития речи «Деловое письмо. Анкета»

5
0
Материал опубликован 30 October 2022 в группе

МКОУ

Бетлицкая школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Росток»








План – конспект урока развития речи


«Деловое письмо. Анкета»





Гуськова Л.В.,

учитель русского языка и

чтения, высшая квалификационная

категория






Февраль - 2022 год







Тема: Деловое письмо. Анкета.

Цель:

Вспомнить структуру и закрепить навык написания деловой бумаги «анкета»;

Задачи:

- создать условия для обучения навыку делового письма через следующие приемы:
• практическую деятельность,
• твердое уяснение, в каких случаях применяется данная деловая бумага,
• анализ стандартного образца, т.е. выявление обязательных элементов, специфичных только для данного документа,
• подражание образцу,
• самостоятельное творчество.

-создать условия для развития:
• речи при анализе документа с новым содержанием, через правильное построение предложений,
• логического мышления через правильное выражение мысли, коллективное составление документа после разбора образца,
• эмоций через самостоятельную работу,
• памяти через составление документа на темы, предложенные учителем или учениками.


Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, опорные таблицы «Деловое письмо».

Тетради обучающихся по развитию речи.


Ход урока.

Организационный момент. Слайд

У. Здравствуйте ребята!

Я рада вас приветствовать на нашем уроке русского языка.

Не можешь – сумей,

Не знаешь – узнай,

Пробуй,

Ищи,

Свершай,

Достигай.

Введение в тему.

Все мы любим получать сообщения, да? Совсем недавно мне пришло необычное послание от необычного человека. Слайд

- Я получила сообщение с обращением к вам от президента В.В. Путина. (Чтение сообщения)

- Здравствуйте, дорогие ребята.

-Я вас всех поздравляю с предстоящим окончанием школы.

Ребята, мы живем в достаточно сложном, но очень интересном мире, в очень интересное время. И я хочу пожелать, чтобы вы нашли себя, свое место, свое основное занятие и были лучшими на своем месте и в своем деле.

Взрослая жизнь всегда связана с новыми мечтами, желанием сделать свою жизнь красивой и счастливой. Это всегда момент ожиданий. И хочу пожелать, чтобы вас этим деревом жизни находили то, что очень хотите, и чтобы вас сопровождала удача.

Будьте счастливы!

В.ПУТИН

- Как называется эта почтовая корреспонденция?

- К какому стилю относится письмо? Слайд


Вступительное слово учителя.

- Слайд

Деловая письменная речь сложилась еще в Древней Руси. Деловые бумаги – челобитные грамоты (прошение, заявление, жалоба в Русском государстве XV — начала XVIII вв). Грамотные люди назывались писцы.

Слайд

Отличительной чертой делового письма является краткость и общепринятая стандартность.

-Как подразделяется деловая письменная речь? (деловая корреспонденция, деловые бумаги).

t1667104312aa.png


t1667104312ab.png



t1667104312ac.png


t1667104312ad.png


Слайд

- Что относится к деловой корреспонденции? (письма, телеграммы, открытки).

- Что относится к деловым бумагам? (доверенность, объяснительная, расписка, заявление, автобиография, объявление, анкета).

- Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам.

Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Вспомним, какие виды деловых бумаг мы с вами уже научились заполнять?

/автобиография, расписка, объяснительная записка, объявление

На сегодняшнем занятии мы вспомним, как надо заполнять анкету, потому что вам это

обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

- А сейчас вы прочитаете тексты деловых бумаг и определите их назначение.

Слайд

Я, М.И. Коновалов, взял 12.12.2014г. напрокат коньки у А.В. Попова и обязуюсь вернуть их 14.12.2014г. (Расписка) Слайд

23 декабря 2014 г. в 16.00 в школе состоится НОВОГОДНИЙ БАЛ МАСКАРАД. (Объявление) Слайд

Я, Галина Александровна Баева родилась 07.10.1998 года в г. Томске. В 2006 г. поступила Моряковскую школу-интернат…(Автобиография)

Я, Шерин Данил, опоздал на урок русского языка, потому что находился на улице и не слышал звонка…(Объяснительная) Слайд

Прошу освободить меня от занятий в школе на 16 декабря 2014 года в связи с поездкой в больницу. (Заявление)

Слайд с определением, что такое разные виды деловых бумаг t1667104312ae.png

III. Словарная работа: анкета, аббревиатура, графа.

-Сегодня на уроке мы закрепим знания по одному из видов делового письма – анкета. Слайд со словарными словами

Анкета – опросный лист. Её заполняют в виде ответов на вопросы или в виде каких – либо сведений о себе.

Аббревиатура – сложносокращённое слово по первым буквам.

Графа – полоса, столбец на листе бумаги.

Профессия –

Квалификация ( трудовая подготовка)-

Сообщение темы.

- Анкеты в нашей жизни встречаются при поступлении в школу или на работу, при получении паспорта, для поступления в ПТУ.

Они заполняются на специальных бланках, имеющих короткие вопросы, например: дата рождения, пол, образование и т.д.

Основная цель работы с анкетой – изучение отдельной личности или общественного мнения по какому – нибудь вопросу.

Слайд ВИДЫ АНКЕТ

V. Работа с образцом. Анкета обучающегося.





АНКЕТА

Обучающийся:

Имя Иван

Отчество Петрович

Фамилия Сидоров

Число, месяц, год рождения 2 октября 1996г.

Адрес ул.Мира, д.35, кв.15.

Мать:

Имя Татьяна

Отчество Ивановна

Фамилия Сидорова

Число, месяц, год рождения 15 марта 1975г

Место работы детская больница

Должность медсестра

Отец:

Имя Петр

Отчество Петрович

Фамилия Сидоров

Число, месяц, год рождения 17 января 1976г

Место работы з-д Металлоконструкций

Должность слесарь-сборщик



VI. Правила работы с анкетой.

У. Как видите правила работы с такими письменными документами просты и понятны:

минимальная информация

разборчивый текст;

нельзя применять малораспространенные сокращения (аббревиатура);

заполнение всех граф (линеек).

/обучающиеся записывают в тетрадь словарную работу и правила работы над анкетой/


VII. Физминутка.


VIII. Работа с учебником.

Ответить на вопросы анкеты/устно/ с.


IX. Самостоятельная работа.


Заполнить анкету выпускника


Анкета выпускника



Ф.И.О._____________________________________________________________

(полностью)


Число, месяц, год рождения___________________________________________



Домашний адрес____________________________________________________



Состав семьи________________________________________________________

(перечислить членов семьи с указанием Ф.И.О.,)


Образование________________________________________________________

(сколько классов окончил (а), № школы, адрес школы)


Трудовая подготовка(специальность)_________________________________________________

(по какой профессии обучался (лась) в школе)

Профориентация (профессия)_____________________________________________________

(где работаешь, пойдешь работать)


Любимое занятие____________________________________________________




Твои обязанности _______________________________________________

(перечислить)


Что дала тебе школа?_________________________________________________





_________________________ ______________________

(число, месяц, год) (подпись)





X. Чтение лучших анкет/обучающиеся читают свои анкеты/


XI. Итог.


-Почему анкеты относятся к письменным документам?

- Как часто приходится заполнять анкеты?

-Каковы правила заполнения анкет?

ХII.Д/З Заполнить самостоятельно анкету, стр.

XII. Оценивание.





























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.