"Демократ до конца ногтей..." (Базаров в среде Кирсановых)
10 класс Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ Роман «Отцы и дети» «Демократ до конца ногтей…» (Базаров в среде Кирсановых) Анализ 1 - 4 глав
Первые главы в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" являются экспозицией. В них мы знакомимся с главными героями, местом действия, временем, когда происходят события. Жарким весенним днем, 20 мая 1859 года, на крыльцо постоялого двора выходит «барин лет сорока». Это Николай Петрович Кирсанов. Он ждет сына Аркадия, окончившего университет в Петербурге с отличием и получившего звание кандидата Роман начинается с реплики Николая Петровича: «Что, Петр, не видать еще?» - и мы сразу ощущаем тревогу, нетерпение отца в ожидании сына. Петр – слуга, человек «новейшего, усовершенствованного поколения». Он снисходительно отвечает на вопросы барина, курит трубку за его спиной. Уже в этом незначительном эпизоде Иван Сергеевич Тургенев затрагивает тему конфликта поколений.
Молодое поколение, уверенное в своем превосходстве, снисходительно относится к старикам, Это также и намёк на те изменения, которые происходят в общественной жизни. Ведь неслучайно Тургенев действие своего романа переносит на 1859 год. Для России это было неспокойное время, характеризующееся волнением в обществе, революционными движениями, крестьянскими бунтами, экономическим кризисом. Это было время в преддверии реформ по освобождению крестьян
Николай Петрович и Павел Петрович - сыновья боевого генерала 1812 года, рано умершего от удара. Мать, принадлежавшая к числу «матушек – командирш», тоже вскоре умерла, поэтому сыновьям пришлось самим устраиваться в жизни. Павел Петрович стал военным, как и отец, а Николай Петрович женился на дочери чиновника и был счастлив в браке. Супруги все время проводили вместе: читали, гуляли, играли на фортепиано в четыре руки, растили сына. Но жена скончалась после 10 лет счастливой жизни, а он занялся хозяйственными преобразованиями и сыном В 1855 году, как когда-то его самого, он отвез сына в Петербург, в университет, прожил с ним три зимы. И вот теперь, в 1859 году, он ждал уже возвращения
В рассказе о Николае Петровиче чувствуется явная симпатия Тургенева к герою. Неслучайно в одном из писем Тургенев написал: «Николай Петрович – это я…». Для Николая Петровича главное в жизни – семья, сын. Жизнь его проходит словно в отрыве от истории страны. У него нет общественных стремлений, целей. По своей жизненной позиции он пассивен, живет по течению, тихо, мирно, ограничиваясь только интересами семьи. Ждал сына 5! часов на постоялом дворе. Он грустит, вспоминая об умершей жене, не дождавшейся возвращения сына из университета. «Сын…кандидат… Аркаша… Не дождалась!» - шепнул он уныло…». Но вот наконец «ухо его …уловило стук приближающихся колес». Несколькими словами, деталями Тургенев дает нам почувствовать радость отца: Николай Петрович «вскочил», «устремил глаза», «закричал» и «побежал», «замахал руками».
С первых же слов Аркадия мы чувствуем беззаботность, свойственную юности, задор, легкость, некоторую развязность, например, в том, как Аркадий обращается к отцу: «папаша». Николай Петрович радостно встречает сына, даже робеет перед ним. Он «словно потерялся немного, словно робел». Аркадий приехал не один, с другом Евгением Базаровым, студентом медицинского факультета. Сын знакомит отца с приятелем. И в том, как Николай Петрович «быстро обернулся» и «крепко стиснул» руку Базарова, видна его открытость, готовность безоговорочно принять человека, которого любит и уважает сын. Николай Петрович гостеприимен.
Базаров не сразу подает ему «обнаженную красную руку». Он не так приветлив, как Николай Петрович. «Евгений Васильев», - так представляется Базаров. Он неслучайно выбирает просторечный вариант отчества Васильев, вместо Васильевич, тем самым противопоставляя себя, человека простого, Николаю Петровичу – барину, помещику «Красная» рука – немаловажная деталь, говорящая нам о том, что Базаров – человек труда. Во всем поведении Базарова, в том, как он говорит (лениво, спокойно), видна какая-то небрежность. Отвечает кратко, ведет себя несколько свысока («Тонкие губы чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку»). Базаров немногословен, говорит только по делу, но вместе с тем речь его точна и образна: достаточно вспомнить, какой меткий эпитет дал он кучеру – «толстобородый».
Внешность Евгения ничем примечательным не отличается: «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Одет небрежно - в длинном балахоне с кистями. Аркадий с отцом садятся в коляску, а друг едет в тарантасе. Аркадий сразу предупреждает отца: «Ты с ним, пожалуйста, не церемонься. Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь».
Аркадий искренне рад возвращению домой, он взволнован, его обуревают радостные эмоции, но он словно стыдится своей «детской» радости, хочет выглядеть взрослым, ему не терпится «поскорее перевести разговор с настроения взволнованного на обыденное». По дороге домой Аркадий узнает много нового Отец делится с ним своими заботами о хозяйстве. Не все хорошо, оказывается, в имении. Мужики «не платят оброка», у наемных работников «настоящего старания нету», «сбрую портят», приказчика пришлось сменить и взять нового – вольного, из мещан. Есть и печальные новости: скончалась нянюшка Аркадия, Егоровна.
Перед нами разворачивается грустный пейзаж: Николай Петрович и Аркадий проезжают через поля и леса, которые принадлежали им (лес пришлось продать: «деньги были нужны»): небольшие леса, редкий и низкий кустарник, обрытые берега речки, крошечные пруды с худыми плотинами, деревеньки с низкими избенками, покривившиеся молотильные сарайчики, опустелые гумна, церкви с разоренными кладбищами, с отвалившейся штукатуркой или наклонившимися крестами. Картина убогости и нищеты.
В описании жителей деревни и животных проступают приметы разорения: мужички встречались «обтерханные», коровы – «исхудалые», «словно обглоданные». От сурового, скорбного пейзажа «сердце Аркадия понемногу сжималось».
Тургенев в нескольких фразах обрисовал быт русской деревни пятидесятых годов девятнадцатого века. Читатель, как и Аркадий, невольно задается вопросом: «Нет, небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?» Но Аркадий молод. Жизнь и молодость берут свое. Ведь, как ни уныла картина природы, вокруг все-таки весна. «Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка», птицы весело пели, кричали, перебегая по кочкам. Аркадий глядел на все это, и сердце его понемногу смягчалось, тревога рассеивалась. Весна победила!
Аркадий восторженно прерывает рассказ отца: «Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет! Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь…». И вдруг сам себя обрывает на полуслове, бросив «косвенный взгляд назад». Назад – то есть на тарантас, в котором едет Базаров. Очевидно, Базарову не понравилась бы такая сентиментальность. Аркадий сдерживается перед другом, боится его осуждения. Он говорит и действует с оглядкой на Базарова Николай Петрович отвечает: «…ты здесь родился, тебе все должно казаться здесь чем-то особенным». Но прежний восторг Аркадия сменяется прозаическим замечанием: «Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился». Николай Петрович «посмотрел сбоку на сына», но ничего не ответил. Он чувствует, пока еще смутно, что в Аркадии произошли перемены
Как ни печальна действительность, но трудно сопротивляться красоте, молодости, когда так хочется жить и радоваться жизни. «Он сбросил шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял». Аркадий полон жизни: «Что за чудный день сегодня!» Николай Петрович вспоминает строки Пушкина из «Евгения Онегина». Аркадий слушает отца с изумлением и сочувствием. Для него, очевидно, это кажется странным – слушать, как отец читает стихи. «Аркадий! – раздался из тарантаса голос Базарова, - пришли мне спичку, нечем трубку раскурить». Из поэзии в прозу – таков резкий контраст, который провел еще одну незаметную, на первый взгляд, грань между молодым поколением и поколением отцов
Разговор продолжился. Николай Петрович рассказывает сыну об изменениях в своей жизни… Он переходит на французский, чтобы не поняли слуги. Он не решается даже назвать имя девушки, а Аркадий нарочито развязно спрашивает: «Фенечка»? И в то же время он снисходительно улыбается отцу, не понимая, в чем отец извиняется. Аркадий чувствует в себе «тайное превосходство», осознает собственную развитость и свободу. Аркадий и Базаров – «выше всего этого» - то есть выше вопросов морали, которые мучают Николая Петровича. Николай Петрович удивляется суждениям сына, «что-то кольнуло его в сердце». Да, Аркадий изменился, но отец деликатно и мудро смотрит на это «из-под пальцев руки»
Всё поведение Николая Петровича говорит, что сын для него "свет в окошке". Он пытается понять его и страдает от того, что тот изменился, подражая своему другу. Базаров закурил, Аркадий тоже закурил – и это удивило Николая Петровича, «отроду не курившего». Но Николай Петрович - настолько мягкий, тактичный человек, что не желает обидеть сына замечанием, деликатно отворачивается. Он уже с первых страниц показывает себя исключительно интеллигентным человеком, старающимся избежать конфликтов, сгладить острые углы в отношениях
По дороге Аркадий расспрашивает отца о здоровье дяди, который тоже живет в имении Марьино, названном так Николаем Петровичем в честь умершей жены Марии, Через несколько минут оба экипажа останавливаются рядом с новым деревянным домом: это Марьино, или Новая Слободка, а у крестьян - Бобылий Хутор. Марьино – это значимое место в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он описывал Спасское – Лутовиново, съемки фильма проходили тоже там. Марьино как типичное дворянское имение того времени: с барским домом, садом, прудом, крестьянами. Здесь разворачиваются основные события романа: знакомство Кирсановых с Базаровым, их споры об искусстве, любви, религии, любовные переживания героев
Марьино в романе — это не просто фон, на котором разворачиваются события. Это своеобразный символ старого, патриархального уклада жизни, который постепенно уходит в прошлое. Именно в Марьино наиболее ярко проявляется конфликт поколений, столкновение «отцов» и «детей» Многие писатели и поэты были представителями дворянства, дворянство являлось средоточием культурной и духовной жизни России. И у каждого дворянина была своя усадьба, свое родовое гнездо. Естественно, что писатели не обошли стороной проблему “родового гнезда”, своей малой родины. Тема дворянской усадьбы поднимается и в романе И. Тургенева «Отцы и дети». Здесь мы встречаем описание трех дворянских усадеб: Марьина, Никольского и небольшого имения Базарова. В самом начале романа автор описывает родовое гнездо Аркадия Кирсанова
В усадьбе приехавших вышел встречать дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его «коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной… Весь облик …, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность». Он был одет в безукоризненно чистую рубашку и английский сьют, на ногах – лаковые полусапожки Видно было, что Евгений ему сразу не понравился. Он слегка поклонился ему, но руки ему не подал. Когда молодые люди вышли, он спросил у Николая Петровича: «Он у нас гостить будет? Этот волосатый?.. Я нахожу, что Аркадий стал развязнее».
За ужином разговор не завязывался, беседа получалась пресной. Аркадий старался разговаривать, как взрослый. Николай Петрович вёл беседу откровенно и просто. Павел Петрович, медленно похаживая с рюмкой вина, бросал короткие замечания. Базаров больше молчал, зато много ел.
После ужина Базаров, сидя на постели, сказал Аркадию, что дядя у него чудаковат. «Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай! Щегольство в деревне?» «Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам», – возражал Аркадий. – «Ну а здесь кого пленять, – усмехался Евгений. – Этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит. Смешно. А отец у тебя славный малый. Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк». Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно.
Общая оценка Кирсановых, которую дает Базаров в разговоре с Аркадием, точна и беспощадна. Она получает в романе дальнейшее развитие: «архаическое явление» – о Павле Петровиче, «славный малый», «добряк», «в хозяйстве вряд ли смыслит» – о Николае Петровиче, «старенькие романтики» – о них обоих. Братья Кирсановы в эту ночь долго не спали: Николай Петрович все думал о сыне, Павел Петрович смотрел задумчиво на огонь и думал о своем, а Фенечка смотрела на своего маленького спящего сына, отцом которого был Николай Кирсанов
Нигилизм – одно из множества современных идейных течений. По-другому смотрят на мир, на смысл человеческого существования и традиционные жизненные ценности. Базаров – разночинец-демократ по происхождению, нигилист У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем». Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания».
Базаров родился в семье полкового лекаря Василия Базарова и Арины Власьевны, дворянки из обедневшего рода. Отец дослужился до VIII чина и получил право на потомственное дворянство. По материнской линии дворянство по наследству не передавалось, поэтому Евгений по своему происхождению является разночинцем. Но он гордится, что его дед со стороны отца «землю пахал». Про деда со стороны матери говорил: «Кто он был? Черт его знает! Секундант – майор какой-то. При Суворове служил и все рассказывал о переходе через Альпы… Врал, должно быть…» Дворянство и офицерский чин не вызывают у Базарова ни малейшего уважения. Вместо тщеславия и гордости дворянским происхождением – равнодушие и пренебрежение к нему, но на лицо «надменная гордость» простым происхождением. И.С. Тургенев писал: «Он честен, правдив и демократ до мозга ногтей…»
Домашнее задание Прочитать главы 5-10 Устно приготовить ответы по темам - Рассказ о жизни Николая Петровича Кирсанова (с цитатами). - Рассказ о жизни Павла Петровича Кирсанова (с цитатами). - Приготовиться к сравнительной характеристике братьев Кирсановых 3. Ответить на вопросы: - Тургенев сочувствует Базарову или иронизирует над ним? - Чем занимались в Марьино Евгений Базаров, Аркадий? - Каково отношение Павла Петровича Кирсанова к Базарову?
Шишкина Людмила Николаевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Ирина Владимировна Казарцева
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Селиванова Галина Геннадьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Колышкина Елена Владимировна
Ирина Владимировна Казарцева
Галина Владимировна
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Ирина Владимировна Казарцева
Красина Лидия Александровна
Ирина Владимировна Казарцева
Елена Гаврииловна Гончарова
Ирина Владимировна Казарцева
Юлия Васильевна Воробьева
Ирина Владимировна Казарцева