Классный час на тему «День народного единства России»
Классный час на тему: День Народного Единства России.
(Тект, выделенный курсивом повторяет фильм, просматриваемый в данное время. В конце каждой ссылки указан период просмотра).
1 часть.
Единые символы нашего государства.
Звучит Государственный гимн Российской Федерации (дети подпевают).
Россия - священная наша держава, | |
| Славься, Отечество наше свободное, |
От южных морей до полярного края | |
| Славься, Отечество наше свободное, |
Широкий простор для мечты и для жизни | |
| Славься, Отечество наше свободное, |
Мы живём в России. Герб России – двуглавый золотой орёл. Могучий и гордый. На его груди – Георгий Победоносец. Он пронзает серебряным копьём злого дракона. Флаг России трёхцветный: белый, синий, красный. Столица нашей родины - Москва. Россия - самая большая страна в мире.
0-0.38мин.
2 часть.
Народное единство. Истоки этого дня.
Но главная составляющая нашего государства – это народ и его единство. В единстве - наша сила. Если мы обратимся к истории нашего государства, то увидим, что объединялся русский люд против врага. В день праздника обращаемся к 1611-1612гг, в страшное для Руси смутное время. Это был самый тяжёлый кризис в истории нашего Отечества. На русском троне оказался польский католик, ставленник Речи Посполитой, которая много лет стремилась завоевать Российское государство. Положение было схоже с тем, когда разбойники ворвались в дом, разграбили его, выгнали хозяев, а могли и убить. Если бы поляков утверждение состоялось, Россия перестала бы существовать как самостоятельное государство.
Страна нуждалась в чуде. И духовным проводником такого чуда стал Патриарх Гермоген. Тот самый, который был свидетелем обретения Иконы Богородицы девицей Матроной.
7.00-7.43.мин
Что это за икона? Почему именно 4 ноября мы отмечаем День народного единства, в день празднования иконы Казанской Божьей Матери? Как переплетены события, связавшие её с защитой Русского государства?
Год 1579, к казанскому воеводе пришли двое: мать и девица. И молвила девица, что годов ей отроду 9, звать Матроной и что трижды ей являлась Пресвятая Божья Матерь в облике светлой иконы. И сказала Богородица, что на пепелище её дома, где одна только печка осталась сокрыт в земле чудодейственный образ Её и велела поведать об этом архиепископу и воеводам. Усомнился боярин соборов…посмеялся и отправил отроковицу на поклон к Владыке, «вдруг поверит». Пошла отроковица вся в слезах на поклон к архиепископу Еремею и поведала, что уже дважды являлась ей Матушка Богородица и велела сказать о словах своих, но боялась Матрона рассказать. А в сей день внезапно оказалась она посреди своего двора явилась икона ей страшным огненным образом, излучая поразительно пресветлые лучи так, что ей казалось, что лучи огненные сожгут её. И был девице устрашающий голос: если не поведаешь о словах моих, и не пойдёшь взять от земли мой Образ, Я появлюсь на другой улице или в другом граде, а ты будешь болеть тяжко до конца дней своих. От этих слов омертвела девица, упала на землю и пролежала так много часов. Послушал Владыка Матрону и не поверил. Тогда мать взяла заступ и стала копать в указанном месте. И иные люди, уверовав, стали с нею рыть, но ничего не нашли. И тогда стала копать девица Матрона. И явилась ей икона Богородицы, Присно Девы была завёрнута икона в ветхий рукав вишнёвого сукна, и образ сиял светлостью, как будто был написан новыми красками. Земная грязь не коснулась его.
2.46-5.39мин.
«Вы видите, как ваше отечество расхищается, как ругаются над святыми иконами и храмами, как проливают кровь невинную. Бедствий, подобных наших бедствиям, не было никогда!» Эту грамоту Патриарх Гермоген прислал из темницы, где его мучили ляхи. Патриарх призывал людей подняться на священную войну во имя Господа и Отечества. И чтобы впереди несли чудотворную икону Казанской Божьей Матери, «яко заступницу, которая оградит праведное войско от любого иноземного захватчика».
Почему люди придают важное значение явлению иконы? Слушают слово Патриарха, как самое главное? Вспомним, что Русь родилась как Православное государство, и в XIII-XVII вв. христианское и государственное сливаются в одно понятие Святая Русь. Храмы и монастыри вели главную роль в формировании духовности и в культурном развитии русского народа. Это был очаг православия, образования, хранения и создания произведений искусства, библиотек. Монахи были миротворцами среди князей, принимали участие в княжеских съездах, хлопотали об освобождении пленников, являлись заступниками вдов, сирот, неправедно осужденных.
Монастыри были сильными хозяйственными единицами святой Руси и оказывали организующее влияние на хозяйственно-экономическую жизнь своей округи. Монахи окультуривали дикую природу: расчистки лесов под пашни, освоения природных угодий и промыслов, прокладки дорог, открытия водных источников. Организовывали производства.
То, что не смогли сделать воеводы с их регулярной армией, делают простые люди, пришедшие из глубинки. В 1612г. казанцы объединяются с нижегородским ополчением Минина и Пожарского, и Казанская Богородица становится во главе огромного войска. 4 ноября ополчение освобождает Москву и выбивает польских захватчиков из Кремля. Это было чудо Господнее, событие, которое по логике, по всем расчётам того времени было невозможно, но оно произошло.
9.54-11.37.мин.
Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому в Москве и в Нижнем Новгороде.
https://yandex.ru/search/?text=памятник%20минину%20и%20пожарскому%20в%20москве&lr=2
Всякая икона на свете, даже чудотворная, знаменитая, когда-то была написана живым человеком. Но эта икона явилась в результате чуда, которое произошло на глазах у многих свидетелей. С тех пор с нею связывают освобождение от поляков, победу под Полтавой, изгнание Наполеона, успех в обороне Москвы, в Сталинградской битве, снятии блокады Ленинграда. В её честь построены Храмы по всему миру, в том числе и в сердце двух столиц: на Красной площади и в центре Невского проспекта.
0-2.00мин.
Исторические события русских освободительных войн так переплетены с Казанской иконой, что невозможно оценить их без Богороднического заступничества – и становится понятно, почему День народного единства отмечается 4 ноября. А что означает единство сегодня? Любви к нашей Родине.
3 часть.
Кроссворд. Колокол.
А как оповещали жителей городов, деревень того времени? Колокол сохранился до сегодняшнего времени. Предлагаю разгадать кроссворд, тема которого может соединить нас с Русью прошлых веков.
| | | | | | 3 | 2 | | | | | | | | |
| | | | 1 | | | | | | | | | | | |
| 1 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | 2 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 4 | | 5 | | |
| | | | | | | 3 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 4 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | 5 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | 6 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали:
1. Металл, используемый (на 20%) при отлитии колокола, придаёт прочность.
2. Оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол, (звонило, сторожевую доску или плиту).
3. Металл, из которого отливают колокол.
4. Башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви.
5. Набор колоколов (всяких величин), настроенных по определённой гамме.
6. Металл, используемый (на 80%) при отлитии колокола, придаёт звонкость.
По вертикали:
Сооружение для подвешивания колоколов.
Устоявшееся в русском языке название судового колокола.
Церковная должность в Православии: мастер звонарского дела; занимающее её лицо обязано при богослужениях звонить в храмах в колокола.
Звонило, сторожевая доска или плита — деревянная или металлическая доска (брус), по которой ударяли молотком (палкой). В древности это был бытовой и сигнальный музыкальный инструмент; в дальнейшем им пользовались, главным образом, вместо церковного колокола.
Памятник русского литейного искусства XVIII века. Высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м; масса 202 тонны. По назначению никогда не использовался. Стоит в Кремле.
4 часть,
заключительная.
Звонит колокольчик: он призывает нас … к окончанию урока.