Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей 5-6 лет «Посуда»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет (старшая группа)
Тема: «Посуда»
Учитель-логопед
Прохоренкова Марина Юрьевна
Смоленск, 2022
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
1) коррекционно – образовательные: систематизировать представления о посуде; обогатить и активизировать словарь по теме «Посуда»; закрепить умение употреблять обобщающее понятие «посуда»; познакомить с понятиями «столовые приборы», «столовая посуда», «кухонная посуда»; научить образовывать существительные с суффиксами -ниц-, -онк-; учить подбирать антонимы; закреплять умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; научить употреблять глаголы жарить, варить, печь, кипятить, тушить, различать их лексические значения; продолжать учить отвечать полным предложением
2) коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти.
3) коррекционно – воспитательные: воспитывать бережное и аккуратное отношение к посуде, формировать навыки сотрудничества, воспитывать последовательность и целеустремленность при выполнении заданий.
Оборудование: картинка с изображением повара, картинный материал по теме «посуда», конверт, смайлики с настроением.
План:
I. Организационный момент
- игра «Настроение»
II. Сообщение темы
III. Изучение нового материала:
- игра «Для чего нужна посуда»
- игра «Где живут продукты»
- игра «Назови ласково»
IV. Физкультминутка «Помощники»
V. Закрепление изученного материала
- игра «Части посуды»
- игра «Скажи наоборот»
- игра «Повар»
VI. Итог
Ход занятия
I. Организационный момент
Л.: Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? Покажите ваше настроение.
Детям раздаются смайлики с различным настроением, они выбирают смайлик, соответствующий их настроению и показывают своё настроение мимикой.
II. Сообщение темы
Л.: Посмотрите. К нам пришел гость. Кто это? (поваренок) А чем занимается поваренок? (готовит еду) А что ему для этого нужно? (тарелки, кастрюли, ложки). Одним словом это называется «посуда». Сегодня мы поговорим о посуде, а поваренок нам поможет.
III. Изучение нового материала
- игра «Для чего нужна посуда»
Л.: Поваренку пришло письмо, давайте его прочтем.
В конвертах лежат картинки с изображением предметов посуды. Дети достают картинки и называют, что нарисовано
1) Нож, вилка, ложка …
- Для чего нужна вилка? (вилкой едят макароны, рыбу, картошку)
- Для чего нужна ложка? (ложкой едят суп, кашу)
- Для чего нужен нож? (ножом режут хлеб)
Л.: Нож, вилка, ложка – столовые приборы.
2) Тарелка (мелкая, глубокая)
Л.: Для чего нужна тарелка? (Из глубокой тарелки едят суп. Из мелкой тарелки едят второе – кашу.)
3) Стакан
Л.: Для чего нужен стакан? (из стакана пьют воду, молоко, компот)
4) Супница, салатница.
Л.: Для чего нужна супница? (В супницу наливают суп, а потом из супницы в тарелки разливают суп) Для чего нужна салатница? (В салатницу кладут салат)
5) Солонка, перечница.
- Для чего нужна солонка? (чтобы солить еду)
- Для чего нужна перечница? (чтобы перчить еду)
Л.: Тарелка, стакан, супница, салатница, солонка, перечница – столовая посуда, посуда из которой кушают, которую ставят на стол.
6) Кастрюля, сковорода.
Л.: Для чего нужна кастрюля? (в кастрюле варят суп, кашу, компот) Для чего нужна сковорода? (в сковороде жарят котлеты, картошку, рыбу)
7) Чайник, половник?
Л.: Для чего нужен чайник? (в чайнике кипятят воду) Для чего нужен половник? (наливать суп, компот)
Кастрюля, сковорода, чайник, половник – кухонная посуда, в которой готовят еду, жарят, варят, кипятят.
- игра «Где живут продукты»
Л.: Ребята, Поварёнок не знает, где живут продукты. Давайте ему поможем.
- Где живет суп? Суп «живет» в … супнице. Соль … в солонке. Перец … в перечнице. Чай … в чайнике. Салат … в салатнице.
- игра «Назови ласково»
Л.: Похвалим посуду, назовем каждый предмет посуды ласково
Ложка – ложечка Вилка - … Кастрюля - … Стакан - … Сковорода - … Блюдце - … Чайник - … и т.д.
IV. Физкультминутка «Помощники»
Раз, два, три, четыре, пять. (загибают пальчики по одному к ладони)
Будем маме помогать. (прыгают.)
Быстро чашки мы помыли, (трут ладошки)
Про тарелки не забыли. (трут ладошки)
Всю посуду мы убрали. (поднимают руки вверх и потягиваются)
Очень сильно мы устали. (устало опускают руки вниз)
V. Закрепление изученного материала
- игра «Части посуды»
Л.: Ребята, Поваренок просит, чтобы мы ему помогли разобраться, из чего же состоит посуда. Посмотрите внимательно на чайник. Что есть у чайника? (ручка, донышко, носик, крышка). Покажи, где крышка, где носик, где донышко, где ручка?
- игра «Скажи наоборот»
Л.: Поваренок хочет с нами поиграть в одну игру «Скажи наоборот». Я вам буду называть слово, а вы будете называть его наоборот.
Мелкая тарелка – глубокая тарелка
Тяжелая кастрюля – лёгкая тарелка
Белая тарелка - черная тарелка
Горячий чайник – холодный стакан
Чистый стакан – грязный стакан
Новый графин – старый графин
Острый нож – тупой нож
Мокрая ложка – сухая ложка
- игра «Повар»
Л.: Ребята, Поваренок говорит, что суп варят в сковороде. Это правильно? В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле).
- Поваренок говорит, что котлеты жарят в кастрюле. Это правильно? В чем жарят котлеты? (Котлеты жарят в сковороде)
- Поваренок говорит, что суп едят вилкой. Это правильно? Чем едят суп? (суп едят ложкой).
- Поваренок говорит, что рыбу едят ножом. Это правильно? Чем едят рыбу? (рыбу едят вилкой)
- Поваренок говорит, что хлеб режут ложкой. Это правильно? Чем режут хлеб? (хлеб режут ножом)
- Поваренок говорит, что молоко пьют из тарелки. Это правильно? Из чего пьют молоко? (молоко пьют из стакана)
VI. Итог
Л.: Молодцы, ребята, Поваренок говорит вам спасибо за помощь. Вы сегодня очень хорошо поработали.