Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с ТНР 5–6 лет «Деревья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с ТНР 5-6 лет (старшая группа)
Тема: «Деревья»
Учитель-логопед
Прохоренкова Марина Юрьевна
Смоленск, 2022
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
1) коррекционно – образовательные: систематизировать представления о деревьях; обогатить и активизировать словарь по теме «Деревья»; закрепить умение употреблять обобщающее понятие «деревья»; учить образовывать относительные прилагательные; закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными; научить употреблять глаголы настоящего времени и согласовывать их с существительными; учить согласовывать существительные с числительными; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить употреблять в предложениях союз ЭТО; развивать связную речь, отвечая полным предложением.
2) коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти, мелкой моторики.
3) коррекционно – воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: картинный материал по теме «Деревья», наложенные картинки, мяч.
План:
I. Организационный момент
II. Сообщение темы
III. Изучение нового материала
- беседа о деревьях
- игра «Откуда листик»
- игра «Какой листик?»
- игра «Что делает?»
IV. Физкультминутка «Береза»
V. Закрепление изученного материала
- игра «Назови ласково»
- игра «Посчитай»
- игра «Найди листик»
VI. Итог
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Сядет тот, кто назовёт - какая осенью погода?
( холодная, ветряная, тёплая, солнечная, пасмурная, серая, скучная, грустная)
II. Сообщение темы
Логопед: Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки.
О чём это стихотворение? ( о дереве.)
III. Изучение нового материала
Беседа о деревьях
Логопед: Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
Посмотрите на картинки, назовите лиственные деревья.
(Береза, дуб, осина и т.д.)
Назовите хвойные деревья.
(Сосна, ель, лиственница, пихта.)
Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т.д.)
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
Игра «Откуда листик»
Логопед: А вот листья этих деревьев. Отгадайте, с какого дерева упал каждый из них. Назовем, какой это листок.
- Листок упал с клена. Это кленовый листок.
- Листок упал с рябины. Это рябиновый листок.
- Листок с дуба. Это дубовый листок.
- Иголочки с елки. Это еловые иголки.
- Иголочки с сосны. Это сосновые иголки.
- Листок упал с берёзы. Это берёзовый листок.
- Листок с дуба. Это дубовый листок.
Логопед: С какого же дерева упал последний листок?
Дети. С каштана.
Логопед: Мы назовем его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить.
Игра «Какой листик?»
Логопед: А теперь представьте, какого цвета листья деревьев осенью, и расскажите мне про каждый из них. Рассказывать будем так: Это — зеленые еловые иголки.
- Красный кленовый листок.
- Оранжевый рябиновый листок.
- Коричневый дубовый листок.
- Зеленые сосновые иголки.
- Желтый лист каштана.
- Жёлтый берёзовый листок.
- Коричневый дубовый листок.
Игра «Что делает?»
Логопед: Я вам буду говорить показывать картинку, а вы скажете, что этот предмет делает. Давайте попробуем.
Деревья — качаются, стоят, шумят, растут.
Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.
IV. Физкультминутка «Береза»
Мы вокруг березы
Весело пойдем, дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, поднимают,
Покружимся слегка. кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака. делают движения подбрасывания.
V. Закрепление изученного материала
Игра «Посчитай»
Логопед: А теперь посчитаем все, что растет в лесу. Вот так:
(можно проводить с мячом)
1 лист 2 листа 3 листа 4 листа 5 листов.
1 корень 2… 3... 4… 5…
1 ветка…
1 дерево…
1 почка …
1 берёза …
1 дуб …
1 осина …
Игра «Назови ласково»
Логопед: В лесу растут разные деревья - большие и маленькие. Много разного. Давайте маленькие предметы назовем ласково.
Ветка – веточка
Береза – березка
Почка – почечка.
Игра «Найди листик»
Логопед: Посмотрите на картинку (предъявляются наложенные картинки). Что вы видите. (листья) Каждый найдет свой лист и обведет его.
VI. Итог
Логопед: О чем мы говорили на занятии? Молодцы! Отлично поработали.